Налогообложение в России во время правления Петра Первого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 07:29, реферат

Описание

Цель - изучение налоговой реформы Петра I.
Для этой цели нужно рассмотреть следующие задачи, чтобы показать как изменилась страна в своем политическом и экономическом облике: выявить причины возникновения реформ Петра I; раскрыть основное содержание налоговой реформы; определить значение налоговой реформы Петра I для России.

Работа состоит из  1 файл

алоговая Реформа Петра Первого Раздел.docx

— 46.00 Кб (Скачать документ)

          Определенные правила были установлены Берг-Привилегией, которая была издана 10 декабря 1719 г. одновременно с учреждением Берг-Колле¬гии. Провозгласив принцип горной регалии («Нам одним, яко монарху, принадлежат рудокопные заводы»), Петр I объявил, что «соизволяется всем и каждому во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях, искать, плавить, варить и чистить всякие металлы и минералы». Человек, открывший руду, получал от Берг-Коллегии привилегию или жалованную грамоту, по которой местные власти отводили ему для разработки 250 кв. сажен. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией. Тем, «которые изобретенные руды утаят и доносить об них не будут, или другим в сыскании, устроении и расширении тех заводов запрещать и мешать будут, объявляется жестокий гнев, неотложное телесное наказание и смертная казнь и лишение всех имений». В 1720 году все эти права были предоставлены также и иностранцам.

          При Петре I широкое распространение получает государственная монополия на крепкие спиртные напитки и табак. С 1716 г. винокурение становится свободным, но подлежит обложению акцизом в размере «полуполтины с ведра емкости клейменных кубов или казанов в год». Губернаторам и ландратам было поручено измерять и клеймить кубы и брать с ведра емкости по полуполтинной в год (клеймение кубов осуществлялось до 1744 г.).

           До 1697 г. табак подвергался гонению со стороны правительства, которое наказывало за его курение и продажу кнутом, рванием ноздрей, а иногда и смертной казнью. В 1697 г. Петр I разрешил употребление и продажу табака, а в 1698 г. предоставил маркизу Кармартеру исключительное право ввоза и торговли табаком в России, запретив при этом внутреннее производство. В 1705 г. была учреждена казенная продажа табака через кабацких бурмистров и целовальников

          Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. Инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов. Гербовая (актовая) бумага это специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.) и представляющая собой один из видов гербового знака.

          Гербовая бумага или «бумага под орлом» (клейменая или орленая) была сначала трех видов:

          1) под большим орлом — для крайностей;

          2) под гербом величиной против золотого — для крепостей на сумму ниже 50 руб. и для челобитных мировых;

          3) за печатью в половину золотого — для челобитных и выписок в приказах.

          Крепости, «писаные не за вышеозначенными клеймами», объявлялись недействительными, а с тех, у кого такие крепости окажутся, «велено было взимать пошлину вдвое».

          Печатание и продажа гербовой бумаги поручены были Оружейной палате, в которой бумага клеймилась таким образом, что на листе находились два клейма, по одному на каждом столбце (т.е. полулисте), с означением слов в большом гербе — 10 коп., в среднем — 1 коп., в меньшем — 1 деньга. Копеечные клейма были двух образцов: с драконом под гербом и без дракона [7, 45].

          С 1702 г. гербовая бумага получает наименования двухрублевой, рублевой, четырехгривенной, четырехкопеечной и двухкопеечной. В этих размерах цены оставались до 1763 г., когда были увеличены в два раза. В 1720 г. гербовый сбор доставил казне около 20 тыс. руб. [9, 458].

          В 1700 г. вводится пробирная пошлина, которая представляла собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. Размер этой пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла.

          В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, имевший протекционистскую направленность. Таможенный тариф жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат 50%, шерстяные ткани и писчая бумага 25% и так далее [7, 45].

          Таким образом, увеличение косвенных налогов увеличило и поступления в казну.

          Петр I решился на реформу прямых налогов, то есть отменил подворную подать и заменил ее подушной. Эта реформа была проведена главным образом для упрочнения государственных финансов. Таким образом, налог взимался не с целого двора, а с души мужского пола. Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Специальным указом в 1718г. было приказано взять ото всех правдивые «сказки» — устные сведения относительно количества душ мужского пола в данном поместье. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ [1, 95].

          Первая ревизия населения окончилась лишь в 1722г., поэтому данные «сказок» к моменту подсчета общего количества душ были весьма условными. Перепись показала, что в стране насчитывалось 5,6 млн. душ податного населения из крестьян и посадских людей, всего население составляло 14 млн. Цифра в пять миллионов человек вызвала подозрение Петра. Все владельцы крестьян мигом поняли, что император замыслил новый налог, который будет зависеть от поданных «сказок», поэтому списки составлялись с искажениями и нарушениями всех мыслимых сроков, одним словом, пытались уйти от выплаты налогов [14, 63].

           В связи с этим Петр решил провести ревизию на местах, проверку «сказок» и произвести «раскладку войска на землю» - подобие современных выездных налоговых проверок. Полки размещались по ротам, на каждую роту отводился сельский округ с таким количеством ревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата приходилось по 35 с половиной душ, а на конного по 50 с четвертинкой души мужского пола [15, 112].

          Налоговая повинность стала самым мощным орудием контроля государства над населением и именно в это время начинается закрепощение крестьян. С должниками поступали очень строго: те бедняки, которым было не по силам заплатить подушную подать, занимали у богачей, чтобы не попасть в руки царских налоговых чиновников. Должников вместе с семьями вывозили за Урал, на металлургические заводы. Работа там была такой трудной, что отправка туда приравнивалась к смертной казни. Поэтому введение нового налога вызвало волну возмущений.

          До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.

          Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата (в конце 1699 г. переименованная в Ратушу) — центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов. В ее ведении находились также торговые и гражданские дела. Во главе Бурмистерской палаты стоял бурмистр. Бурмистерская палата (Ратуша) избиралась из торговых людей и соблюдала интересы купечества, которое привлекалось Петром I к развитию отечественной промышленности. В связи с образованием губерний (в 1708 г.) с 1711 г. Ратуша перестала существовать как центральное учреждение и сохранила свое значение лишь для Москвы с ограниченной компетенцией.

          Существенные изменения в системе сбора налогов начинают происходить с изменением административно-территориального деления России и создания должности губернаторов. На них возлагались функции по контролю за сбором налогов. 18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть...» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям [7, 46].

          Основной задачей нового административного деления становится распределение содержания армейских полков по губерниям. Для этого учреждается система кригс-комиссаров, возглавлявшаяся сенатором генерал-пленипотенциал-кригс-комиссаром князем Яковом Долгоруковым. Ему подчинялся обер-штор-кригс-комиссар Лука Чириков, которому отчитывались в своих действиях обер-кригс-комиссары. Обер-кригс-комиссарам подчинялись губернские комиссары, которые назначались в каждый полк. Полковые командиры обязывались отчитываться по хозяйственной части губернским комиссарам. На губернии возлагалась обязанность по обеспечению денежного и провиантского содержания полков. Впоследствии эта система неоднократно подвергалась реформированию и была упразднена, однако до 1917 г. сохранялась традиция наименования полков русской армии по названиям губерний (городов). Первые гвардейские полки Семеновский и Преображенский имели названия по подмосковным селам Семеновскому и Преображенскому, где первоначально создавалось петровское Потешное войско [14, 63].

          Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается «управительный» (впоследствии Правительствующий) Сенат — постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. Указом от 17 марта 1711 г. Правительствующему Сенату поручается устройство государственных доходов с предписанием «денег как возможно собирать... и ...учинить фискалов во всяких делах». В этом же году учреждаются должности фискалов — государственных служащих, обязанностями которых было «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, «вообще безгласные преступления явно противогосударственного и противообщественного характера». Сфера деятельности фискалов первоначально ограничивалась контролем за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц. Фискалы возглавлялись обер-фискалом (с 1723 г. генеральным фискалом, подчиненным генеральному прокурору). Генеральный фискал назначался царем, а его помощник — обер-фискал — Сенатом. Фискалы были освобождены от обязанности по уплате податей, от подсудности местным властям и от ответственности за неправедные доносы. Должности фискалов просуществовали до 1729 г.[7, 47].

В 1717 г. учреждаются финансовые коллегии — центральные правительственные  учреждения в России, ведавшие государственными доходами и расходами. В 1717—1718 гг. были установлены штаты и назначены  президенты следующих финансовых коллегий: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегии, Коммерц-коллегии и Ревизион-коллегии. В 1718—1720 гг. были определены функции, утверждены структура и штаты финансовых коллегий, а также Генеральный  регламент, который устанавливал обязанности  должностных лиц коллегии (издан 28 февраля 1720 г.). Каждая коллегия состояла из присутствия (президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь) и штата чиновников и канцеляристов. Финансовые коллегии подчинялись императору и Сенату. При коллегии состоял  фискал (позже прокурор), контролировавший деятельность финансовой коллегии. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах, ведала государственными доходами, следила  за окладными и неокладными приходами. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Под окладными  понимались на¬логи и сборы, при  которых налоговые обязательства  налогоплатель¬щика исчислялись по действующим ставкам на единицу  обложения. Неокладными налогами и  сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен. Сбором доходов от монетной и горной регалий ведала Берг-коллегия.

           Так как что поступления от подушной подати направлялись на содержание армии, сбор подушной подати был передан в ведение Военной коллегии, для целей взимания подушной подати, а также для обеспечения текущего содержания армейских подразделений в условиях мирного времени (постой) территория России разделяется на полковые дистрикты (округа), границы которых не совпадали с гражданскими округами. Фактически была создана параллельная система административно-территориального разделения страны. Гражданские и военные дистрикты были упразднены в 1726 г., а в 1727 г. восстановлено деление губерний на уезды [10, 98].

          Штатс-контор-коллегия вела надзор за всеми государственными расходами, рассматривала провинциальные сметы и составляла «штаты государственных расходов» (главные статьи расходов — это содержание армии и флота), а также отчисляла средства на содержание двора и центральных учреждений. В 1726 г. была присоединена к Камер-коллегии.

          Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами. В 1810 г. была подчинена Министерству финансов, с 1823 г. упразднена. Ревизион-коллегия, учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств, была в 1722 г. присоединена к Сенату, а в 1725 г. восстановлена. Камер-, Штатс-, Ревизион-коллегии были упразднены в связи с реорганизацией губернских органов управления.

          Первым шагом создания системы местного самоуправления в России можно считать Указ от 30 января 1699 г., в соответствии с которым торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право управлять своими выборными бурмистрами. Выборные бурмистры должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них также был возложен ряд полицейских обязанностей.

          В 1722 г. учреждается институт прокуроров во главе с генерал-прокурором и его заместителем — обер-прокурором, которые осуществляли руководство и контроль за деятельностью фискалов.

          В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет. Финансовые преобразования позволили государству за 15 лет увеличить свои доходы более чем в 3 раза (в 1710 г. — 3,1 млн руб., а в 1725 г. — 10,2 млн руб.), при этом во второй половине царствования Петра I регулярно достигалось превышение доходов над расходами [7, 49].

 

Оценка налоговой  реформы Петра I и ее значение для  России

Информация о работе Налогообложение в России во время правления Петра Первого