Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:47, курсовая работа
Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Подводя итог вышесказанному, не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для будущих специалистов финансовой сферы.
Введение…………………………………………………………………… 3
1.Налоговая система как часть экономической системы общества…….5
Экономическая сущность налоговой системы……………………….5
Организационная структура налоговой системы………………….. 10
2.Экономическая роль налогов. Их виды………………………………. 18
3.Особенности налоговой системы в Российской Федерации…………28
Заключение………………………………………………………………..34
Литература…………………………….…………………………………..36
Министерство образования Российской Федерации
Ростовский
Государственный
Экономический Университет
Кафедра
Экономической теории
на тему: «Налоги и налоговая система в рыночной экономике»
(№51)
Выполнил
студент
Факультета
группы
номер зачетной книжки 02085
Научный
руководитель:
2003
1.Налоговая
система как часть
Литература…………………………….……………………
Рецензия…………………………………………………………
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоги известны очень давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имело финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяло лишь общую сумму средств, которую желало получить, а сбор налогов поручало городу или общине. Очень часто оно прибегало к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стране возникала сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство взяло часть функций на себя: устанавливало квоту обложения, наблюдало за процессом сбора налогов, определяло этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период была еще очень велика. И, наконец, третий, современный этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Бесспорно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц.
Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
а) гасить возникающие «сбои» в системе распределения;
б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.
Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Подводя итог вышесказанному, не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для будущих специалистов финансовой сферы.
1.Налоговая
система как часть экономической
системы общества
1.1.Экономическая
сущность налоговой
системы
Система рыночных отношений является наиболее универсальной моделью хозяйствования, создающей условия для достижения максимального экономического эффекта как на макро, так и на микроуровне.
Рыночная
экономика в современных
В рыночной экономике взаимодействуют три специфических основных рынка:
1. товаров и услуг;
2. труда;
3. финансовых ресурсов.
На
рынке товаров и услуг
Особые
экономические отношения
На рынке финансовых ресурсов проявляются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, населением и государством по поводу мобилизации и перераспределения (через банковскую систему и др. кредитные учреждения) временно свободных денежных ресурсов для кредитных целей.
Все
три рынка находятся в
Вместе с тем именно рынок товаров и услуг определяет параметры функционирования рынка труда и рынка финансовых ресурсов.1
Производители и потребители, покупатели и продавцы в отношениях между собой стремятся получить наибольшую выгоду. Экономические интересы каждой пары субъектов рыночных отношений прямо противоположны, отражая объективные противоречия между условиями производства, товаров и услуг и условиями их реализации (потребления). Это порождает состязательность производителей с одной стороны и потребителей – с другой за более привлекательные условия реализации и приобретения товаров.
Таким образом, появляется в рыночной системе другой экономический закон – закон конкуренции. Результатом его действия является улучшение условий производства и реализации товаров, улучшение их качества и снижение общественно необходимых затрат труда, понижение индивидуальной стоимости продукции и получение избыточного дохода в форме добавочной прибыли. Появление на рынке монополистов ослабляет конкуренцию. В этом случае вступает в силу регулирующая роль государства.
Историческая эволюция привела к формированию двух моделей рыночной экономики:
Разумеется, та или иная модель, принятая государством на вооружение, имеет свои исторические корни, учитывает традиции хозяйства и управления, новые явления (к примеру, возрастающая роль международных компаний, предприятия которых действуют по законам государств с различной налоговой политикой).
Реформирование экономики России с самого начала было ориентировано на переход к либеральной модели рынка. Первые практические действия в этом направлении выразились в либерализации хозяйственной деятельности и цен (начиная с 1992 г. цены на 90% товаров и услуг были полностью освобождены от государственного вмешательства), снятии ограничений в оплате труда, ускоренном проведении приватизации государственных предприятий. Имелось в виду, что именно саморегулируемый механизм нарождающейся рыночной системы расставит всех и вся по своим «нишам» и создаст новую структуру форм собственности, иную систему разделения труда в российской экономике.
Первые годы рыночных преобразований в России характеризуются значительным спадом производства, сокращением инвестиций, разладом финансовой системы, снижением уровня жизни подавляющей части населения: в декабре 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г. средняя заработная плата возросла в 1,5 раза, а сводный индекс потребительских цен — в 26 раз. Инфляционные процессы, обусловленные ростом цен и неплатежей, негативно сказались на устойчивости денежного обращения и финансово-кредитной системы. Вносимые коррективы в монетаристскую стратегию осуществления реформ ощутимых перемен не принесли: стабилизация в экономике и финансах не наступила. Объем валового внутреннего продукта в 1992 г. снизился по сравнению с 1991 г. на 19%. Дефицит бюджета составил около 11% расходов государства. Увеличился государственный долг России (внутренний и внешний).
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)» отмечены резервы реформирования экономики, в числе которых:
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.
Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства — бюджета и внебюджетных фондов (см. Приложение 2, стр.36). Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — справедливо подчеркивал К. Маркс.2 В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике