Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:56, реферат
Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции фискальную и регулирующую которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с
9
Введение
дним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две основные функции фискальную и регулирующую которые взаимосвязаны и взаимозависимы, причем ни одна из них не должна развиваться в ущерб другой. Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с
физических и юридических лиц. С переходом экономики нашего государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять полученную прибыль. Прибыль как экономическая категория это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной
деятельности и суммой затрат на эту деятельность. Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, мы получаем один из видов налога, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции это налог на прибыль предприятий и организаций. Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения прибыли предприятий юридических лиц.
Общий смысл методологии учета налога на прибыль, определяемой МСФО, состоит в следующем: налог на прибыль представляет собой статью расхода, отражаемую в отчете о прибылях и убытках, которая разделяется на две составляющие - текущий налог и отложенный (отсроченный) налог. Под текущим налогом понимается сумма налогов на прибыль, подлежащих оплате (или возмещаемых) относительно налогооблагаемой прибыли (налогового убытка) за отчетный период. В бухгалтерском балансе отражается неоплаченная часть обязательства или предварительные платежи. Отложенный налог определяется расхождением между величинами бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли.
Налог на прибыль организаций — федеральный, прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с главой 25 НК РФ. Он играет важную роль в формировании доходной части бюджета. После НДС налог на прибыль организаций занимает второе место. Еще более значима его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, где он занимает первое место в их доходных источниках.
Так как рассматриваемый налог является прямым налогом, т.е. напрямую воздействует на экономический потенциал налогоплательщика, то становятся понятными действия и устремления государства по активному воздействию на развитие экономики именно через механизм его применения. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком реального дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах.
Законодательная база- Налоговый кодекс РФ, часть 2, глава 25.
1. Плательщики налога
Плательщиками налога на прибыль признаются все предприятия, организации, являющиеся по Российскому законодательству юридическими лицами и имеющие прибыль от осуществления в России предпринимательской деятельности.
К ним также следует отнести коммерческие банки, негосударственные пенсионные фонды, а также организации, получившие лицензию на осуществление страховой деятельности. Бюджетные организации и некоммерческие фонды, получающие доходы от коммерческой деятельности, являются плательщиками налога (по этой части дохода).
К числу плательщиков налога российское налоговое законодательство относит также и иностранные организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность через постоянные представительства и получающие в России доходы. При этом законодательство установило четкое понятие «постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации для целей налогообложения». Таким представительством признается место осуществления этой организацией предпринимательской деятельности, в частности, место управления, бюро, контора, агентство. К постоянному представительству, в частности, относится любое место, связанное с разведкой, разработкой и любым другим использованием природных ресурсов, осуществлением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, пуску и обслуживанию оборудования. В том случае, если иностранная организация осуществляет в России предпринимательскую деятельность не самостоятельно, а через посредника, не уполномоченного вести переговоры и подписывать контракты от имени этой иностранной организации, то деятельность такого посредника приводит к образованию постоянного представительства этой иностранной организации. Кроме того, не признается постоянным представительством место, используемое исключительно для хранения или демонстрации товаров, принадлежащих этой иностранной организации, а также для закупки товаров или изделий, сбора информации исключительно для собственного использования этой иностранной организацией. В случае, если все таки иностранная организация получает от российской стороны доход, то российская сторона автоматически становится налоговым агентом, обязанным удержать соответствующие российские налоги в момент выплаты этого дохода. Главным критерием для снятия с российской организации вышеуказанной обязанности налогового агента является наличие копии свидетельства о регистрации иностранного юридического лица в территориальном управлении ФНС.
Одновременно с этим законом установлен ряд категорий предприятий и организаций, применяющих специальные налоговые режимы (например, упрощенную систему налогообложения), которые, в частности, не являются плательщиками налога на прибыль.
2. Объект налогообложения и налоговая база
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для определения налогооблагаемой прибыли из полученных организацией доходов необходимо вычесть расходы, непосредственно связанные с получением этих доходов. При этом следует отметить, что к вычету из доходов принимаются не любые, а только необходимые, экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществляемые в указанных выше целях.
При этом налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от 24 % (стандартной), определяется налогоплательщиком отдельно. Таким образом, налогоплательщик вменяется ведение раздельного учета доходов и расходов по разным видам деятельности.
Отметим, что налоговая база формируется из объекта налогообложения и представляет собой стоимостную характеристику объекта налогообложения. За счет чего же происходит расширение налоговой базы?
Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, или являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.
Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении прибыли исключают из выручки от реализации продукции, работ и услуг уплаченные экспортные пошлины.
Законом предусмотрена корректировка доходов, полученных в натуральной форме в результате реализации товаров через товарообменные операции.
При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в налоговом (отчетном) периоде налогоплательщиком получен убыток, то в данном налоговом (отчетном) периоде налоговая база признается равной нулю.
Законодательство предоставляет право уменьшить налоговую базу последующего налогового периода на всю сумму полученного налогоплательщиком убытка. Он вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Однако при этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном периоде не может превышать 30 % налоговой базы, исчисленной без учета данного вычета. Воспользоваться этим правом возможно не сразу, а например, через год, и он может быть перенесен на любой из последующих девяти лет. Если же налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они получены.
3. Налоговые ставки и отчетный периоды
Налоговая ставка – 20%, в том числе 2% зачисляется в федеральный бюджет и 18% зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующем размере:
в 2004 - 2012 годах - 0 процентов;
в 2013 - 2015 годах - 18 процентов.
Налоговые ставки, применяемые при исчислении налога на прибыль, установлены ст. 284 НК РФ.
Основная ставка с 1 января 2009 г. — 20%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет, а в размере 18% — в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В отношении отдельных видов доходов налоговым законодательством установлены специальные налоговые ставки, найти их можно в ст. 284 НК РФ. Ставка для сельхозпроизводителей, не перешедших на ЕСХН, на период 2004−2012 годов установлена в размере 0% (федеральный закон от 06.08.2004 № 110-ФЗ, в редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 158-ФЗ)
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента. Законы субъектов РФ, снижающие ставку налога на прибыль, можно найти по ссылкам ниже.
Налоговым периодом по налогу на прибыль организации признается календарный финансовый год. Однако промежуточную отчетность по авансовым начислениям необходимо сдавать, соответственно, ежеквартально, каждое полугодие и девять месяцев. В отдельных случаях налогоплательщики исходя из фактически полученной прибыли исчисляют ежемесячные авансовые платежи, отчитываются ежемесячно.
Отчетность. Сумма налога по итогам налогового периода определяется исходя из налоговой базы, сформированной в целом за календарный год, и соответствующей ей ставки налога (п. 1 ст. 286, п. 1 ст. 285, п. 1 ст. 274 НК РФ).
Декларацию обязаны представлять все российские организации, которые являются плательщиками налога на прибыль организаций (п. 1 ст. 289, ст. 246 НК РФ), причем даже те, у кого нет обязанности по уплате налога.
Некоммерческие организации, у которых не возникает обязанность уплаты налога на прибыль, могут подавать декларацию по итогам отчетного периода, а по итогам налогового периода подают декларацию в упрощенном виде. Налоговые декларации (налоговые расчеты), в соответствии со ст. 289 НК РФ, представляются: по итогам налогового периода — не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного периода — не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики предоставляют декларацию в налоговую инспекцию: по месту своего нахождения; по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
Однако если обособленные подразделения организации находятся на территории одного субъекта РФ, то налог на прибыль в бюджет этого субъекта РФ можно уплачивать через одно обособленное подразделение (так называемое ответственное обособленное подразделение), которое организация определяет самостоятельно (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ).
4. Порядок определения и классификация доходов организации
Все возникающие доходы организации классифицируют на:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг);
2) внереализационные доходы;
3) доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
1. Доходы от реализации. Сама величина доходов определяется на основании первичных документов по реализации товаров, работ, и из них исключаются суммы косвенных налогов (НДС, акцизы), предъявленных налогоплательщиком покупателю товаров и выделенных в счетах-фактурах.
При этом самой реализацией товаров, работ и услуг согласно налоговому законодательству признаются передача права собственности на товары одного лица другому, выполнение работ одним лицом для другого или оказание услуг одним лицом другому (в том числе обмен товарами, работами или услугами) на возмездной или безвозмездной основе. Следует отметить, что имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество обратно передающему лицу или выполнить для передающего лица работы или оказать услуги. К реализации товаров, работ и услуг приравнивается также использование товаров, работ и услуг внутри организации для собственного потребления, если соответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения.
Некоторые сложности возникают у налогоплательщика при определении доходов от реализации товаров, работ и услуг натуральной оплате труда, реализации товаров, работ и услуг своим работникам, совершении товарообменных операций и безвозмездной передаче продукции. В этих случаях выручка для налогообложения определяется так, как если бы реализация этих товаров, работ и услуг осуществлялась по ценам, складывающимся на рынке соответствующих товаров, работ и услуг. Кроме того, при определении цены следует учитывать следующие положения первой части Налогового кодекса РФ (ст. 40 НК РФ) В соответствии с ними для целей налогообложения может приниматься цена товаров, работ и услуг, указанная сторонами сделки. И пока налоговыми органами не доказано обратное, считается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.