Налоги и налоговая система в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Подводя итог вышесказанному, не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для будущих специалистов финансовой сферы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

1.Налоговая система как часть экономической системы общества…….5
Экономическая сущность налоговой системы……………………….5
Организационная структура налоговой системы………………….. 10
2.Экономическая роль налогов. Их виды………………………………. 18
3.Особенности налоговой системы в Российской Федерации…………28
Заключение………………………………………………………………..34

Литература…………………………….…………………………………..36

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система.Курсовая.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)

      Одновременно  отдельные формы этого дохода (заработная плата, прибыль, процент, рента) имеют самостоятельные значения, и поэтому объект обложения и источник налога не всегда совпадают. Например, при одном и том же источнике обложения – заработной плате, в случае ее прямого обложения, объектом обложения будет выступать заработная плата, а при косвенном – стоимость потребленных товаров (налог с продажи, акцизы и т.д.)

      Единица обложения зависит от предмета обложения и может выступать как в денежной, так и в натуральной форме (рубль дохода, га земли). С точки зрения равенства и справедливости распределение налогового бремени вопрос о единице обложения представляет одну из наиболее трудных проблем налогообложения.

      Принцип равенства и справедливости распределения  налогового бремени, составляющий основу современной системы налогообложения, лежит в основе построения налоговых  ставок, или величины налога на единицу  обложения. Налоговые ставки могут  быть твердыми (абсолютная сумма с объекта обложения) или процентными (как доля его стоимости). В свою очередь процентные ставки могут быть пропорциональными и прогрессивными.

      Пропорциональные  ставки построены по принципу единого  процента, взимаемого с предмета обложения. Прогрессивные ставки построены по принципу роста процента с увеличением стоимости объекта обложения и образуют шкалу ставок с простой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения, а сложная – деление объекта на части, каждая последующая из которых облагается повышенной ставкой. Сложная прогрессия применяется, например, при формировании подоходного налога с физических лиц в РФ.

      Не  менее могущественной является система  налоговых льгот, ведущая к уменьшению налоговой оценки облагаемого объекта. Она имеет разнообразные формы и строится для каждого налога с учетом приоритета национальной фискальной политики.

      В мировой практике сформировались следующие  принципы взимания налогов:

  1. у источника дохода;
  2. в момент расходования дохода;
  3. в процессе потребления товара или услуги.

      В качестве примера взыскания налога у источника дохода можно привести сложившуюся практику изъятия подоходного  налога с физических лиц в нашей  стране: в момент получения заработной платы.

      Яркой иллюстрацией принципа взимания налогов  в момент расходования дохода является оплата покупателем в составе  цены товара налога с продажи, налога на добавленную стоимость.

      Примером  взимания налогов в процессе потребления  товара или услуги может служить налог на владельцев автотранспортных средств.

      Налоговые системы разнятся по уровню изъятия  налогов. Как правило, в мировой  практике используются двух (федеральный  и муниципальный) и трехуровневые (федеральный, региональный и муниципальный) системы налогообложения. В России, США, Франции сформированы трехуровневые налоговые системы. В Японии функционирует двухуровневая налоговая система.

      В целом система построения отдельных  видов налогов формируется, как  правило, с учетом избежания двойного обложения на разных уровнях административного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.Экономическая роль налогов. Их виды 

      «Под  налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»4.

      В рыночной экономике налоги выполняют  столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

      В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме?

      Основная  роль налогов – фискальная (от. лат. fiscus – государственная казна), соответственно чему они используются как источник доходов государственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Через фискальную функцию реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых и бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций — оборонных, социальных, природоохранных и др.

      Следующая функция налогов – регулирующая. Она начала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Другое дело – как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

      Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

  • регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
  • регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

      Регулирующая  функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством  налогового механизма. В налоговом  регулировании имеются три подфункции:

  • стимулирующая подфункция, направленная на развитие определенных социально-экономических процессов, реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения: изменяется объект налогообложения, уменьшается налогооблагаемая база, понижается налоговая ставка и др. Действующее налоговое законодательство предусматривает стимулирование таких категорий плательщиков, как субъекты малого предпринимательства, предприятия, привлекающие на работу инвалидов, сельскохозяйственные производители, организации, осуществляющие капитальные вложения в собственное производственное развитие, а также занимающиеся благотворительностью и т. д.

      При обложении прибыли, например, льготы стимулируют:

      1) финансирование затрат на развитие производства и жилищное строительство;

      2) малые формы предпринимательства;

      3) занятость инвалидов и пенсионеров;

      4) благотворительную деятельность в социально-культурной и природоохранной сферах.

      Некоторые авторы выделяют стимулирующую подфункцию как отдельную функцию5. Но мы считаем, что это не играет существенного значения. Можно рассматривать как тот, так и другой вариант.

  • дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Примером могут служить протекционистские меры государства, направленные на поддержку внутренних производителей при помощи запретительных импортных таможенных пошлин.

      Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические  отношения, должны постоянно воспроизводиться. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра, и всегда. Поэтому, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;

  • подфункция воспроизводственного назначения реализуется через платежи: за пользование природными ресурсами; в дорожные фонды; на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

      Выделяют  также распределительную функцию налогов. Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает, в конечном счете, гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров, и прежде всего относительно дорогостоящие. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика. Формирование доходов государственного бюджета превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта6.

      Посредством налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др.

      С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

      Выделяют  также контрольную функцию налогов. Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций7. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции

      Из  всего вышесказанного видно, что  указанное разграничение функций  налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются  и осуществляются одновременно. Учет всех этих функций налогов только в совокупности может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.

      Вся совокупность законодательно установленных  налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам. В целом классификационные признаки универсальны, т.е. основные из них известны еще с древнейших времен. Группировка же в соответствии с этими критериями тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-политических отношений в стране и сложившихся традиций в налоговых отношениях.

      Первая  классификация налогов была построена  на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог — это прямой налог, остальные — косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами — на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит — это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя.

Информация о работе Налоги и налоговая система в рыночной экономике