Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 17:14, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в разработке теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений на основе анализа действующей системы их налогообложения.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
- изучить развитие налогообложения коммерческих банков в современных условиях;
- изучить характеристику налогов и сборов, которые уплачивают коммерческие банки;
- на примере Сбербанка рассмотреть и проанализировать учёт расчётов, особенности начисления и уплаты налогов;
- разработать основные направления совершенствования налогообложения коммерческих банков.
Введение 3
1.Развитие налогообложения коммерческих банков в современных условиях 5
2. Виды налогов, уплачиваемых банками, и их влияние на формирование доходной части бюджета 9
2.1 Федеральные налоги 10
2.2 Региональные налоги 18
2.3 Местные налоги 19
3. Налоги, уплачиваемые кредитными организациями 21
3.1 Порядок начисления и уплаты налогов по заработной плате (ЕСН) 21
3.2 Особенности начисления и уплаты НДС и налога на имущество 22
3.2 Учёт расчётов по налогу на прибыль в банках 24
4. Пути совершенствования расчётов по налогам и сборам в банках 30
Заключение 33
Список литературы 34
Приложения 36
36
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа
по курсу «Налоги и налогообложение»
на тему: «Налогообложение деятельности коммерческого банка»
Выполнила студентка
факультета финансов и банковского дела
Бинюкова Елена Вячеславовна
Научный руководитель:
Ставрополь 2010
План
Введение
1.Развитие налогообложения коммерческих банков в современных условиях 5
2. Виды налогов, уплачиваемых банками, и их влияние на формирование доходной части бюджета
2.1 Федеральные налоги
2.2 Региональные налоги
2.3 Местные налоги
3. Налоги, уплачиваемые кредитными организациями
3.1 Порядок начисления и уплаты налогов по заработной плате (ЕСН) 21
3.2 Особенности начисления и уплаты НДС и налога на имущество 22
3.2 Учёт расчётов по налогу на прибыль в банках
4. Пути совершенствования расчётов по налогам и сборам в банках 30
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение.
В функционирующем механизме банковской системы основная роль, безусловно, принадлежит коммерческим банкам, т.к. они аккумулируют в стране основную долю кредитных ресурсов и предоставляют клиентам полный комплекс кредитно-финансового обслуживания.
Банки выполняют в налоговой системе двойную роль. С одной стороны, они являются плательщиками большинства налогов и на общих правилах производят отчисления в бюджеты всех уровней, с другой стороны, они являются посредниками между государством и налогоплательщиками, т.к. осуществляют переводы налоговых платежей непосредственно на счета государства - занимаются кассовым исполнением бюджета. Фактически банки исполняют роль "кровеносных сосудов" в пополнении доходной части бюджета, т.е. от своевременности и полноты объема исполнения платежных поручений по налоговым платежам зависит полнота бюджета. Кроме того, на банки возлагаются дополнительные функции по осуществлению валютного и налогового контроля в числе прочего, банки обязаны соблюдать установленный порядок открытия счетов, предоставлять информацию об открытых счетах и финансово-хозяйственных операциях своих клиентов, своевременно исполнять поручения о перечислении налогов и сборов, поручения о приостановлении операций по счету клиента. Говоря о роли коммерческих банков в налоговой системе РФ, нельзя не упомянуть тот факт, что коммерческие банки являются одними из наиболее крупных инвесторов в реальный сектор экономики страны, что подразумевает увеличение доходной части бюджета России за счет увеличения числа налогоплательщиков и создания дополнительных материальных благ.
Проблема налогообложения банков представляется достаточно интересной, поскольку включает в себя ряд самых различных аспектов как правового, так и экономического плана. Часто имеет место несоответствие роли банков, степени научной разработанности банковской системы, их налогообложения и выполнения функций посредника между налогоплательщиками и государством. Такие несоответствия затрудняют процесс приспособления банков к задаваемым государством налоговым условиям и ограничивают положительное влияние, которое это приспособление может оказать и оказывает на макроэкономическое поведение банковского сектора. Необходимо отметить, что система налогообложения должна рассматриваться не только как средство изъятия в бюджет денежных средств, а как способ регулирования деятельности коммерческих банков. Нельзя забывать, что бесперебойное функционирование банковской системы имеет принципиальное значение для экономики в целом. Цель налогообложения коммерческих банков должна состоять в том, чтобы они оставались крупными, экономически сильными налогоплательщиками, надежным источником доходов бюджета.
Цель курсовой работы заключается в разработке теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений на основе анализа действующей системы их налогообложения.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
- изучить развитие налогообложения коммерческих банков в современных условиях;
- изучить характеристику налогов и сборов, которые уплачивают коммерческие банки;
- на примере Сбербанка рассмотреть и проанализировать учёт расчётов, особенности начисления и уплаты налогов;
- разработать основные направления совершенствования налогообложения коммерческих банков.
Предметом исследования является система налогов, уплачиваемых коммерческими банками.
Объектом исследования выступает Сберегательный банк.
1. Развитие налогообложения коммерческих банков
Налоги в банковской системе занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства и призваны наилучшим образом обеспечить:
1. Фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, республиканском, краевом, областном, местном), необходимых для финансирования различных мероприятий. осуществляемых за счет государственного и местного бюджетов;
2. Взаимоотношения предприятий с бюджетом. Переход к налоговым методам регулирования финансовых взаимоотношений государства с предприятиями предполагает единство калькулирования затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли;
3. Защиту хозрасчетных, коммерческих интересов предпринимателя (предприятия) и покупателей в условиях рыночной экономики;
4. Создание мотивации в связи со стремлением получить прибыль для внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции;
5. Формирование косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения приоритетного развития отдельных отраслей, народнохозяйственных комплексов и регионов, важнейших научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения;
6. Проведение (через ставки, льготы) антимонопольной политики, ограничение экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, включенных в государственный реестр России;
7. Приближение методов распределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, что является одной из экономических предпосылок участия в мирохозяйственных связях. Однако это в полной мере может быть решено лишь при сопоставимости других показателей и, в первую очередь, уровня оплаты труда.
Банковская деятельность имеет свою специфику, которая учитывается при разработке порядка исчисления налога на прибыль, например, при определении налогооблагаемой базы, при предоставлении льгот по налогу на прибыль и т.д.
До 1991 года большинство банков, действовавших в Российской Федерации, принадлежало государству. Появившиеся к этому времени коммерческие и кооперативные банки были немногочисленны и не играли большой роли в экономике. В 1991 году был принят действующий и в настоящее время Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", с последующими изменениями и дополнениями определяющий общие принципы построения налоговой системы и не претерпевший (за редким исключением) кардинальных изменений. Действующее в настоящее время налоговое законодательство не предусматривает каких-либо специальных налогов на банки, рассматривая их в плане налогообложения как обычные предприятия, но с учетом тех или иных особенностей. Таким образом, банки, как и любые другие предприятия, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги. Фактически некоторые налоги банки не платят, поскольку Законом "О банках и банковской деятельности" банкам запрещены любые операции по производству и торговле материальными ценностями.
Специфической проблемой стало неисполнение банками платежных поручений клиентов на перечисления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Таким образом, к концу девяностых годов назрела такая ситуация, когда изменения в системе налогообложения банков стало просто необходимым.
С 1 января 2001 г. Законом РФ № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» введена в действие специальная (вторая) часть Налогового кодекса. Изменения в системе налогообложения коммерческих банков необходимо рассматривать через призму целей налоговой реформы, отраженных в программных заявлениях Президента, Федерального собрания и Правительства РФ. Таких целей можно выделить четыре:
снижение налогового бремени,
упрощение налоговой системы,
равномерное распределение налогового бремени,
повышение эффективности системы сбора налогов.
Известно, что налогообложение воздействует не только на достижение важнейших финансовых целей банка (увеличение чистой прибыли и стоимости), но и на управление доходами, расходами, прибылью и капиталом, а опосредованно и на другие направления финансового менеджмента банков (формирование банковской политики, управление кредитным портфелем, портфелем ценных бумаг и т. д.).
Налогообложение выступает одним из факторов, влияющих на финансовые потоки банка, и государство должно учитывать это при разработке налоговой стратегии в целях обеспечения устойчивого функционирования банковского сектора. Вместе с тем динамичное развитие экономической ситуации и
высокая конкуренция в банковском секторе требуют учета налоговых факторов и на микроуровне.
Банк, кроме учета налоговых аспектов в управлении своей деятельностью, несет и налоговую ответственность:
- при не уплате налоговых отчислений и выплат в бюджеты всех уровней; - при неисполнении банками запросов налоговых органов;
- за непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;
- за предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями; - при открытии счета организациям, индивидуальным предпринимателям без предъявлении свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе;
Информация о работе Налогообложение деятельности коммерческого банка