Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 17:14, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в разработке теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений на основе анализа действующей системы их налогообложения.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
- изучить развитие налогообложения коммерческих банков в современных условиях;
- изучить характеристику налогов и сборов, которые уплачивают коммерческие банки;
- на примере Сбербанка рассмотреть и проанализировать учёт расчётов, особенности начисления и уплаты налогов;
- разработать основные направления совершенствования налогообложения коммерческих банков.
Введение 3
1.Развитие налогообложения коммерческих банков в современных условиях 5
2. Виды налогов, уплачиваемых банками, и их влияние на формирование доходной части бюджета 9
2.1 Федеральные налоги 10
2.2 Региональные налоги 18
2.3 Местные налоги 19
3. Налоги, уплачиваемые кредитными организациями 21
3.1 Порядок начисления и уплаты налогов по заработной плате (ЕСН) 21
3.2 Особенности начисления и уплаты НДС и налога на имущество 22
3.2 Учёт расчётов по налогу на прибыль в банках 24
4. Пути совершенствования расчётов по налогам и сборам в банках 30
Заключение 33
Список литературы 34
Приложения 36
6) расходы банка по хранению, транспортировке, контролю за соответствием стандартам качества драгоценных металлов в слитках и монете, расходы по аффинажу драгоценных металлов, а также иные расходы, связанные с проведением операций со слитками драгоценных металлов и монетой, содержащей драгоценные металлы;
7) расходы по переводу пенсий и пособий, по переводу денежных средств без открытия счетов физическими лицами;
8) расходы по изготовлению и внедрению платёжно-расчётных средств;
9) суммы, уплачиваемые за инкассацию банкнот, монет, чеков и других расчётно-платёжных документов, а также расходы по упаковке, перевозке, пересылки и доставке принадлежащих кредитной организации или её клиентам ценностей;
10) расходы по ремонту и реставрации инкассаторских сумок, мешков и иного инвентаря, связанных с инкассацией денег, перевозкой и хранения ценностей, а также приобретению новых и замене пришедших в негодность сумок и мешков;
11) расходы, связанные с уплатой сбора за государственную регистрацию ипотеке и внесением изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке, а также с нотариальным удостоверением договора об ипотеке;
12) расходы по аренде автомобильного транспорта для инкассации выручки и перевозке банковских документов и ценностей;
13) расходы по аренде брокерских мест;
14) расходы по оплате услуг расчётно-кассовых и вычислительных центров;
15) расходы, связанные с осуществлением форфейтинговых и факторинговых операций;
16) расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями;
17) комиссионные сборы за проведение операций с валютными ценностями, в том числе за счёт и по поручению клиентов;
18) положительная разница от превышения отрицательной переоценки драгоценных металлов над положительной переоценкой;
19) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, расходы на формирование которого учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьёй 292 НК РФ от 10.04.2010 года;
20) суммы отчислений в резерв под обесценение ценных бумаг, расходы на формирование которых учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьёй 300 НК РФ от 10.04.2010 года;
20.1) суммы страховых взносов банков, установленных в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках РФ;
20.2) суммы страховых взносов по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заёмщика банка, в которых банк является выгодоприобретателем, при условии компенсации данных расходов заёмщиками;
21) другие расходы, связанные с банковской деятельностью.
Не включаются в расходы банка суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций.
Расходы на формирование резервов банков (ст. 292 НК РФ)
1. Банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам, предусмотренных статьёй 266 НК РФ, создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам).
Суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, установленном ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом «О Банке России», признаются расходы с учётом ограничений.
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, а также в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя.
2.Суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, включаются в состав внереализационных расходов в течении отчётного периода.
При принятии банком решения о списании с баланса кредитной организации безнадёжной задолженности по ссудам прекращается начисление процентов на неё.
Прибыль, полученная ЦБ РФ от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Банке России», облагается налогом по налоговой ставке 0 %.
2.2. Региональные налоги.
Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество вызывают необходимость взимания налога не только с получателей доходов, но и стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода организации. Тот или иной критерий классификации налогов относит налог на имущество предприятий к определённой группе: по субъекту обложения – к имущественным налогам, по уровню подчинённости – к региональным. Всё это свидетельствует о налоге на имущество предприятий как о неотъемлемой части налоговой системы страны.
Среди имущественных налогов налог (налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на наследование или дарение) налог на имущество предприятий занимает центральное место по сумме поступлений (около 99%). Это исторически обусловлено – большая часть имущества в его стоимостном выражении находится в ведении юридических лиц.
При его взимании реализуются обе функции налога: фискальная и экономическая. Первая функция – благодаря тому, что обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов; вторая – через заинтересованность предприятий в уплате меньших сумм налога путём освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества. Кроме того, удобство налога на имущество для государства очевидно: имущество – овеществлённый доход, и скрыть его сложнее.
Для отнесения хозяйствующего субъекта к плательщикам данного налога необходимо наличие у него статуса юридического лица и имущества на территории РФ.
Налогоплательщиками налога признаются российские организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ.
Объектом налогообложения признаётся:
- для российских организаций признаётся движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта;
- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленном порядком ведения бухгалтерского учёта, утверждённой в учётной политике организации.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.
Налоговым периодом признаётся календарный год, отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В современных условиях земельный налог – наиболее фискальный в структуре местных налогов и сборов. В настоящее время порядок исчисления и уплаты в бюджет земельного налога регулируется инструкцией МНС РФ «По применению Закона РФ «О плате за землю» от 12.04.2002 года.
В соответствии со статьёй 65 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введён налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
3. Налоги, уплачиваемые кредитными организациями.
Сбербанк за 2008 – 2009 года уплатил в бюджет следующие налоги:
- Налог на прибыль организаций;
- Налог на имущество;
- Единый социальный налог;
- Налог на добавленную стоимость;
- прочие налоги.
3.1. Порядок начисления и уплаты налогов по заработанной плате (ЕСН).
До 2001 года существовало четыре внебюджетных фонда, куда платились взносы:
Пенсионный фонд;
Государственный фонд социального страхования;
Федеральный фонд обязательного медицинского образования;
Фонд службы занятости.
После объединения этих платежей в единый налог, служба занятости была убрана, и осталось только три фонда. Также, с введением Единого социального налога, была снижена ставка: если до 2001 года суммарная ставка платежей во все внебюджетные фонды была равна 38,5%, то с введением ЕСН она снизилась до 35,6% (основная ставка). При этом была введена регрессивная шкала ставок, которая преследует цель избежать теневого учёта части заработной платы, поскольку с увеличением начислений в пользу наёмного работника снижается размер отчислений ЕСН.
База, как взносов, так и налога рассчитывается как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц.
В Сбербанке расходы на содержание персонала включают установленные законом взносы в фонд социального обеспечения и пенсионный фонд (ЕСН), в 2008 году в размере 18865000 рублей, а в 2009 году – 20026000 рублей.
С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратила силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
3.2. Особенность начисления и уплаты НДС и налога на имущество.
НДС довольно специфичный для банков налог, благодаря тому, что большинство банковских операций не подлежит налогообложению этим налогом. Это обусловлено главным образом тем, что цена на банковские услуги очень чувствительна к изменениям, и увеличение их на 1-2% может привести к резкому снижении доходности банка, а если обложить эти операции НДС, то цена их возрастет на 10-20%, что приведет к краху банковской системы.
Осуществление банками банковских операций, не подлежащих налогообложению налога на добавленную стоимость на территории РФ, в том числе:
- привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;
- размещение привлечённых денежных средств организаций и физических лиц от имени банка и за их счёт;
- открытие и ведение банковских счетов организации и физических лиц, в том числе банковских счетов, следующих для расчётов по банковским картам, а также операции, связанные с обслуживанием банковских карт;
- осуществление расчётов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
- кассовое обслуживание организаций и физических лиц;
- купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
- осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;
- по исполнению банковских гарантий (выдаче и аннулировании банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанных гарантий, платёж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии), а также осуществление банками следующих операций:
- выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
- оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатации системы «клиент-банк», включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанию систему персонала;
- получение от заёмщика сумм в счёт компенсации страховых компенсаций, уплаченных банком по договору страхованию на случай смерти или наступлению инвалидности указанных заёмщиков, в которых банк является страхователем и выгодоприобретателем;
- услуг, связанных с обслуживанием банковских карт;
- операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими инфор-мационное и технологическое взаимодействие между участниками расчётов, включая оказание услуг по сбору, обработки и рассылки участникам расчётов информации по операциям с банковскими картами;
Информация о работе Налогообложение деятельности коммерческого банка