Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 11:43, контрольная работа
Субъективная сторона налогов (конкретные их виды, уровень ставок, система льгот и т.д.), напротив, предопределяются именно внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, масштабность и круг задач, стоящих перед обществом в данный период времени, наконец, традиции, оказывающие существенное влияние на национальные “черты лица” налоговой системы государства.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Налоговые системы зарубежных стран……………………………………………………...4
1.1 Налоговая система США……………………………………………………………............4
1.2 Налоговая система Канады………………………………………………………………….6
1.3 Налоговая система Германии……………………………………………………………….7
1.4 Налоговая система Франции………………………………………………………………..9
1.5 Налоговая система Испании……………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………………………...12
Список используемой литературы…………………………………………………………….13
По
дисциплине налоги и
налогообложение
Выполнила:
Студентка 5 курса
Заочного отделения
Факультета Менеджмент организации
Бедностина О.Г.
Проверил:
Литвин
Ю.Ю.
На тему "Налогообложение
зарубежных стран".
Санкт-Петербург
2011г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Налоговые системы зарубежных стран……………………………………………………...4
1.1 Налоговая система
США……………………………………………………………....
1.2 Налоговая система
Канады………………………………………………………………
1.3 Налоговая система
Германии…………………………………………………………
1.4 Налоговая система
Франции……………………………………………………………
1.5 Налоговая система
Испании……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………………
Введение.
В понимании налогов
важное значение имеют два аспекта. Во-первых,
налог – это объективная экономическая
категория, ее внутренняя сущность (с объективной
стороны); во-вторых, существует конкретная
видимая правовая форма проявления внутренней
сущности налогов в процессе их использования
в реальной экономической жизни (с субъективной
стороны). Оба эти аспекта тесно взаимосвязаны
и взаимообусловлены, представляя на практике
органичное единство, тем не менее их следует
различать между собой.
Налоги как объективная категория являются
исходным и основным понятием, определяющим
главные, сущностные черты налогов. Исходная,
основная категория – это обобщенное
абстрактное понятие объективно существующих
экономических отношений. Объективная
сущность (объективная сторона) налогов
не зависит от конкретной экономической
действительности, она определяется лишь
факторами, вызвавшими появление этой
категории.
Возникновение налогов обычно связывается
с возникновением государства: становление
его институтов, возложение на государственный
аппарат общественно-политических функций
неизбежно потребовало формирования фондов
финансовых ресурсов и соответственно
инструментов, посредством которых такие
фонды могли бы быть сформированы. Таким
инструментом и стали налоги, главное
предназначение которых изначально заключалось
в формировании материальной базы (фондов
финансовых ресурсов) для обеспечения
функций государства в интересах всего
общества. С развитием государства, расширением
его функций роль налогов повышалась,
однако суть их осталась неизменной. Таким
образом,налог как экономическая категория
выражает денежные отношения между государством,
с одной стороны, и физическими и юридическими
лицами, с другой стороны, возникающие
в процессе вторичного распределения
(перераспределения) вновь созданной стоимости
валового национального продукта и отчуждения
части ее стоимости в распоряжение государства
в обязательном порядке.Объективная сторона
налогов проявляется на практике в течение
всего периода существования налогов,
при каждом единичном акте их уплаты и
не зависит ни от того, на каком историческом
и экономическом этапе развития находится
государство, ни от того, какое конкретное
государство взимает налоги, ни от каких-либо
других факторов.
Субъективная сторона налогов (конкретные
их виды, уровень ставок, система льгот
и т.д.), напротив, предопределяются именно
внешней средой, в которой функционируют
налоги. Особенно важное значение здесь
имеют: уровень социально-экономического
развития страны, тип государственного
устройства, масштабность и круг задач,
стоящих перед обществом в данный период
времени, наконец, традиции, оказывающие
существенное влияние на национальные
“черты лица” налоговой системы государства.
Субъективная (видимая) сторона проявляется,
таким образом, в процессе их реального
использования (в виде подоходного налога,
налога на добавленную стоимость, акцизов
и т.д.). Установление налогов производится
путем принятия налогового законодательства,
определяющегопонятие налогов, а также
сборов, приравненных к налоговым платежам.Далее
выясним, что представляет собой понятие
налогов и сборов, приравненных к налогам
в законодательных актах, а также проследим
эволюцию понятия «налог».
Налоговая система США исходит в основе
своего построения из общего экономического
принципа либерализации, сущность которого
заключается в максимально возможном
использовании объективно действующих
рыночных регуляторов экономического
развития. С организационной точки зрения
данная система налогообложения является
трехуровневой и включает федеральные
налоги, налоги штатов и местные налоги
(графств, муниципалитетов, округов и других
государственных территориальных образований).
С точки зрения использования экономического
(стимулирующего) потенциала системы инвестиционный
потенциал налоговой системы США реализуется
через следующие главные элементы:
- применение норм ускоренной амортизации
основных фондов предприятий, позволяющих
увеличивать долю издержек и соответственно
снижать долю прибыли в цене продукции
и услуг, что представляет собой форму
льготы в части налога на прибыль, а также
способ стимулирования инвестиций в развитие
хозяйствующих субъектов;
- масштабные льготы, касающиеся инвестиций
в научно- исследовательские и опытно-конструкторские
работы вплоть до полного освобождения
соответствующих затрат и результатов
от большинства видов налогообложения;
- специальные налоговые скидки за использование
альтернативных видов энергии в производственно-хозяйственной
деятельности субъектов экономики, которые
могут составлять до 50% стоимости соответствующих
видов оборудования, исключаемых из налогооблагаемой
базы.
Несмотря на законодательно установленные
широкие права территорий, региональный
потенциал в налогообложении США не используется
в значимой степени, поскольку около 70%
налоговых поступлений проходит через
федеральный бюджет и их часть перераспределяется
между регионами (штатами) централизованно
с объективными негативными последствиями.
Однако в последнее время сформировалась
ощутимая тенденция увеличения собственных
налоговых доходов штатов, например, в
таких сферах, как социальное обеспечение,
здравоохранение, охрана общественного
порядка (содержание полиции), обеспечивающих
около 90% расходов. Тем не менее главным
источником формирования доходов региональных
бюджетов (более 70%) остаются субсидии
федерального бюджета.
Реализацию отраслевого потенциала рассматриваемой
налоговой системы (в силу отмеченной
принципиальной особенности экономики
США) также нельзя признать существенной.
Она ограничена различными нормами ускоренной
амортизации для конкретных отраслей,
а также достаточно редкими (и представляющими
собой фактически исключение из общего
правила) налоговыми скидками, например,
предоставляемыми добывающим отраслям
в порядке компенсации за истощение недр.
Конкурентный потенциал системы налогообложения
США задействован в весьма значительной
степени через два основных инструмента:
- прогрессивное налогообложение доходов
корпораций, которое предполагает увеличение
ставок налога на прибыль при росте налогооблагаемой
базы;
- использование налогов на сверхприбыль,
то есть специальных ставок налога (которые
могут достигать 90%) в случае, если прибыль
хозяйствующего субъекта значительно
выше среднеотраслевой.
Практическая реализация фискальной функции
в налоговой системе США характеризуется
в первую очередь тем, что в ее основе лежит
налогообложение физических лиц (населения).
При этом основными видами налогов являются:
- подоходный налог, за счет которого формируется
более 40% доходов федерального бюджета
и примерно такая же для налоговых доходов
штатов;
- отчисления в фонды социального страхования,
которые в равных долях делают наниматель
(юридическое лицо-субъект хозяйствования)
и рабочие (этот платеж населения составляет
более 15 % доходов федерального бюджета).
Необходимо отметить и то, что в условиях
переноса основного налогового бремени
на население представляется объективно
оправданной сложная система исчисления
соответствующего налогооблагаемого
дохода, включающая возможность исключения
(полного или частичного) определенных
видов доходов, скользящий необходимый
минимум дохода, ряд индивидуальных (для
отдельных категорий населения) налоговых
льгот, а также специфическая шкала ставок
налога, три ступени которой предполагают
их повышение, а четвертая (для самых высоких
доходов) – понижение с целью предотвращения
уклонения от уплаты налогов.
При этом налогообложение юридических
лиц (хозяйствующих субъектов) в рассматриваемой
системе ограничено применением таких
налогов, как:
- налог на прибыль корпораций (около 9%
доходов федерального бюджета и в среднем
не более 5% доходов бюджетов штатов);
- налог на доходы от продаж и капитальных
активов;
- налог штатов на деловую активность,
определяемую размерами капитала и оборотом.
Последние два налога не имеют существенного
финансового значения, а несут регулирующую
нагрузку.
Налогообложение собственности (имущества)
в рассматриваемой системе носит в основном
региональный характер, причем объектом
налогообложения является имущество юридических
лиц: личное имущество населения для целей
собственного потребления налогом не
облагается. Федеральный налог (по ставке
до 50% стоимости) применяется только в
отношении имущества, переходящего в порядке
наследования и дарения.
Важной характерной чертой системы налогообложения
США является незначительная роль, которую
играют в ней акцизы: федеральными акцизными
сборами облагается ограниченное количество
видов товаров и услуг, а ставка налога
с продаж по отдельным штатам колеблется
от 0 до 8%.
Система налогообложения Канады в целом
похожа на систему США в силу сходного
государственного устройства, включающего
федеральный уровень, провинции и местный
уровень, и схожих экономических принципов.
Так же как и в США, инвестиционный потенциал
данной налоговой системы ориентирован
на использование норм ускоренной амортизации
основных средств, на льготное налогообложение
научных и конструкторских разработок,
что фактически означает комплексное
стимулирование развития высокотехнологичных
производств.
Степень использования регионального
потенциала налоговой системы Канады
более высока, чем в США, поскольку территории
обладают большими не только политическими,
но и экономическими правами. При этом
главным экономическим звеном являются
провинции. В силу такого положения налоговые
доходы федерального уровня составляют
около 50% общего объема, провинций – более
40%, местного уровня – примерно 10%. Кроме
того, широко используется передача провинциям
значительной части федеральных доходов,
причем она не носит дотационного характера,
а осуществляется в рамках специально
разрабатываемых совместных программ
решения конкретных региональных проблем.
Реализация отраслевого потенциала ограничена
общей ориентацией на формирование эффективной
отраслевой структуры за счет действия
общих рыночных механизмов, однако, главным
образом по социальным мотивам, применяются
традиционная для большинства развитых
стран система дотаций сельскохозяйственных
производителей и избирательные и ограниченные
по масштабам налоговые льготы по прибыли
в обрабатывающих отраслях (до 5% общей
налоговой ставки).
Конкурентный потенциал налоговой системы
Канады задействован значительно слабее,
чем в США, и ограничен в основном сферой
малого бизнеса, где предприятиям для
обеспечения нормальных условий развития
в жесткой конкурентной среде предоставляются
существенные льготы по налогу на прибыль,
который может исчисляться по налоговым
ставкам в 2,5 раза меньшим, чем для аналогичных
крупных предприятий
Фискальная функция системы налогообложения
Канады, имеющая в основном ту же ориентацию,
что и в США, предполагает использование
в качестве основного источника налоговых
доходов государства подоходный налог
с физических лиц. Специфика этого налога
состоит в том, что он является способом
самостоятельной мобилизации финансовых
ресурсов в провинциях. Здесь применяются
различные на федеральном уровне и уровне
провинции методы определения налогооблагаемой
базы и соответственно различные автономные
налоговые ставки.
Налогообложение хозяйствующих субъектов
в данном случае еще более либерально,
чем в США, и налог на прибыль корпораций
формирует около 7% доходов федерального
бюджета и менее 4% - провинциальных; другие
же налоги этого рода не имеют сколько-нибудь
заметного влияния на государственные
доходы.
Примерно аналогичная ситуация встречается
и в области налогообложения собственности
(имущества), где юридические лица уплачивают
незначительный налог, базой для исчисления
которого являются земля и здания(стоимость
оборудования налогами на имущество не
облагается), а ставки налога дифференцированы
в зависимости от видов деятельности хозяйствующих
субъектов и колеблются в пределах от
0,5% стоимости имущества для ведущих отраслей
промышленности до 140% в производстве алкоголя.
Акцизное налогообложение играет в налоговой
системе Канады более заметную по сравнению
с США роль, поскольку акцизы применяются
к большинству товаров и услуг (за исключение
социально значимых) и включают:
- федеральный налог с продаж в размере
до 12% цены, взимаемый по конечным и промежуточным
товарам и услугам;
- провинциальный налог с розничных продаж,
составляющий в среднем по стране около
7% цены.
Налоговая система Германии существенно
отличается от североамериканских систем,
которые определяются традиционной ориентацией
на масштабное государственное регулирование.
Экономическая (стимулирующая) функция
данной системы налогообложения проявляется
следующим образом.
Инвестиционный потенциал системы налогообложения
Германии предполагает наряду с использованием
норм ускоренной амортизации льготное
налогообложение той части прибыли хозяйствующих
субъектов, которая выделяется на формирование
резервов, основным назначением которых
является обеспечение перспективного
развития хозяйствующих субъектов. Размеры
этих резервов практически не ограничиваются
и рассматриваются как источники инвестиций
не только для данного предприятия, но
и, учитывая их временное перераспределение
через финансовый (фондовый и кредитный)
рынок, для других предприятий.
Региональный потенциал данной налоговой
системы также проявляется более значимо,
чем в США и Канаде, так как включает следующие
механизмы:
- избирательное региональное налоговое
стимулирование инвестиций, например
в экономику восточных земель;
- субсидии в виде общих федеральных налоговых
льгот, предоставляемых региональным
бюджетам;
- горизонтальное выравнивание бюджетных
доходов, обеспечивающее прямое без задействования
федерального центра перераспределение
налоговых доходов развитых в экономическом
отношении земель в пользу более слабых.
Отраслевой потенциал анализируемой системы
налогообложения используется примерно
так же, как по соответствующим системам
Канады и США, и ограничивается льготным
налогообложением и предоставлением субсидий
и дотаций предприятиям в основном сельского
и лесного хозяйства.
Конкурентный потенциал налоговой системы
Германии следует оценить как более высокий,
чем североамериканский, поскольку он
включает такие принципиальные составляющие,
как:
- прогрессивное налогообложение доходов
хозяйствующих субъектов, причем более
строгое, чем в США;
- жесткую систему налогообложения сверхприбылей;
- систему налоговых санкций за недобросовестную
ценовую конкуренцию (ценовой сговор),
что представляется весьма важным для
формирования условий конкурентного равенства.
Реализация фискальной функции налоговой
системы Германии также имеет существенную
специфику, главной чертой которой является
примерно одинаковое и весьма значительное
налоговое бремя, которое несут физические
и юридические лица.
Подоходный налог с физических лиц, обеспечивая
около 30% налоговых доходов федерального
бюджета, имеет прогрессивный характер.
Его максимальная ставка составляет более
50% доходов физических лиц. Методика расчета
этого налога также сложна, как и, например,
в США, но количество предусмотренных
налоговых льгот и вычетов из налогооблагаемой
базы меньше. Кроме подоходного налога,
граждане Германии делают социальные
отчисления в размере около 7% начислений
заработной платы (половина общего объема).
Налогообложение доходов юридических
лиц включает следующие основные виды
налогов:
- налог на прибыль, предельная и широко
распространенная ставка которого составляет
50%;
- социальные выплаты, которые наниматель
производит работающим гражданам;
- промысловый налог, которым облагаются
определенные виды деятельности (в том
числе торговля), базой для исчисления
которого являются одновременно прибыль
и стоимость основных фондов предприятия
(распространенные ставки составляют
5% прибыли и 0,2% стоимости основных фондов).
В целом налоги на доходы юридических
лиц обеспечивают примерно 15% налоговых
бюджетных поступлений.
Налогообложение собственности (имущества)
в Германии характеризуется тем, что оно
относительно невелико в отношении населения
(около 1% стоимости имущества) и весьма
существенно для хозяйствующих субъектов,
которые уплачивают помимо уже упоминавшегося
комплексного промыслового налога налог
на имущество (0,6% стоимости) и земельный
налог (1,2% кадастровой стоимости участка).
В отличие от США и Канады значительную
роль в налоговой системе Германии играет
акцизное налогообложение, где ведущее
место занимает НДС, являющийся главным
источником доходов федерального бюджета,
обеспечивая их почти на 30%, несмотря на
довольно развитую систему понижения
ставок, освобождений и других льгот. Кроме
того, широко применяются акцизы на отдельные
виды товаров и услуг, перечень которых
достаточно широк и для которых характерно
то, что в отличие от США и Канады, они являются
федеральными не только с точки зрения
их утверждения, но и как источник формирования
финансовых ресурсов на этом уровне.
Налоговая система Франции имеет много
общего с российской налоговой системой
несмотря на то, что это государство не
является ни законодательно, ни фактически
федеративным и с точки зрения организации
государственных финансов представляет
собой жестко централизованную систему,
построенную на государственном и местном
уровнях.
Налоговая система Франции представляет
собой в рамках реализации экономической
(регулирующей) функции точное отражение
ее государственного устройства и основана
не столько на использовании механизмов
экономического регулирования, сколько
на централизованном перераспределении
фискальных ресурсов.
Инвестиционный потенциал системы налогообложения
Франции предусматривает возможность
использования таких рычагов стимулирования
инвестиций, как ускоренную амортизацию
и вычеты из налогооблагаемой прибыли
в размере 10% прироста инвестиций в развитие
производства и 50% прироста инвестиций
в научные исследования, что не позволяет
оценить его достаточно высоко.
Отраслевой потенциал анализируемой системы
также весьма невелик, поскольку ею предусмотрены
только льготы по НДС для поощрения таких
социально важных отраслей экономики,
как производство продуктов питания, медикаментов,
строительство жилья, общественный транспорт.
Региональный потенциал французской системы
налогообложения также невысок в силу,
во-первых, отмеченных выше особенностей
государственного устройства этой страны
и, во-вторых, потому, что соответствующие
регуляторы регионального развития в
ней фактически не представлены. Заметная
тенденция роста доли местных бюджетов
в консолидированном бюджете Франции
определяется не региональной направленностью
налоговой системы, а усилением централизованного
перераспределения налоговых доходов
государственного уровня.
Конкурентный потенциал данной системы
в целом аналогичен потенциалу Германии
и определяется его сходной структурой.
Система налогообложения Франции отдает
очевидное предпочтение фискальной функции,
что находит свое отражение во всех анализируемых
характеристиках.
Подоходный налог с физических лиц во
Франции обеспечивает около 18% доходов
государственного бюджета, а его главной
особенностью является то, что фискальную
единицу представляет собой не отдельный
гражданин, а семья. Кроме этого налога,
население делает две разновидности социальных
отчислений, которые незначительны по
объемам:1,1% от профессиональных доходов
и 1% от процентных доходов по вкладам в
финансово-кредитных структурах.
Существенно более весомым является налогообложение
доходов юридических лиц (хозяйствующих
субъектов), которые помимо прогрессивного
налога на прибыль (ставка которого от
10 до 42%, а наиболее распространенный уровень
– 34%) уплачивают налоги, исчисляемые от
расходов на оплату труда [налог на профессиональное
образование (0,6%), налог на долгосрочную
профессиональную подготовку (1,5 – 2,3%)
и налог на жилищное строительство (0,65%)],
что в целом обеспечивает около 30% доходов
государственного бюджета.
Налогообложение
собственности (имущества) во Франции
также ориентировано, главным образом,
на юридических лиц и включает налог на
имущество хозяйствующих субъектов, взимаемый
по прогрессивной шкале (до 1,5% стоимости),
налог на земельный участок, а также налог
на автотранспорт и налог на жилье, который
уплачивают и собственники жилья, и арендаторы.
В целом этот вид налогообложения формирует
менее 10% налоговых доходов государства.
Главным источником государственных доходов
во Франции являются акцизы и НДС, который
обеспечивает более 40% налоговых бюджетных
поступлений. Весьма сложное нормативное
обеспечение этого налога включает четырехступенчатую
шкалу налоговых ставок, дифференцированную
по отдельным группам товаров и услуг,
а также ряд налоговых освобождений. Методика
определения налогооблагаемой базы довольно
сложна, и трудно выбрать в определенных
случаях между уплатой НДС и подоходного
налога в сфере финансов, в банковском
деле и некоторых других областях. Кроме
того, во французской системе налогообложения
применяются акцизы на отдельные товары
и услуги, являющиеся одними из немногих
видов налогов, платежи по которым зачисляются
непосредственно в местные бюджеты.
Налоговая система Испании характеризуется
следующим:
1) схожесть с государственным устройством
России (федеральный уровень – автономные
территории и провинции – местный уровень);
2) сопоставимость (в определенной степени)
макроэкономических условий ее функционирования
с российскими.
С точки зрения реализации экономической
(регулирующей) функции, рассматриваемая
налоговая система характеризуется следующими
существенными особенностями.
Инвестиционный потенциал системы налогообложения
Испании определяется предусмотренными
в ней льготами за создание новых рабочих
мест в виде фиксированной суммы, вычитаемой
из общего объема рассчитанных в общем
порядке налоговых платежей, а также поощрением
инвестиций путем снижения на 5% ставки
налога на прибыль. К этому следует добавить
возможность применения норм ускоренной
амортизации.
Региональный потенциал налоговой системы
Испании следует признать достаточно
высоким, поскольку она адекватно учитывает
отмеченную выше специфику государственного
устройства страны и обеспечивает возможность
применения различных налоговых режимов
для конкретных автономных территорий
вплоть до права вводить собственные виды
налогов и в определенных пределах регулировать
размеры налоговых ставок (в первую очередь
это относится к экономически слаборазвитым
автономиям). Такой гибкий подход к региональному
развитию налоговой системы позволяет
на практике обеспечить выравнивание
экономического уровня субъектов государства,
не используя административно-
Отраслевой потенциал данной налоговой
системы не представляется существенным,
поскольку он ограничен отдельными льготами
(например, в кинопроизводстве) и санкциями
(например, в игорном бизнесе) в части налога
на прибыль и, таким образом, не затрагивает
регулирования развития базовых отраслей
экономики.
Конкурентный потенциал системы налогообложения
Испании практически не представлен сколько-нибудь
существенными элементами.
Реализация фискальной функции налоговой
системы Испании сосредоточена в основном
на двух направлениях: налогообложение
доходов физических лиц и акцизные налоги.
Население Испании обеспечивает около
40% государственных доходов через подоходный
налог; причем в налогооблагаемую базу
включаются не только заработная плата,
доходы от предпринимательской и профессиональной
деятельности и доходы от капитала, но
и такие выплаты, как пособия по безработице
и пенсии. При этом применяется прогрессивная
шкала, имеющая 16 размеров ставки, а вычеты
из налогооблагаемой базы весьма ограничены.
Налогообложение юридических лиц в рамках
данной системы позволяет сформировать
около 8% государственных доходов за счет
налога на прибыль, взимаемого по фиксированной
ставке 35%, и налога на экономическую деятельность
(аналог применяемого в Германии промыслового
налога).
Налоги на собственность в рассматриваемой
системе в целом находятся на среднем
уровне, а их особенностью является применение
налога на передачу имущества, в том числе
в порядке продажи и аренды, и высокая
ставка прогрессивного налога на имущество,
переходящее в порядке дарения и наследования,
- до 34% стоимости.
Высокое значение для формирования государственных
бюджетных доходов в системе налогообложения
Испании имеют акцизные налоги, при этом
НДС составляет приблизительно 25% поступлений,
а акцизы на отдельные виды товаров и услуг
– более 13%