Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:19, реферат
Целью данной работы является изучение особенностей налогообложения малого бизнеса в России и за рубежом.
Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
1) Изучить правовое регулирование налогообложения РФ и зарубежных стран
2) Рассмотреть системы налогообложения предприятий малого бизнеса;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Изучение правового регулирования налогообложения малого бизнеса..5
1.1 Правовые основы налогообложения малого бизнеса в РФ……………5
1.2 Правовые основы малого предпринимательства в зарубежных
странах…………………………………………………………………….7
1.3 Режимы налогообложения…………………………………...…………13
2. Доля участия малого бизнеса в экономике РФ и зарубежных стран......17
3. Совершенствование налогового законодательства для целей развития малого бизнеса…………………………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………….………22
Список используемой литературы………………………………………………..
Применение более низкой ставки налога на прибыль организации для малого бизнеса, по сравнению с корпорационным налогом крупного бизнеса, широко распространено во многих экономически развитых странах, при этом в некоторых случаях разница достаточно значительна, как на пример в США (рис. 2).
Рисунок 1 - Сравнительный анализ ставок налога на прибыль для малых и крупных предприятий в России и за рубежом за 2010-2011 гг.
Можно выявить следующую закономерность, чем больше доля малого бизнеса в ВВП зарубежных страны, тем меньше разница в ставке между корпоративным налогом и налогом на прибыль малых предприятий. В России доля в ВВП ничтожна, однако субъекты малого бизнеса, находясь на основном режиме налогообложения, платят такой же налог на прибыль, как и крупные предприятия. Переход на упрощенную систему налогообложения при этом связан с кучей издержек и потерей части партнеров из-за сложностей с уплатой налога на добавленную стоимость. На Западе такого разрыва не существует. Снижение ставок на финансовый результат работы предприятия – это важный аспект стимулирования талантливых и предприимчивых людей к началу своего бизнеса, так как это увеличит их выгоду быть предпринимателем, по сравнению с любой другой альтернативной работой на рынке труда.
1.3 Режимы налогообложения
Российским законодательством установлены два вида налоговых режимов:
Рисунок 2 – виды налоговых режимов
Общий налоговый режим является основным режимом налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В случае, если Вы не перешли на специальные налоговые режимы, «по умолчанию» необходимо применять общий налоговый режим. Применяя данный режим, налогоплательщики – юридические лица (т.е. организации) должны в обязательном порядке вести бухгалтерский и налоговый учеты и представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую и налоговую отчетность.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) предназначен для сельскохозяйственных товаропроизводителей, определенных пунктами 2 и 2.1 статьи 346.2 Налогового кодекса. Если Вы, являясь организацией или индивидуальным предпринимателем, не производите сельхозпродукцию, а только осуществляете её первичную или последующую – промышленную - переработку, то указанный режим налогообложения применять нельзя.
Упрощенная система налогообложения применяется для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые хотят упростить налоговый учет и сократить объем отчетности по налогам. Переход на УСН и уход с этой системы на основную схему осуществляется добровольно, путем подачи заявления в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия или ИП. Однако применение УСНО имеет не только плюсы, но и минусы: совсем не обязательно, что налоги при упрощённом режиме обложения станут меньше! Все зависит от того, какие доходы и расходы имеет организация или частный предприниматель, и часто получается так, что платить налог по основной системе бывает выгоднее, хотя и сложнее. Существует два вида упрощенной схемы: это классическая УСН (объект обложения доходы-расходы ИП) и УСН на основе патента для индивидуальных предпринимателей, или патентное налогообложение.
Упрощенную систему налогообложения на основе патента смогут использовать только те предприниматели, которые работают самостоятельно, без привлечения персонала, в том числе работающего по гражданско-правовым договорам. Кроме того, п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ установлен закрытый перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно работать с патентом.
Единый налог на вмененный доход — система налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. Именно деятельности, а не юридического лица или предпринимателя, поэтому ЕНВД прекрасно сочетается с общей или упрощенной системой налогообложения. Основное отличие ЕНВД от этих систем — то, что налог берется не с фактически полученного, а с вмененного дохода, то есть с того, который предполагается у вас (и за вас) чиновниками. Так что, по сути — ЕНВД не налог, а государственный оброк. Правительство РФ планирует постепенный отказ от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. С 01.01.2011 г. сократился размер предельной среднесписочной численности работников организации или индивидуального предпринимателя, применяющих единый налог на вмененный доход, со 100 до 15 человек. С 01.01.2012 г. планируется исключить ряд видов предпринимательской деятельности из перечня, по которым применяется единый налог на вмененный доход, такие как оказание бытовых, ветеринарных, автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и др., а с 01.01.2014 г. специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности будет отменен.
Проводимая на сегодняшний день налоговая политика в нашей стране явно идет вразрез с мировой практикой. Неоправданно высокое налогообложение у нас буквально уничтожает малое предпринимательство, иногда и вовсе оставляя бизнесу не более 10% полученной прибыли. Налогообложение малого бизнеса в нашей стране за последнее время начало стремительно расти. С 2011 г. размер страховых взносов увеличился. Для субъектов предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения, – с 26 до 34%. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход , – с 14 до 34% (в 2,5 раза). В таких условиях малый бизнес, следуя за опытом крупного предпринимательства, начал вывозить собственный капитал за границу. Кроме того, России присуще такое понятие, как неблагоприятная инвестиционная среда, что и является основной проблемой развития отечественной экономики сегодня. Безусловно, повышение налоговой нагрузки на малый бизнес только усугубляют ситуацию с иностранным инвестированием. По данным аналитиков, с ростом налогообложения в России в начале 2011 г. число потенциальных инвесторов резко снизилось. Предприниматели не перестают высказывать свое недовольства, говоря о налоговом давлении со стороны государства. В связи с этим резко увеличилось число нерентабельных предприятий малого и среднего бизнеса. Кроме того, нельзя не отметить, что рост налогового бремени неминуемо загоняет экономику страны в тень. Многие предприниматели снова начали выдавать зарплату своим работникам в конвертах. Но самой веской причиной замедленного развития российского малого бизнеса, в том числе и его миграции, является вполне обоснованное опасение предпринимателей, что налоги в ближайшее время не перестанут расти.
Таким образом, можно сказать, что наиболее приемлемым и рациональным выходом из сложившейся ситуации является подбор оптимальной системы налогообложения малого бизнеса. Необходимо сформировать консолидированную позицию власти и бизнеса по вопросам регулирования фискальной политики. Активизация бизнес сегмента коррелирует с тяжестью налогового бремени, и зависимость эта прямая. Соответственно, рост ВВП на уровне 4-6 % требует от властей релевантных, а главное транспарентных мер по реформированию налогового законодательства.
2. Доля участия малого бизнеса в экономике РФ и зарубежных стран
Как показывает мировая практика, именно малый и средний бизнес играют одну из главных ролей в обеспечение экономического роста и занятости населения (рис. 1).
Однако роль малого бизнеса в российской экономике по-прежнему остается весьма незначительной. Доля малых предприятий в ВВП России, ровным счетом, как и занятость населения на таких предприятиях чрезвычайно малы по сравнению с аналогичными показателями экономически развитых стран.
Рисунок 3 - Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости разных стран за 2011 г. (Источники: IFC, World Bank, Eurostat, Taiwan Ministry of Economic Aff)
Если говорить о приоритетных отраслях экономики, таких как разработка и внедрение инновационных технологий, промышленное производство и прикладная наука, то следует подчеркнуть, что в России доля малых предприятий, действующих в этих отраслях, остается ничтожной. Российский малый бизнес сконцентрирован, преимущественно, в сфере услуг и торговле. Таким образом, малый бизнес на сегодняшний день не играет значительной роли в экономическом развитии нашей страны. Незначителен также вклад малого бизнеса в финансовые ресурсы государства. В 2009 г. налоговые поступления от двух специальных налоговых режимов, предназначенных для малого бизнеса (упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности), составили около 200 млрд. рублей, или 1,5% всех поступлений в бюджетную систему России. На Западе ситуация складывается совершенно иначе: малый бизнес является непосредственным источником роста экономики страны. В экономически развитых странах существует настоящий культ малого предпринимательства. Именно поэтому значительная часть американского и европейского бизнеса относится к категории «малого» и «среднего». По мнению авторов, одной из основных причин успешного развития малого бизнеса на Западе является эффективность системы налогообложения, целостное налоговое законодательство и налоговые льготы со стороны государства. Подобная практика не может не вызывать огромный интерес к зарубежному опыту построения системы налогообложения в сфере малого бизнеса.
3. Совершенствование налогового законодательства для целей развития малого бизнеса.
Безусловно, выделение малого бизнеса в качестве отдельного субъекта налоговой политики даст ограниченный эффект в краткосрочной перспективе, в силу инертности социально-экономических процессов. Однако, эти перемены необходимы для достижения стратегического развития экономики. Наиболее соответствующим сегодняшнему положению в сфере налогообложения малого бизнеса является направление его совершенствования, связанное с налоговым администрированием. Основная задача государства в сфере налогового администрирования — планирование объемов налоговых поступлений. Главными целями налогового планирования выступают определение количественной и структурной оценки налогового потенциала в разрезе регионов, заблаговременная оценка возможных последствий планируемых к принятию на федеральном и региональном уровне решений по вопросам государственной налоговой, бюджетной, экономической и социальной политики. Кроме того, налоговое планирование может применяться не только уполномоченными органами для максимальной реализации фискальной функции налогов. Сущность налогового планирования также состоит и в общепризнанном за всяким налогоплательщиком праве использовать все допускаемые законом средства, пути и методы сокращения своих налоговых обязательств. Правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может не только обеспечить сохранение финансовых накоплений, но и финансировать расширение деятельности.
Налоговый аудит позволяет обеспечить высокий уровень собираемости налогов и поддержать налоговую дисциплину. В совокупности данные меры приводят к соблюдению законодательства и повышению уровня добросовестного отношения налогоплательщиков к своим обязанностям платить налоги.
В настоящее время налоговая документация, хранение данных о налогоплательщиках и выполнение контрольных функций ведутся с помощью компьютеров. В то же время и налогоплательщики все шире используют компьютерную технику при ведении учета. Это позволило повысить эффективность работы налоговых учреждений.
В целях повышения эффективности налогового администрирования во многих странах стремятся улучшить обслуживание налогоплательщиков, строят отношения с ними на принципах сотрудничества и доверия. Это сотрудничество становится возможным при создании атмосферы взаимного доверия между налогоплательщиком и администрацией и при условии четкого определения и защиты прав налогоплательщиков.
Совершенным административное управление в сфере налогов назвать нельзя, поскольку такие цели и задачи налоговой политики государства, как выравнивание условий налогообложения, снижение общего налогового бремени, упрощение налоговой системы, пока еще не воплощены в реальности. Связано это отчасти с тем, что органы государственной власти стараются адаптировать в нашей стране западные модели налоговых систем, часть которых основана на высоком обложении наемных работников и внедрении налога на добавленную стоимость. Но если в западных странах с таким эффектом готовы мириться, то общая сумма этих налогов делает неконкурентоспособными российских налогоплательщиков на внешнем и на российском рынках. Данные управленческие процессы ведут к снижению платежеспособного спроса.
Таким образом, хотелось бы отметить, что налоговое администрирование выступает одним из элементов налоговой политики, поскольку как средства повышения эффективности, так и факторы негативной направленности налогового администрирования неизбежно отражаются на основной стратегии. Многие российские предприниматели работают за рубежом. Для них вполне очевидны отличия налоговых систем нашей страны и зарубежных. Существуют примеры более эффективного налогового администрирования. Российская бизнес-модель подразумевает значительные транзакционные издержки, связанные, в том числе, с неоптимальной организацией документооборота. Развитые страны отказались от практики масштабного документирования транзакций, как принято в отечественной практике. Таким образом, можно сделать вывод, что перенимая опыт других стран, можно получить отдачу от малого бизнеса, которая внесла бы значительный вклад в развитие российской экономики. Предложенные направления трансформации налоговой системы Российской Федерации способствуют репатриации капитала на родину и созданию благоприятного международного климата для прямых инвестиций со стороны международных экономических агентов.
Заключение
В заключение можно сказать, что основной задачей реформирования современного налогообложения в России является создание целостной налоговой системы, которая не препятствовала бы формированию связей экономических агентов на разных уровнях и при разных масштабах производства. Для этого разумно перенять опыт западноевропейского налогового законодательства, при котором налоговые льготы малым предприятиям предоставляются не в рамках отдельного режима налогообложения, а в качестве обособленного элемента налоговой политики.
Информация о работе Налогообложение малого предпринимательства в России и за рубежом