Глава 1. Организационные
проблемы малого бизнеса в современной
экономике.
1.1. Роль малого
бизнеса в экономике
«Бизнес»
(англ.) – дело, деятельность, занятие.
Бизнес
– это деятельность, осуществляемая
частными лицами или организациями
для извлечения природных благ,
производства и оказания услуг
в обмен на другие товары, услуги
или деньги, ведущая к взаимной
выгоде заинтересованных лиц
или организаций.
Бизнес
в небольших масштабах на малых
предприятиях называется малым.
Малое предприятие – небольшое
предприятие любой формы собственности,
характеризуемое прежде всего ограниченным
числом работников и занимающее небольшую
долю в общем по стране, регионе объеме
деятельности, являющейся профильной
для предприятия.
Российский
малый бизнес – именно тот
сектор экономики, который в
буквальном смысле порожден реформами.
Дата его рождения - 18 июля 1991
года, когда постановлением Правительства
Российской Федерации №446 были
введены критерии отнесения предприятий
к категории малых, определены
общие условия их функционирования.
До середины
1995 г. в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 11.05.93 г. №446 «О
первоочередных мерах по развитию и поддержке
предпринимательства» к малым предприятиям
были отнесены предприятия всех организационно-правовых
форм со среднесписочной численностью
работающих, не превышающей 200 человек.
В соответствии
с Законом РФ от 14.06.1995 №88-ФЗ
«О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации»
под субъектами малого предпринимательства
понимаются коммерческие организации,
в уставном капитале которых доля участия
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, общественных и религиозных
организаций (объединений), благотворительных
и иных фондов не превышает 25%; доля принадлежащая
одному или нескольким юридическим лицам,
не являющимися субъектами малого предпринимательства,
не превышает 25%, и в которых средняя численность
работников за отчетный период не превышает
следующих предельных уровней:
- в промышленности,
строительстве, на транспорте
– 100 человек;
- в научно –
технической сфере – 60;
- в оптовой торговле
– 50;
- в розничной торговле
и бытовом обслуживании населения
– 30;
- в других отраслях
– 50.
Таким
образом, в настоящее время
в Российской Федерации для
отнесения предприятий к малым
используются два критерия: средняя
численность и доля участия
в уставном капитале малых предприятий
других организаций.
Физические
лица (граждане) могут быть участниками
малого предпринимательства как
непосредственно физические лица,
участвующие в создании хозяйственный
обществ, и как физические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица, являющиеся
учредителями хозяйственных товариществ
и обществ.
Юридические
лица, являющие коммерческими организациями,
могут создаваться в форме
хозяйственных товариществ и
обществ, производственных кооперативов,
государственных и муниципальных
унитарных предприятий.
Наиболее
распространенной организационной
формой малого предпринимательства
в развитых странах является индивидуальное
предприятие.
Как
показывает практика, преимуществами
этой организационно – правовой
формы коммерческих организаций
являются:
- полная самостоятельность,
свобода и оперативность действий,
не требующая для принятий
решений получения согласия партнеров;
Максимум побудительных
мотивов. Все доходы поступают к
единому владельцу предприятия,
поэтому он заинтересован в упорной
работе, в тщательном
- собственном контроле над
делами, в принятии обдуманных решений,
увеличении объемов продаж:
- конфиденциальность деятельности,
поскольку в некоторых сферах
бизнеса производственные секреты
и специальная технология являются
главным капиталом фирмы, а
единоличное владение дает возможность
сохранить в тайне секрет предприятия.
Но наряду с достоинствами
этой организационной формы ей свойственны
и недостатки, к которым относятся:
- ограниченность привлечения
значительных финансовых средств;
- неограниченная (полная) имущественная
ответственность за долги в
случае банкротства;
- недоверие со стороны
государственных учреждений и
крупных предприятий;
- слабость управления. Обычно
владелец является управляющим
по всем вопросам: экономическим,
финансовым, кадровым, маркетингу, закупкам,
продаже и др. Как правило, владельцам
не хватает профессиональных
знаний и опыта менеджмента;
- трудность в получении
кредита;
- высокий уровень банкротства.1
Роль и значение малого предпринимательства
необходимо рассматривать с нескольких
позиций: экономической, научно-технической,
социальной и политической. С экономической
стороны роль и значение малого бизнеса
можно определить с помощью таких показателей,
как доля:
- валового внутреннего
продукта (ВВП), создаваемого в малом
бизнесе;
- национального дохода, создаваемого
в малом бизнесе;
- мелких предприятий в
общем количестве промышленных
предприятий;
- трудоспособного населения,
занятого в малом бизнесе;
- малого бизнеса в экспорте
продукции;
- налогов, поступающих
от малого бизнеса в их общей
величине;
- основного капитала, функционирующего
в малом бизнесе;
- отдельных видов продукции
или услуг, производимых малым
бизнесом в общем их объеме.
С увеличением
значений этих показателей возрастает
роль малого бизнеса в экономике
страны. По данным Международной
федерации
Малых и средних промышленных
предприятий в странах – участниках этой
организации приходится 50% продукции и
численности занятых и свыше 30% капиталовложений
и экспорта.
Социальная
значимость малого бизнеса имеет
распространенный характер, который
проявляется в снижении уровня
безработицы; более полном удовлетворении
потребностей граждан в продукции и услугах;
улучшении качества обслуживания; удовлетворенности
людей своим трудом; формировании среднего
класса в обществе как основы для развития
экономики и повышении жизненного уровня
граждан; формировании многочисленного
класса мелких собственников, которые
в наибольшей степени заинтересованы
в обеспечении порядка и стабильности
в обществе и экономике; снижении забастовок
и социально напряженности в обществе.
Малое
предпринимательство является неотъемлемой
частью рыночной экономики. Оно
имеет следующие преимущества:
- гибкость и мобильность
– это особенность, позволяющая
вовремя переключать как людские
ресурсы, так и материальные, а
также своевременно откликаться
на требование рынка;
- высокую эффективность
функционирования, которая обеспечивается
прямым контактом с потребителями
и способностью быстро реагировать
на его спрос, что, в свою
очередь, способствует насыщению
промышленными и другими товарами
различных областей и районов
страны;
- важный инструмент в
борьбе с безработицей, благодаря
своей способности в больших
масштабах поглощать незанятую
рабочую силу высвобождаемую с крупных
предприятий в период экономических кризисов;
- дает возможность в
полной мере проявиться талантами
предпринимателя и управляющего,
большая нехватка которых часто
сдерживает экономическое развитие;
- увеличивает сбережения
и капиталовложения населения
и других местных источников,
способствуя более быстрому использованию
малых финансовых средств;
- для создания малых
предприятий не требуются крупные
инвестиции и длительный срок
их сооружения;
- одно из действенных
направлений антимонопольной политики
и обеспечения конкурентной среды;
- быстрее и дешевле
осуществляют техническое перевооружение
производства, внедряют и апробируют
новую технологию, проводят частичную
автоматизацию производства, достигают
оптимального сочетания механического
и ручного труда.
Помимо
преимуществ, у малого предпринимательства
имеются и недостатки. Главная
из них – малая величина
индивидуального капитала. Для большинства
малых предприятий основным источником
стартового капитала или пополнения
средств, уже вложенных в бизнес,
является самофинансирование, и
лишь в случае достаточно успешного
ведения деловых операций появляется
возможность использовать банковский
кредит.
Как
показывает мировая и отечественная
практика, малое и среднее предпринимательство,
учитывая его характерные особенности,
нуждается в постоянном внимании
и поддержке со стороны органов
государственной власти и местного
самоуправления. В первую очередь
необходимо сформировать широкую
правовую среду функционирования
малого предпринимательства. Этот
процесс начался с принятия законодательных
и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую
деятельность вообще, так как субъекты
малого предпринимательства не являются
особой организационно – правовой формой
предпринимательской (экономической)
деятельности граждан и юридических лиц.
Одновременно идет создание инфраструктуры
малого предпринимательства и объединения
предпринимательских организаций в ассоциации
(союзы). В системе поддержки малого предпринимательства
особое место занимают проблемы финансово-кредитной
поддержки, применение налоговых льгот
и решения актуальных вопросов, оказывающих
существенное влияние на развитие малого
предпринимательства.
Формирование
правовой среды малого предпринимательства
является обязательным и непременным
условием, обеспечивающим субъектам
малого предпринимательства экономическую
свободу, права, гарантии, позволяющие
осознанно заниматься разрешенным
законом бизнесом. В то же время
законодательными и нормативными
актами устанавливаются обязанности
и ответственность субъектов
малого предпринимательства перед
хозяйствующими субъектами, партнерами,
потребителями (покупателями), бюджетами
разных уровней за выполнение
в установленные сроки и в
полном объеме обязательств.
Формирование
правовой среды решает многие
проблемы, стоящие на пути развития
малого предпринимательства, начиная
с момента регистрации субъектов
предпринимательства, лицензирования
предмета их деятельности и
заканчивая процедурами банкротства
и прекращения их существования.
Большим препятствием для дальнейшего
развития малого предпринимательства
является тот факт, что значительные акты
не являются актами прямого действия,
а для их реализации органами исполнительной
власти разрабатывается множество подзаконных
актов (инструкций, приказов, писем, указаний),
которые систематически изменяются, уточняются,
дополняются, поэтому гражданам, решившим
заняться предпринимательской деятельностью,
трудно в них разобраться и на практике
руководствоваться ими.
Для
развития малого предпринимательства
особое значение имеет безусловная
реализация Федерального закона
РФ «О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Российской Федерации».
Правовая
база регулирования и поддержки
малого предпринимательства не
исчерпывается вышеназванными законодательными
и нормативными актами. Особо
место в механизме малого предпринимательства
занимает налоговое, арбитражное, трудовое,
уголовное законодательство.
Большую
роль в поддержке в развитии
малого предпринимательства имеет
законодательство субъектов РФ
и формирование в стране соответствующей
инфраструктуры.
Создание
развитой инфраструктуры поддержки
и регулирования деятельности
субъектов малого предпринимательства
имеет важное значение, что подтверждается
практикой высокоразвитых стран.
В нашей
стране, несмотря на относительно
небольшой срок осуществления
реформ и развития предпринимательства,
создана определённая инфраструктура
на федеральном уровне и формируется
в субъектах РФ инфраструктура
развития и поддержки предпринимательства
вообще и малого предпринимательства
в особенности. На федеральном
уровне проблемами развития и
поддержки малого предпринимательства
в соответствии с вложенными
функциями и Положениями о
федеральных министерствах и ведомствах
занимаются такие министерства и ведомства:
Министерство экономики РФ, Министерство
внешнеэкономических связей РФ, Министерство
финансов РФ, Государственный таможенный
комитет РФ по поддержке и развитию малого
предпринимательства, Федеральный фонд
содействия развитию малых форм предприятий
в научно-технической сфере и др.