Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 07:29, реферат
Цель - изучение налоговой реформы Петра I.
Для этой цели нужно рассмотреть следующие задачи, чтобы показать как изменилась страна в своем политическом и экономическом облике: выявить причины возникновения реформ Петра I; раскрыть основное содержание налоговой реформы; определить значение налоговой реформы Петра I для России.
Введение
Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, Россия переживала переломный момент в своей истории, где, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, текстилем, сельскохозяйственными орудиями. Страна не имела выхода к морям Черному и Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Он не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.
Период петровского правления оказал огромное значение на последующую историю России. Петровская эпоха важна и актуальна для истории нашего государства. То, что сделано в прошлом прямо влияет на будущее. История нашей страны и до Петра Великого и после него знала немало реформ. Однако главным отличием петровских преобразований от реформ предшествующего времени состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер и охватывали все стороны жизни народа, тогда как другие внедряли новшества, которые касались лишь отдельных сфер жизни общества и государства. Естественно коренное переустройство в петровские времена повлекло за собой как положительные стороны, так и противоречия.
Цель - изучение налоговой реформы Петра I.
Для этой цели нужно
Предпосылки возникновения реформ Петра I
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?
Основной причиной служило то, что после хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил 3 млн. рублей, экономический рост страны существенно замедлился. Многолетняя Северная война, строительство кораблей, возведение «египетских пирамид на невских болотах» подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы 500 тыс. рублей. Поэтому постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна. Требовался новый подход к устройству административного аппарата. При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности - ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам. Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды. Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала [2, 371].
Ко всему прочему Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.
Таким образом, реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны.
Следует отметить, что к этому времени в истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда — основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм. Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и "рудознатство". Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири. XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. Реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историей народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло растянутся на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, в области культуры и быта, денежной системы, а также в сфере налогообложения.
У каждого историка свой взгляд на деятельность Петра I. Хотелось бы рассмотреть две основные противоположных концепции, представленные выдающимися русскими историками С.М.Соловьевым и В.О.Ключевским. В большинстве обзорных трудов петровская эпоха рассматривается как начало новой эпохи в истории России. Даже современники Петра I делились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью, а немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене “истинно русским” началам жизни, а его реформы назвал “блестящей ошибкой”. Однако сильные разногласия царят среди историков, которые пытались ответить на вопрос, в какой степени эпоха реформ означала кардинальный разрыв с прошлым, и отличалась ли новая Россия от старой качественно. С.М.Соловьев был ярким представителем “революционной” концепции. В своих работах он глубоко анализирует деятельность Петра I, её итоги, взгляды западников и славянофилов на дела Петра Великого. Соловьев интерпретирует петровский период как эру ожесточенной борьбы между двумя диаметрально противоположными принципами государственного управления и характеризует реформы как радикальное преобразование, страшную революцию, рассекшую историю России надвое, и означавшую переход из одной эпохи в истории народа в другую. Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью и поэтому должны рассматриваться как целиком и полностью национальные [6, 38].
Существует еще один взгляд на эту проблему — “эволюционная” концепция. Среди ученых, отстаивающих эту концепцию необходимо выделить В.О.Ключевского. Он глубоко исследовал допетровский период, и в своих опубликованных курсах лекций по отечественной истории настойчиво проводил мысль о преемственности между реформами Петра и предшествовавшим столетием. Ключевский был категорически против данной Соловьевым характеристики 17 века как эпохи кризиса и распада. В противоположность такому взгляду он утверждал, что в этом столетии шел позитивный процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности, и была не только подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра Великого, но и пробуждено “общее влечение к новизне и усовершенствованиям”. По его мнению, если в реформах Петра и было что-то “революционное”, то это лишь насильственность и беспощадность использованных им методов. На сегодняшний же день в науке преобладает мнение, что реформы Петра не означали кардинального разрыва с прошлым, хотя и в двадцатом веке отдельные крупные историки, как, например, ученики Ключевского - М.М. Богословский и М.Н. Покровский в этом вопросе были солидарны с Соловьевым [3, 25].
Налоговая реформа Петра I
Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Петр I решил доверить эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги. Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный – от клеймения хомутов, шапок и сапог; с извозчиков – десятая доля найма, посаженный, покосовщиный, пчельный, банный, кожный – с конных и яловочных кож, мельничный – с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный – с печей, привальный и отвальный – с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов и орехов, а также многие другие мелочные сборы. Причем для каждого из этих налогов сразу же учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе.
Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В 1705 году с лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян - налог на въезд в столицу 2 коп. и на выезд 2 коп. с бороды [7, 45].
Наряду с многочисленными законно установленными налогами в период Петра I нередко взимались и незаконные сборы. Так в 1705 г. астраханский воевода Ржевский самовольно увеличил торговые пошлины, установил новые налоги на бани, погреба, печи и т.п., ввел ряд торговых монополий и отдал их своим приспешникам, а на солдат и стрельцов возложил еще одну тяжелую повинность по снабжению казенных заводов дровами. Все его действия вызвали возмущение у населения. В ночь на 30 июля 1705 г. восставшие солдаты, стрельцы, посадские и работные люди ворвались в астраханский кремль, убили воеводу и казнили его приспешников. Общее собрание астраханцев отменило новые налоги, ликвидировало откупа и монополии. Восстание было жестоко подавлено 2 марта 1706 года войсками под командованием Б.П. Шереметева, сотни мятежников после длительного следствия казнены в 1707 году на Красной площади в Москве [13, 15].
Еще до Петра I существовали отдельные виды обложения коммер¬ческих промыслов. Прообразом промыслового налогообложения можно считать посошные и подымные подати, которые взымались крайне неравномерно и имели характер окладных налогов.
Петр I разделяет все торговое и ремесленное сословие на купеческие гильдии и ремесленные цехи. Основными целями являются полицейские, но при этом преследуется также и фискальный интерес: купцы облагаются гильдейским сбором, фискальное значение которого постепенно возрастает. Учреждение гильдий было связано со стремлением организовать торгово-промышленное население городов в особое сословие, так как купцы платили вместе с другими неслужилыми сословиями подушную подать.
Регламентом Главному Магистрату 16 января 1721 г. было повелено всех регулярных граждан, т.е. все городское население, за исключением иностранцев, шляхетства, духовенства и подлых людей — чернорабочих, поденщиков, разделить на две гильдии:
1. К первой гильдии были отнесены: банкиры, знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги и которые торгуют разными товарами, городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники и живописцы»,
2. Ко второй гильдии были отнесены: купцы, которые торгуют мелочными товарами и харчевными припасами, рукомесленные, рещики, токари, столяры, портные, сапожники и другие им подобные.
Гильдии имели своих выборных представителей — «старшин и старост с товарищами», которые должны были «попечение и старание иметь обо всем, что до пользы граждан» касается и «о чем надлежит магистрату предлагать». Все, что касалось гражданской пользы, городовой Магистрат должен был обсуждать со старшинами и старостами гильдий [7, 43].
В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. В 1668 г. плавильщик Дмитрий Тумашев получил по грамоте дозволение искать в Сибири золото, серебро, железные руды и камни при том условии, что будет платить в казну десятый пуд металлов натурой.
Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. К эпохе Петра I относится и появление в России горного законодательства. Первым законодательным распоряжением Петра I по горной части являлся Указ 2 ноября 1700 г. В нем говорилось о том, что «кто в Москве и в городах ведает или впредь сведает на государевых или на чьих-нибудь землях золотую и серебряную и медную или иные какие руды», извещать об этом правительство: изветчикам обещано жалованье, тому же, «кто руду скроет», указ угрожал наказанием.
Информация о работе Налогообложение в России во время правления Петра Первого