Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:47, курсовая работа
Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Подводя итог вышесказанному, не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для будущих специалистов финансовой сферы.
Введение…………………………………………………………………… 3
1.Налоговая система как часть экономической системы общества…….5
Экономическая сущность налоговой системы……………………….5
Организационная структура налоговой системы………………….. 10
2.Экономическая роль налогов. Их виды………………………………. 18
3.Особенности налоговой системы в Российской Федерации…………28
Заключение………………………………………………………………..34
Литература…………………………….…………………………………..36
Одновременно отдельные формы этого дохода (заработная плата, прибыль, процент, рента) имеют самостоятельные значения, и поэтому объект обложения и источник налога не всегда совпадают. Например, при одном и том же источнике обложения – заработной плате, в случае ее прямого обложения, объектом обложения будет выступать заработная плата, а при косвенном – стоимость потребленных товаров (налог с продажи, акцизы и т.д.)
Единица обложения зависит от предмета обложения и может выступать как в денежной, так и в натуральной форме (рубль дохода, га земли). С точки зрения равенства и справедливости распределение налогового бремени вопрос о единице обложения представляет одну из наиболее трудных проблем налогообложения.
Принцип
равенства и справедливости распределения
налогового бремени, составляющий основу
современной системы
Пропорциональные ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с предмета обложения. Прогрессивные ставки построены по принципу роста процента с увеличением стоимости объекта обложения и образуют шкалу ставок с простой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения, а сложная – деление объекта на части, каждая последующая из которых облагается повышенной ставкой. Сложная прогрессия применяется, например, при формировании подоходного налога с физических лиц в РФ.
Не менее могущественной является система налоговых льгот, ведущая к уменьшению налоговой оценки облагаемого объекта. Она имеет разнообразные формы и строится для каждого налога с учетом приоритета национальной фискальной политики.
В мировой практике сформировались следующие принципы взимания налогов:
В качестве примера взыскания налога у источника дохода можно привести сложившуюся практику изъятия подоходного налога с физических лиц в нашей стране: в момент получения заработной платы.
Яркой иллюстрацией принципа взимания налогов в момент расходования дохода является оплата покупателем в составе цены товара налога с продажи, налога на добавленную стоимость.
Примером взимания налогов в процессе потребления товара или услуги может служить налог на владельцев автотранспортных средств.
Налоговые системы разнятся по уровню изъятия налогов. Как правило, в мировой практике используются двух (федеральный и муниципальный) и трехуровневые (федеральный, региональный и муниципальный) системы налогообложения. В России, США, Франции сформированы трехуровневые налоговые системы. В Японии функционирует двухуровневая налоговая система.
В
целом система построения отдельных
видов налогов формируется, как
правило, с учетом избежания двойного
обложения на разных уровнях административного
управления.
2.Экономическая
роль налогов. Их виды
«Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»4.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме?
Основная роль налогов – фискальная (от. лат. fiscus – государственная казна), соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Через фискальную функцию реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых и бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций — оборонных, социальных, природоохранных и др.
Следующая функция налогов – регулирующая. Она начала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Другое дело – как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
Регулирующая
функция направлена на достижение определенных
целей налоговой политики посредством
налогового механизма. В налоговом
регулировании имеются три
При обложении прибыли, например, льготы стимулируют:
1) финансирование затрат на развитие производства и жилищное строительство;
2) малые формы предпринимательства;
3) занятость инвалидов и пенсионеров;
4) благотворительную деятельность в социально-культурной и природоохранной сферах.
Некоторые авторы выделяют стимулирующую подфункцию как отдельную функцию5. Но мы считаем, что это не играет существенного значения. Можно рассматривать как тот, так и другой вариант.
Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны постоянно воспроизводиться. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра, и всегда. Поэтому, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;
Выделяют также распределительную функцию налогов. Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает, в конечном счете, гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров, и прежде всего относительно дорогостоящие. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика. Формирование доходов государственного бюджета превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта6.
Посредством
налогов в государственном
С
помощью налогов государство
перераспределяет часть прибыли
предприятий и
Выделяют также контрольную функцию налогов. Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций7. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции
Из
всего вышесказанного видно, что
указанное разграничение
Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам. В целом классификационные признаки универсальны, т.е. основные из них известны еще с древнейших времен. Группировка же в соответствии с этими критериями тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-политических отношений в стране и сложившихся традиций в налоговых отношениях.
Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог — это прямой налог, остальные — косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами — на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит — это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя.
Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике