Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:52, реферат
Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежом, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может быть неэффективным только в том случае, если в государстве полностью прекратится торговля. Однако это представляется маловероятным.
Введение_______________________________________________________3-4
1. Понятие налога на добавленную стоимость________________________5-8
2. Налогоплательщики и объекты налогообложения__________________9-11
2.1. Объекты налогообложения____________________________________12
2.2. Операции, не подлежащие налогообложению__________________13-14
2.3. Порядок исчисления налога_________________________________14-15
2.4. Порядок и сроки уплаты налога_____________________________ 15-16
3. Список литературы_____________________________
Введение______________________
1. Понятие налога на добавленную стоимость_____________________
2. Налогоплательщики и объекты налогообложения_______________
2.1. Объекты налогообложения_______________
2.2. Операции, не подлежащие налогообложению_______________
2.3. Порядок исчисления налога________________________
2.4. Порядок и сроки уплаты налога________________________
3. Список литературы____________________
Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему. Его традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция, в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля над сроками продвижения товаров и их качеством.
Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежом, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может быть неэффективным только в том случае, если в государстве полностью прекратится торговля. Однако это представляется маловероятным.
НДС – всеобщий налог на потребление, который должны уплачивать все предприятия, участвующие в процессе производства и сбыта товаров. НДС - косвенный налог, который является одним из 5 основных налогов.
1. Понятие налога на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации – от сырья до предметов потребления. Идея создания конструкции рассматриваемого налога принадлежит французскому экономисту М. Лоре (директор Дирекции по налогам, сборам и НДС Министерства экономики, финансов и промышленности Франции), представившему в 1954 г. схему действия НДС и доказавшему эффективность собираемости этого налога и способность противодействовать уклонению от его уплаты. Общей тенденцией для всех стран, установивших НДС, явилось быстрое превращение этого налога в один из главных в налоговой системе. Во Франции на долю НДС приходится 45 % всех налоговых поступлений в бюджет, в Великобритании и Германии - 50 %. На его долю приходиться в среднем 13,8 % налоговых поступлений. Сейчас НДС взимают 137 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в таких странах, как США, Япония, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 3 % до 15 %.В России НДС действует с 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.
Отличительной чертой косвенных налогов является также то обстоятельство, что с экономической точки зрения, основное его бремя уплаты переносится плательщиками на конечных покупателей (т.е. потребителей) товаров (работ, услуг). Однако в случаях, когда цена товара ограничивается платежеспособностью покупателя, косвенный налог, в частности НДС, уменьшает прибыль производителя и таким образом становится прямым налогом.
Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.
Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Чтобы экспортер получил право на нулевую ставку НДС при экспорте, он должен каждый раз подавать в налоговый орган заявление о возврате НДС и комплект подтверждающих документов. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, не являются плательщиками налога.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в российском законодательстве определяется как разница между суммой налога, исчисленной по установленной ставке с налоговой базы, определяемой в соответствии с положениями законодательства, и суммой налоговых вычетов (то есть суммы налога уплаченного при приобретении товаров, работ, услуг, используемых в деятельности компании, облагаемой НДС).
Расчёт налога осуществляется отдельно по каждой из применяемых ставок. НДС, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг, не подлежащих налогообложению, к вычету не принимается.
Рассматривая экономическую и юридическую природу НДС необходимо отметить, что в различных странах мира используются свои методики его исчисления и уплаты. Причем очень многое зависит от того, какой принцип в определении добавленной стоимости будет положен в основу.
Так, добавленной стоимостью можно представить как сумму заработной платы (V) и получаемой прибыли (М). С другой стороны добавленную стоимость можно определить как разность между выручкой от реализации товаров (О) и производственных затрат (I).
Основываясь на этих двух методах можно выделить четыре основных механизма расчета НДС:
- R (V+M), где R-ставка налога;
- RV + RM;
- R (O-I);
- RO-RI.
При таких условиях, когда при исчислении НДС могут быть использованы различные подходы и способы, наиболее важным является законодательно установленный порядок исчисления НДС.
Специалисты в области налогообложения называют три основные группы причин, делающих целесообразным введение НДС:
- он обеспечивает высокие процентные государственные доходы,
- ему свойственны нейтральность и эффективность.
В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % государственных доходов, что эквивалентно примерно 5 - 10 % валового национального продукта. Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет.
НДС имеет преимущества, как для государства, так и для налогоплательщика.
1. От него труднее уклониться.
2. С ним связано меньше экономических нарушений.
3. Он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов.
К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.
Однако, несмотря на столь успешное применение налога в мировой практике, зарубежный опыт использования НДС также содержит ряд нерешенных вопросов, связанных с негативными особенностями широкого использования НДС.
2. Налогоплательщики и объекты налогообложения
Налогоплательщиками НДС признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) которых без учета НДС не превысила за три предшествующих последовательных календарных месяца в совокупности 2 000 000 руб., имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
Освобождение не распространяется:
- на налогоплательщиков, реализующих подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев;
- на ввоз товаров на таможенную территорию РФ, подлежащий налогообложению.
Лица, использующие право на освобождение, должны не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление и установленные документы, подтверждающие право на такое освобождение.
Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (либо о продление срока освобождения), не могут отказаться от освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случае, когда они потеряют это право в установленном порядке.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляет в налоговые органы:
- документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2000000 руб.;
- уведомление о продлении использовании права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использовании данного права.
Налогоплательщики утрачивают право на освобождение, если в течение периода освобождения произойдет любое из следующих событий:
- сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысит 2 000 000 руб.;
- налогоплательщик осуществит реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.
Право на освобождение утрачивается начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место любое из указанных условий утраты, и не может быть возобновлено до окончания периода освобождения. Сумма налога за месяц, в котором имело место любое из условий утраты, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.
В случае если налогоплательщик не представил подтверждающие документы либо представил документы, содержащие недостоверные сведения, а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает установленные ограничения, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
Документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются:
- выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
- выписка из книги продаж;
- выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
- копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Налогоплательщик вправе направить уведомление и подтверждающие документы в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма.
После отправки уведомления об использовании права на освобождение суммы НДС, ранее принятые налогоплательщиком к вычету в обычном порядке по товарам, работам, услугам (в том числе по основным средствам и нематериальным активам), приобретенным для осуществления подлежащих налогообложению операций, но не использованным для таких операций, подлежат восстановлению путем уменьшения налоговых вычетов в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение.
Сумма налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение, до утраты такого права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении подлежащих налогообложению операций, принимаются к вычету в установленном порядке.
2.1.Объекты налогообложения
Объектами налогообложения признаются следующие операции:
- реализация на территории России товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;
Информация о работе Налогоплательщики и объекты налогообложения