Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:19, реферат
Целью данной работы является изучение особенностей налогообложения малого бизнеса в России и за рубежом.
Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
1) Изучить правовое регулирование налогообложения РФ и зарубежных стран
2) Рассмотреть системы налогообложения предприятий малого бизнеса;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Изучение правового регулирования налогообложения малого бизнеса..5
1.1 Правовые основы налогообложения малого бизнеса в РФ……………5
1.2 Правовые основы малого предпринимательства в зарубежных
странах…………………………………………………………………….7
1.3 Режимы налогообложения…………………………………...…………13
2. Доля участия малого бизнеса в экономике РФ и зарубежных стран......17
3. Совершенствование налогового законодательства для целей развития малого бизнеса…………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………….………22
Список используемой литературы………………………………………………..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ СУРГУТЕ
На тему: «Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом»
Выполнила: студентка 2 курса ОДО
Специальность: «НиН»
Манаева Е. А.
Проверила: Колотай И. А.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Изучение правового регулирования налогообложения малого бизнеса..5
1.1 Правовые основы налогообложения малого бизнеса в РФ……………5
1.2 Правовые основы малого предпринимательства в зарубежных
странах……………………………………………………………
1.3 Режимы налогообложения…………………………………..
2. Доля участия малого бизнеса в экономике РФ и зарубежных стран......17
3. Совершенствование налогового законодательства для целей развития
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Введение
Исследованию налогообложения малых форм предпринимательства посвящено огромное количество научных трудов, рассматривающих различные стороны этого предмета, однако исследований, посвященных конкретным направлениям модернизации налогообложения малого бизнеса в России на основе опыта зарубежных стран, невелико. На сегодняшний день малый бизнес является немаловажным элементом роста не только национальной экономики любого государства, но всей мировой экономики в целом. Налогообложение является основным финансовым инструментом, регулирующим связи крупного, среднего и малого бизнеса с государством. В условиях современного рынка основной задачей налогообложения является снабжение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для решения социальных и экономических задач. В то же время налогообложение не должно препятствовать наращиванию производства товаров и услуг, росту занятости населения.
Целью данной работы является изучение особенностей налогообложения малого бизнеса в России и за рубежом.
Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
1) Изучить правовое регулирование налогообложения РФ и зарубежных стран
2) Рассмотреть системы налогообложения предприятий малого бизнеса;
3) Проанализировать долю участия малого бизнеса в экономике стран
4) Выявить направления, способствующие совершенствованию налогового законодательства для развития малого бизнеса
Объект исследования: предприятия малого бизнеса
Предмет исследования: налогообложение предприятий малого бизнеса
Методы исследования, используемые в практической работе: группировка, сводка, анализ динамического ряда, табличный и графический методы.
1. Изучение правового регулирования налогообложения малого бизнеса
1.1 Правовые основы налогообложения малого бизнеса в России
Облагаемым доходом в РФ считается доход, рассчитываемый как разность между общим полученным доходом в денежном и натуральном выражении и документально подтвержденными расходами, связанными с получением доходов. Объектом обложения здесь выступает предпринимательский доход лица, которое оно извлекает от ведения дела на коммерческих началах. Доходы, получаемые в натуральном выражении, считают по действующим ценам и суммируют с собственно денежными доходами.
К числу расходов, связанных с получением предпринимательского дохода, относятся:
1. Затраты на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, полуфабрикатов и др.
2. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов.
3. Расходы на все виды ремонта основных фондов.
4. Арендная плата, уплачиваемая предпринимателем.
5. Расходы на оплату труда привлеченных лиц, заключивших трудовой договор с предпринимателем.
6. Отчисления на социальное и медицинское страхование работников.
7. Платежи по договорам имущественного страхования.
8. Проценты по полученным краткосрочным банковским кредитам, кроме процентов по просроченным и отсроченным ссудам.
9. Комиссионное отчисление торговым организациям, через которые организуется реализация товаров.
10. Расходы на рекламу.
11. Регистрационный сбор за право торговли, если производитель самостоятельно реализует товар.
12. Другие расходы, связанные с извлечением предпринимательского расхода.
Понесенные убытки не относятся к числу расходов при определении облагаемого дохода.
Ознакомление с перечнем вычитаемых из общего дохода расходов позволяет сказать, что в данном случае объектом обложения фактически выступает чистый доход предпринимателя. Далее он уменьшается на величину установленного необлагаемого минимума, расходов на детей и иждивенцев, если для плательщика предпринимательский доход является единственным источником дохода.
Налогообложение малого бизнеса в 2011 году было ознаменовано новшеством - повышением единого социального налога (ЕСН). Большинство экспертов считают это ошибкой правительства. Но в правительстве утверждают, что данное повышение - мера вынужденная. В бюджете страны образовался дефицит, который было решено компенсировать повышением социальных налогов.
В первую очередь это ударит по малому бизнесу, для которого это будет слишком тяжелой ношей, а также негативно отразится на обычных гражданах. Последствия предугадать несложно. Начнутся массовые «увольнения» наемных работников с предприятий малого бизнеса либо их перевод на неполный рабочий день, либо заключение трудовых соглашений или гражданско-правовых договоров.
Суть данных соглашений и договоров состоит в том, что плата за выполненные услуги происходит только по факту их выполнения. А факт выполненных работ фиксироваться в акте не будет, чтобы не показывать их оплату. Безусловно, для работников предприятий «бумажное увольнение» также будет негативным последствием увеличения налогов. Это отразится на трудовом стаже для оформления пенсии (так как он прервется), нигде не работающий гражданин не сможет оформить кредит (отчасти, но не сильно, данное повышение отразится на уменьшении выдачи кредитов населению, что негативно скажется на прибыльности банков), и в случае производственной травмы работник юридически не будет иметь никаких прав. Уменьшение поступлений в бюджет негативно отразится на выплатах пенсий и зарплат бюджетных работников (учителей, врачей и пр.).
Кроме того, повышение показателя по безработице среди трудоспособного населения резко ухудшит инвестиционный климат в стране, так как будет свидетельствовать о недочетах во внутренней политике государства. Для инвесторов увеличение числа безработных указывает на закрытие предприятий, и, следовательно, снижение ВВП страны.
А в результате - всего-то ничего: налогообложение малого бизнеса в 2011 году по ЕСН увеличили с 26 % до 34%.
1.2 Правовые основы налогообложения малого бизнеса за рубежом
В большинстве развитых стран малый бизнес законодательно определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. Специфика малого бизнеса, а именно его социальная и экономическая значимость, определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально существующим экономическим пропорциям внутри данного сектора.
Политика экономически–развитых стран направлена на создание благоприятной макро- и микроэкономической среды в равной степени для предприятий любого размера. Однако фактически в сфере налогообложения этих стран малые и средние предприятия выделены как отдельная категория. Поэтому важным аспектом налогообложения малого бизнеса является критерии, по которым предприятие можно признать малым. Выделяют два основных вида таких критериев – количественные и качественные. Рассматривая категорию «малое предприятие», необходимо опираться преимущественно на количественные показатели, такие как максимальная численность занятого населения на предприятии и объем выручки
Таблица 1: Сведения о деятельности предприятий малого бизнеса
Источник: Составлено по: Приказ Росстата от 31.12.2009 N 335 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"; Рекомендации Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий 2003/361/ЕС; SBA SIZE STANDARDS METHODOLOGY.
В ряде стран кроме количественных критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса существуют также особые качественные критерии, переводящие малое предприятие в льготную категорию, как, например, в США и Великобритании. В США критерии классификации малого бизнеса очень часто варьируются в зависимости от отрасли. Так, для каждого штата, сферы деятельности, формы собственности и финансовых показателей существуют свои методы оптимизации налогового режима. Что касается проблемы, связанной с критериями определения малых предприятий в нашей стране, то хотелось бы отметить, что российская налоговая система имеет существенный недостаток – не учитывает связей между взаимозависимыми предприятиями. На сегодняшний день довольно распространена ситуация, при которой бизнес, принадлежащий одной группе лиц и фактически функционирующий как единое предприятие, в целом, не удовлетворяет критериям численности или оборота, позволяющим применять режим налогообложения для малого бизнеса, юридически подразделяется на группу малых, к которым специальный режим вполне применим. Происходит искусственное дробление компании, при этом компании перекрестно участвуют в создании друг друга. Конечно, в Налоговом кодексе РФ учтен случай участия в предприятии, претендующем на упрощенный режим, других предприятий в доле, превышающей 25%, но это, по мнению авторов, является недостаточной мерой. С одной стороны, это приводит к увеличению барьеров входа на рынок, с другой – к легальному сокрытию налогов. Кроме того, провоцируется неэффективное использование ресурсов за счет роста транзакционных издержек дробящихся предприятий, которые не достигают максимально эффективного масштаба производства. Следует отметить, что в сложившейся международной практике налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства существует два основных подхода:
1) введение на фоне общей национальной системы налогообложения налоговых льгот для малого бизнеса по отдельным видам налогов (обычно это касается налога на прибыль организации или налога на добавленную стоимость);
2) введение специальных режимов налогообложения малого бизнеса.
Западная система налогообложения носит целостный характер и при предоставлении налоговых льгот этой целостности не теряет, то есть налоговая база для всех предприятий определяется одинаково. Исключения составляют лишь платежи по налогу на вмененный доход, однако, например, в Европе круг лиц, которым такая привилегия доступна, весьма ограничен. В нашей стране все иначе. Существующие специальные режимы налогообложения, предусмотренные гл. 26.2 и 26.3 Налогового кодекса РФ, и освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость на основании ст. 145 Налогового кодекса РФ фактически делают отечественную систему налогообложения разобобщенной. На практике данные льготы фактически облегчают положение предпринимателей, занимающихся розничной торговлей и оказанием услуг населению. Льготы, уменьшающие налоговое бремя тех малых предприятий, которые занимаются, например, научно-исследовательскими и инженерно-конструкторскими разработками, делают для других фирм крайне невыгодным деловое партнерство с ними. Таким образом, искусственно создается экономическая пропасть между малыми и крупными предприятиями. Безусловно, одной из наиболее существенных прямых льгот для малого бизнеса является снижение ставки налога на прибыль организации. Специфика этой льготы в том, что случаи, когда уменьшение ставки прямо объявляется налоговой льготой, достаточно редки. Обычно более низкие ставки налога на прибыль вводятся в качестве самостоятельного направления налоговой политики тех или иных стран, и оказываются за рамками установления налоговых льгот. Проанализируем некоторый зарубежный опыт предоставления налоговых льгот. В США на федеральном уровне, наряду с высшей ставкой корпорационного налога в размере 34% при налогооблагаемом доходе свыше 75 000 долл., для более мелких корпораций используются две более низкие ставки – в размере 15% при доходе до 50 000 долл. и 25% при доходе до 75 000 долл. В случае, если объем продаж малых предприятий не превышает 200 000 долл., установлены дополнительные вычеты сумм дохода для целей исчисления налога на доходы (2003 г. – 25 000 долл.). Кроме того, в США можно начать бизнес, купив лицензию на определённый вид деятельности, заменяющую многие местные налоги и сборы (так, в одном из городов Калифорнии он составляет всего $15 в год при продажах менее $15 тыс.). В зарубежных странах широко распространена практика предоставления так называемого «бонуса первого года», распространяющегося на малые предприятия, функционирующие первый год. В США такие налоговые льготы зачастую доходят до 50%, причем государство самостоятельно погашает около 90% кредитов, полученных малым бизнесом в коммерческих банках. Во Франции предприниматели в первые 2 года функционирования малого предприятия вообще освобождаются от уплаты налогов в местный бюджет и от налога на акционерные общества. Кроме того, снижаются другие налоги: для предпринимателей работающих в депрессивных зонах, отменены выплаты в фонды социального обеспечения. Германия считается одной из стран в Европе, оказывающей наилучшую государственную поддержку малого бизнеса, в том числе это касается и вопроса налогообложения. В кризис правительство Германии снизило налог на прибыль организации с 39% до 30%, уменьшило отчисления в фонды социального страхования, снизив взнос по безработице с 6,5 до 3,3%.
Информация о работе Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом