Важное
место в механизме поддержки
предпринимательства занимает производственно-технологическая
и имущественная поддержка, оказание
помощи субъектам малого предпринимательства
в предоставлении в аренду (или
собственность) сооружений, оборудования,
производственных и служебных
помещений, иного имущества, находящихся
в государственной или муниципальной
собственности.
Масштабы
развития малого бизнеса в
современной России и его вклад
в оздоровление экономики явно
недостаточны. Одна из причин
такого положения состоит в
том, что не получила должного
развития государственная поддержка
предприятий малого бизнеса. Между
тем эти предприятия как наиболее
неустойчивая предпринимательская
структура, наиболее зависимая от колебаний
рынка нуждаются в разносторонней государственной
поддержке. В России существуют различные
организационные формы государственной
поддержки и защиты интересов предприятий
этой сферы. Созданы ассоциации предприятий
малого бизнеса, Федерация развития и
поддержки малого предпринимательства,
различные фонды развития и поддержки
малого предпринимательства, различные
фонды развития и поддержки малого бизнеса
озабочены собственными проблемами и
реальной помощи малым предприятиям не
оказывают.
Одной
из важнейших проблем малого
бизнеса в России является
кредитование. Кредиты выдаются
только под залог или поручительство,
которые далеко не всегда могут
предоставить малые предприятия.
Союзы предприятий малого бизнеса,
как специальные фонды, в настоящее
время не выступают поручителями
по таким кредитам. Отсутствуют
специальные банки для обслуживания
малого бизнеса: невозможность
получения кредита исключает
возможность их конкуренции с
иными предприятиями.
Перспективы
развития малого бизнеса в
России связаны с созданием
благоприятного климата для малого
предпринимательства. Прежде всего,
следует оградить малый бизнес
от бюрократии, упростить процедуру
регистрации, сократить число
контролирующих органов и проверок,
продолжить процесс сокращения
числа лицензируемых видов деятельности
и продукции. Нужно искоренить
коррупцию, которая не только
опасна с моральной точки зрения,
но и препятствует экономическому
росту, существенно удорожает
производство, ограничивает конкуренцию.
Необходимо существенно уменьшить
налоговую нагрузку на малый
бизнес. Особенно это важно для
начинающих предпринимателей, в
первую очередь в таких видах
деятельности, как инновация, производственная,
строительная и ремонтно-строительная,
медицинская.
Следует сосредоточить
внимание на концентрации всех
финансовых средств, предназначенных
для поддержки малого бизнеса
(федеральный бюджет, региональные
бюджеты, Федеральный фонд поддержки
малого предпринимательства, внебюджетные
фонды), на важнейших приоритетных направлениях,
создать для него систему гарантий кредитования.
Для вновь создаваемых предприятий малого
бизнеса необходимо широкое развитие
лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая
ситема получает в России все большее
распространение, то система лизинга находится
лишь в зачаточном состоянии. Развитию
этих форм деятельности на предприятиях
малого бизнеса должны содействовать
крупные предприятия.
Нужна
более энергичная работа по
развитию инфраструктуры малого
бизнеса. Речь идет о дальнейшем
развитии банковской системы,
различных фондов поддержки малого
бизнеса. Каждое малое предприятие
должно иметь возможность получать консультацию
и бесплатную помощь по вопросам создания
предприятия и его функционирования, проблемам
маркетинговой стратегии, защите своих
интересов и др. Особенно актуальна задача
профессиональной подготовки руководителей
малых предприятий. По разным оценкам
в настоящее время только от 20 до 30% руководителей
малых предприятий имеют специальное
профессиональное образование. Это сдерживает
развитие и повышение эффективности малого
бизнеса.
Важной
и неотъемлемой частью современной
рыночной экономики является
малое предпринимательство. Оно
играет существенную роль в
обеспечении жизнеспособности и
эффективного функционирования
всей национальной экономики,
определении основных направлений и параметров
её дальнейшего развития и роста, ускорения
научно-технического прогресса.
Малое
предпринимательство оказывает
существенное влияние на развитие
хозяйства, а также вносит заметный
вклад в решение множества
производственных, научных и хозяйственных,
экологических, социальных и иных
проблем, в том числе удовлетворение
потребностей населения и народного
хозяйства в промышленной и
строительной продукции, товарах
и услугах.
Малый
бизнес является важным источником
налоговых поступлений в местные бюджеты.2
Значение малого бизнеса предпринимательства
состоит в том, что, занимая определенную
нишу в структуре национальной экономики,
оно создает условия для формирования
ее оптимальной структуры, соответствующей
потребностям современной весьма оптимальной
структуры, соответствующей потребностям
современной весьма динамичной экономики,
дает возможность разрабатывать и реализовать
гибкую стратегию хозяйственной деятельности,
оперативно реагировать на возникающие
проблемы и быстро принимать необходимые
управленческие решения, сохранять и поддерживать
на должном уровне конкурентоспособность
и т.д.
По численности
работающих, по объему производимых
и реализуемых товаров, выполняемых
работ и оказываемых услуг
субъекты малого предпринимательства
занимают ведущую роль.
По Гражданскому
кодексу РФ в качестве субъектов
малого предпринимательства рассматриваются
юридические лица и индивидуальные
предприниматели, имеющие право
создавать малые предприятия
в различных организационно-правовых
формах.
Следует
констатировать тот факт, что
как по численности малых предприятий,
так и по объему производимой
продукции Россия значительно
отстает от индустриально развитых
стран. Здесь масштабы и темпы
развития малого предпринимательства
значительно отстают от индустриально
развитых стран. Об этом свидетельствует
тот факт, что по состоянию на 1 января 2006 г.
в России насчитывалось 897,6 тыс. предприятий.
Есть регионы,
в которых число малых предприятий весьма
невелико или их почти нет.
Малое
предпринимательство, как правило,
отдает предпочтение организации
предпринимательской деятельности
в тех сферах экономики, которые
весьма важны для создания
общественных благ, но куда весьма
неохотно идет крупный бизнес.
Малые предприятия особенно распространены
в таких отраслях, как розничная
торговля, производство мебели и
напитков, торговля, общественное питание,
текстильная и галантерейная
промышленность, строительство гражданских
объектов, мелкий ремонт техники
и машин, сельское хозяйство,
посредническая сфера. Они показывают
эффективность как производители
отдельных узлов и малых механизмов,
полуфабрикатов и других элементов,
необходимых для производства
конечной продукции. Как правило,
это те сферы, в которых не
требуются сколько-нибудь крупные
капиталовложения.
Согласно
российскому законодательству, субъектами
малого предпринимательства считаются
предприятия любой организационно-правовой
формы, в уставном капитале
которых доля участия государства
на всех уровнях, а также
разного рода общественных организаций
не превышает 25%.3
Средняя
численность работников на таких
предприятиях не должна превышать:
в промышленности и строительстве
– 100 человек, в сельском хозяйстве
и научно-технической сфере –
60 человек, в оптовой торговле
– 50 человек и т.д.
В малом
предпринимательстве сам предприниматель
несет всю ответственность за эффективное
функционирование и результаты деятельности
предприятия, его успехи и неудачи. Для
малых предприятий характерны отсутствие
жесткой иерархической структуры и простота
управления, короткие сроки строительства
и освоения новых мощностей, быстрая окупаемость,
а также гибкость и оперативность в принятии
и выполнении принимаемых решений. Как
правило, здесь собственность предприятия
не отделена от собственности владельца.
В результате имеет место непосредственное
объединение функций владения и управления.
В то время как для корпорации присуще
полное обособление этих функций. На малом
предприятии собственник активно участвует
во всех аспектах управления и принятия
решений. Как правило, здесь собственность
предприятия не отделена от собственности
владельца. В результате имеет место непосредственное
объединение функций владельца и управления,
в то время как для корпорации присуще
полное обособление этих функций. На малом
предприятии собственник активно участвует
во всех аспектах управления и принятия
решений. Другими словами, здесь он руководитель
совмещающий в одном или ограниченном
числе лиц собственника и управляющего,
а порой также нормировщика, экономиста
и др. Он как юридическое лицо осуществляет
контроль над своим бизнесом. По этому
признаку из числа малых предприятий,
как правило, исключаются филиалы крупных фирм.4
1.2. Критерии отнесения
предприятий к субъектам малого
предпринимательства
Соответственно,
малым может быть предприятие
(коммерческая организация) любой
организационно-правовой формы,
в том числе и кооператив. Причем
в уставном капитале малого
предприятия доля участия государства,
общественных и религиозных организаций,
благотворительных и иных фондов
не должна превышать 25%.
Также
не должна превышать 25% и доля
одного или нескольких юридических
лиц, не являющихся субъектами
малого предпринимательства.
К субъектам
малого предпринимательства закон
относит и физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью
без образования юридического
лица.
Для
малых предприятий очень важным
моментом является методика расчета
фактической среднесписочной численности
работающих, так как этот критерий
определяет льготы, предоставляемые
государством малому бизнесу.
Среднесписочная численность работников
определяется с учетом количества
совместителей и работающих по
договорам подряда. При этом
среднесписочная численность совместителей
берется с коэффициентом 0,5.
Действующее
законодательство не ограничивает
предельной численности совместителей
для малого предприятия, не
устанавливает соотношений совместителей
и штатных работников. Следовательно,
теоретически можно создать малое
предприятие, основанное полностью
на использовании труда совместителей.
Не допускается лишь занятие
одновременно двух руководящих
должностей, если иное, не установлено
специальным законом.
В России,
несмотря на, казалось бы, принимаемые
меры, ДОС их пор не созданы условия, действительно
способствующие не только увеличению
количества малых предприятий, но и их
эффективному развитию. Речь идет прежде
всего о том, что для субъектов малого
бизнеса практически не сформирована
нормативно-правовая база, которая учитывала
бы его интересы.
Одна
из причин такого положения
заключается в низком уровне
самоорганизации малых предприятий
для защиты собственных интересов.
Между тем крупные предприниматели
имеют возможность лоббировать
принятие правовых актов или
решений правительства.
Большие
трудности связаны с кредитованием
малого бизнеса, который, как
правило, не имеет надежного
залогового обеспечения, что увеличивает
риски не возврата кредитов. Банковский
капитал слабо ориентирован на малый бизнес,
хотя последний можно назвать самым дисциплинированным
заемщиком. Средства, выделяемые из бюджетов
разного уровня на развитие малого предпринимательства,
чиновники нередко направляют на поддержку
«своих» предприятий. К тому же сохраняются
неразвитость рыночных институтов и рыночной
инфраструктуры, ограниченность внутреннего
спроса.
Таким
образом, у малого бизнеса в
России есть резервы для дальнейшего
развития.
1.3. Этапы становления
системы поддержки малого предпринимательства
Государственная
политика поддержки малого предпринимательства
является самостоятельным системным
направлением социально-экономической
политики государства. Она строится
на принципе создания благоприятных
условий для развития малого
предпринимательства, особенно в
тех направлениях деятельности,
которые дают максимальный эффект.
Эксперты
считают, что с конца 1980-х
годов можно выделить как минимум
пять основных этапов в области государственной
политики и специальной системы поддержки
предпринимательства (табл. 1 в приложении).