Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:28, реферат
В работе рассмотрены основные моменты взимания налогов с доходов населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты в полном объеме не сформировали свое мнение по многим вопросам, касающимся взимания налогов.
Таким образом, в 1999г. был введен новый порядок уплаты подоходного налога:
он уплачивался отдельно в Федеральный бюджет по ставке 3% независимо от
дохода и в бюджеты субъектов РФ по прогрессивной шкале. Также с 1999г. было
предусмотрено отдельное исчисление подоходного налога с сумм коэффициентов и
надбавок за стаж работы, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях и др. Теперь с этих сумм налог взимался отдельно от других
доходов в Федеральный бюджет по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ по ставке
9%.
С 1999г. сумма подоходного налога определяется в полных рублях.
В 2000г. происходит отмена двух видов подоходного налога – федерального и
местного. Теперь все суммы подоходного налога предприятию необходимо
перечислять на счет соответствующего органа Федерального казначейства,
которое само будет распределять поступающую сумму по различным бюджетам. Так,
16% поступивших налогов отчисляется в Федеральный бюджет, а 84% - в
региональный бюджет.
Полностью изменена шкала подоходного налога.
Таблица 3
Шкала подоходного налога на доходы, полученные с 1.01.2000г. [1, ст.6]
До 50 000 руб. | 12% |
От 50 001 до 150 000 руб. | 6 000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50 000. |
От 150 001 руб. и выше | 26 000 руб. + 30% с суммы, превышающей 150 000 руб. |
В 2000г. также размер совокупного годового дохода для предоставления
стандартных вычетов и на детей и иждивенцев увеличен в 1,5 раза. С
1.01.2000г. в совокупный налогооблагаемый доход не включаются:
- материальная помощь, если она оказывается физическим лицам, пострадавшим от
террористических актов на территории РФ (независимо от размера выплаты);
- суммы международных, иностранных или российских премий за выдающиеся
достижения по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ.
Таким образом, проследив изменения по подоходному налогу за 1998-2000гг.,
можно сделать вывод о тенденции уменьшения шкалы обложения налогом, а также о
расширении вычетов и увеличении их размеров. Однако эти изменения
затронули также и структуру налоговых поступлений в бюджет РФ.
1.2. Значение подоходного налога при формировании
доходной части бюджета РФ
Формирование проекта бюджета на 2000г. сопровождалось разработкой пакета
законопроектов об изменении налогообложения. В частности предлагалось снизить
с 45% до 30% предельную ставку подоходного налога, а также резко упростить
шкалу этого налога. Был принят Федеральный закон «О внесении изменений в
закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц», которым предусмотрены по
доходам, полученным после 1.01.2000г. лишь 3 ставки налога, в том числе 12%
при совокупном годовом доходе до 50 тыс. руб. Отказ от запретительной ставки
45%, которая могла вступить в действие начиная с 2000г., можно рассматривать
в качестве наиболее серьезной из всех налоговых мер, принятых при
рассмотрении бюджета на 2000г. в Государственной Думе.
Уменьшается по сравнению с 1999г. в доходах Федерального бюджета сумма
подоходного налога с физических лиц. Его величина определяется в сумме 23,9
млрд. руб. [См. Таблицу 4]. В соответствии с принятым согласительной комиссией
по рассмотрению проекта бюджета на 2000г. решением, ставка зачисления этого
налога в Федеральный бюджет против 1999г. снижена с 3% до 2%.[здесь и далее 5,
с.39] Это соответствует доле в 15% от всей суммы подоходного налога.
Таблица 4
| В млрд. руб. | В % к итогу | |||||
1999г.(утверждено) | 1999г.(ожидаемое) | 2000г. | 1999г.(утверждено | 1999г.(ожидаемое) | 2000г. | ||
|
|
|
|
|
|
| |
Налоговых доходов всего | 456,03 | 467,78 | 675 | 100% | 100% | 100% | |
1.Прямые, в том числе |
|
|
|
|
|
| |
1.1. Налог на прибыль | 39,45 | 73,59 | 63,45 | 8,1% | 15,7% | 9,4% | |
1.2. Подоходный налог | 25,24 | 21,43 | 23,93 | 5,5% | 4,6% | 3,5% | |
2.Косвенные, в том числе |
|
|
|
|
|
| |
2.1. НДС | 179,36 | 197,24 | 277,49 | 39,3% | 42,2% | 41,1% | |
2.2. Акцизы | 101,64 | 77,22 | 119,9 | 21,3% | 16,5% | 17,8% | |
|
|
|
|
|
|
|
|
Одновременно можно отметить постепенное, но неуклонное увеличение как общей
суммы, так и доли подоходного налога в доходах консолидированного бюджета. На
2000г. общая сумма этого налога в расчетах бюджету определена в 159,8 млрд.
руб., что только на 14% ниже общей суммы налога на прибыль; по отношению ко
всей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета доля подоходного
налога с физических лиц в 2000г. должна составить 11,6%.
Итак, рассмотрев кратко историю становления подоходного налога в России, его
роль при формировании доходов бюджета и тенденции изменения, посмотрим, к
чему же они привели, то есть рассмотрим особенности исчисления и взимания
подоходного налога с 2001г.
2. Анализ методики определения подоходного налога с 2001г. 2.1.
Налоговая база и налоговые ставки налога
на доходы физических лиц.
Для более полного освещения особенностей исчисления данного налога приведу
основные понятия. Налогоплательщиками налога признаются физические лица,
являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие
доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми
резидентами РФ. В НК впервые определен перечень доходов, получаемых от
источников в РФ и от источников за пределами РФ (за рубежом). По сравнению с
действующим в настоящее время законодательством главой 23 НК РФ значительно
расширено понятие доходов, полученных от источников в РФ. Так, начиная с
01.01.2001 к таким доходам в числе прочих доходов будет относиться и
вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную
работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) в РФ. Такая
формулировка свидетельствует о том, что доходом от источника в РФ будет
являться не только доход, полученный в результате определенных действий - за
выполненную (совершенную) на территории РФ работу, но и любой доход,
полученный в результате совершения иных действий (бездействий) в РФ.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика,
полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в
виде материальной выгоды. С 2001г. изменен порядок определения налоговой
базы. Теперь она будет определяться отдельно по каждому виду доходов, в
отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Несомненно, самым значительным нововведением является введение единой ставки
налога с 2001г. – 13%. На этот счет существуют противоположные мнения.
Сначала я приведу мнения против такой ставки налога.
Противники единой ставки подоходного налога считают, что она не позволит
реализовать принцип справедливого налогообложения граждан, нигде в мире не
используется единая ставка подоходного налога, так как в этом случае
образуется равное налогообложение в условиях большой дифференциации доходов
физических лиц. В настоящее время в России разрыв между группой лиц с
наименьшими доходами и с наивысшими доходами колеблется 1 к 25 и более, в то
время как разрыв на ставках налогообложения составляет 1 к 3, а после
введения в действия части 2 Налогового кодекса этого разрыва вовсе не будет.
Тем самым основной груз налогового бремени приходится на малообеспеченные
слои населения, доля которых в общей массе налогоплательщиков растёт.
Необходимо повысить налоговые изъятия в бюджет от высокооплачиваемой группы
лиц.
Однако, для того, чтобы понять, почему был принят именно этот проект
налогового кодекса, необходимо рассмотреть причины, которыми
руководствовались разработчики Налогового кодекса.
Ставка 13% не означает увеличение налогооблагаемых доходов низкооплачиваемых
граждан, уплачивающих сейчас 12% подоходного налога и 1% в Пенсионный фонд.
Для этой категории граждан (90% работников) [здесь и далее 10, с. 1] реформа
сохранит нынешнее налоговое бремя. Однако, тот факт, что при действующем
законодательстве только 0,1% доходов облагается по ставке 30%, означает, что
с богатых налоги не собираются. Это и требует принятия радикальных мер для
выведения фонда оплаты труда из теневого оборота. Единая низкая ставка
налогообложения доходов граждан – главная (но не единственная) мера,
призванная решить эту сложную задачу. На других мерах, например, о введении
новых вычетов, призванных вывести доходы физических лиц из теневого оборота,
я остановлюсь ниже.
По ставке сделано несколько исключений. Налоговая ставка в размере 35%
устанавливается в отношении следующих доходов [3, ст. 224 ]:
выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов;
стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в целях рекламы товаров, работ
и услуг, в части превышения 2000 руб. за налоговый период;
страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения
страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную исходя из действующей
ставки рефинансирования ЦБ;
процентных доходов по вкладам банка в части превышения суммы, рассчитанной
исходя из ¾ действующей ставке рефинансирования ЦБ по рублевым вкладам
и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;
суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств
в части превышения размеров, указанных выше.
Налоговая ставка в размере 30% устанавливается по следующим доходам:
дивидендов;
доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися резидентами РФ.
Таким образом, кодекс намерен запретить распространенную сейчас депозитную
схему ухода от налогообложения и резко упростить администрирование
подоходного налога. Достаточно отметить, что резко уменьшатся масштабы
декларирования доходов гражданами. По оценкам МНС количество подаваемых
деклараций уменьшится с 4 млн. до 150 тыс. Декларации будут связаны с
покупкой недвижимости или с налогообложением недобросовестных процентов, но
это ничтожный слой. Работа в нескольких местах перестанет быть основанием для
декларирования доходов.
Собираемость подоходного налога по ставке 13% оценивается специалистами на
уровне 90%.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены ставки 30% и 35%,
налогооблагаемая база определяется как денежное выражение таких доходов. При
этом не применяются налоговые вычеты. Они применяются при определении
налоговой базы по доходам, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка
13%. Здесь налоговая база уменьшается на сумму вычетов.
Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, по сравнению с
действующим в настоящее время законодательством незначительно изменился и
приведен в статье 217 Налогового кодекса РФ. Большинство вычетов сохранено,
но они систематизированы по группам. Кроме того уточнен порядок
предоставления отдельных вычетов (льгот).
Изменились льготы чернобыльцам и инвалидам вооруженных конфликтов. Много
нареканий у депутатов вызывает льгота чернобыльцам. Сейчас под нее попадает
до 1 млн. налогоплательщиков. Однако ясно, что это преувеличение, столько
людей не принимало непосредственного участия в ликвидации последствий
чернобыльской катастрофы. К сожалению, действующее законодательство в других
областях не позволяет уменьшить число льготников, а уменьшение льготы в
абсолютных размерах привело бы к тяжелым социальным последствиям. Поэтому
решено было установить одинаковые льготы в размере 3000 руб. в месяц для
чернобыльцев и лиц, получивших инвалидность вследствие увечий, контузий и
заболеваний, полученных при исполнении воинских обязанностей.
Приняты вычеты в сумме 500 руб. в месяц – для героев СССР, РФ, инвалидов
1,2,3 групп, инвалидов детства, блокадников и др.
Вычеты в размере 400 руб. в месяц на каждого работающего, но пока совокупный
доход не достигнет 20 тыс. руб. Вычеты расходов на содержание детей
определены в размере 300 руб. в месяц на каждого ребенка.
Статьей 222 Налогового Кодекса РФ законодательным (представительным) органам
субъектов РФ предоставлено право в пределах установленных размеров социальных
налоговых вычетов и имущественных налоговых вычетов устанавливать иные
размеры вычетов с учетом своих региональных особенностей. Данная норма
свидетельствует о том, что местные органы власти могут установить значительно