Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:52, реферат
Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров довольно высоким дополнительным платежом, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может быть неэффективным только в том случае, если в государстве полностью прекратится торговля. Однако это представляется маловероятным.
Введение_______________________________________________________3-4
1. Понятие налога на добавленную стоимость________________________5-8
2. Налогоплательщики и объекты налогообложения__________________9-11
2.1. Объекты налогообложения____________________________________12
2.2. Операции, не подлежащие налогообложению__________________13-14
2.3. Порядок исчисления налога_________________________________14-15
2.4. Порядок и сроки уплаты налога_____________________________ 15-16
3. Список литературы_____________________________
- передача права собственности на товары, результатом выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией, передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не относятся на себестоимость продукции, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Не признаются реализацией товаров:
- операции по передаче имущества в уставный капитал другой организации и некоммерческой организации на осуществление его уставной деятельности;
- передача на безвозмездной основе органам государственной власти или органам местного самоуправления жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения;
- передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
- передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
2.2. Операции, не подлежащие налогообложению
Перечень операций, не подлежащих налогообложению можно сгруппировать в три блока.
Блок 1 – это реализация товаров (работ, услуг) на территории России, применение льгот по которым является обязательным, например:
1. Реализация медицинских товаров;
2. Медицинские услуги;
3. Ритуальные услуги;
4. Услуги в сфере образования;
5. Услуги по перевозке пассажиров транспортом общественного пользования;
6. Услуги учреждений культуры и искусства.
Блок 2 – это перечень операций, условно освобождаемых от налога, т.е. по которым налогоплательщик вправе отказаться от освобождения, например:
1. Реализация предметов религиозного назначения;
2. Реализация товаров (работ, услуг) общественными организациями инвалидов;
3. Банковские операции.
Блок 3 – это реализация на территории России услуг по сдаче в аренду служебных или жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.
В разделении операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению, обозначен ряд принципов. Среди них следующие:
1) в случае осуществления налогоплательщиком операций, как подлежащих, так и не подлежащих налогообложению, он обязан вести раздельный учет по данным видам деятельности;
2) налогоплательщик вправе отказаться от освобождения льготируемых операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения, или приостановить его использование, т.е. действие носит заявительных характер;
3) не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем соответствующих товаров (работ, услуг);
4) не допускается отказ от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года;
5) любая из перечисленных операций не подлежит налогообложению только при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) освобождение от налогообложения в перечисленных случаях не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом Российской Федерации.
Общая сумма НДС представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных отдельно как соответствующая налоговым ставкам процентная доля соответствующих налоговых баз. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде. Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) предъявляет к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой. Оформление расчетных и первичных учетных документов, выставление счетов-фактур производится без выделения соответствующих сумм налога при:
- реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению;
- освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Счет-фактура – один из важных финансовых документов, на основании которого налоговые органы осуществляют контроль за облагаемым оборотом и за правильностью исчисления НДС. Она должен быть выставлен покупателю не позднее десяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При реализации товаров, которые не подлежат налогообложению, а также при освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика счет-фактура выставляется без выделения соответствующих сумм налога. При этом делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без НДС».
2.4. Порядок и сроки уплаты налога
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца). Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую исчисленную сумму налога, то:
- сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по итогам этого налогового периода принимается равной нулю;
- положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой начисленного налога подлежит возмещению налогоплательщику.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими налогоплательщиками в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
- налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика;
- налогоплательщиками, применяющими освобождение от налогообложения отдельных операций.
Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ.
Налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн. руб. (до 1 января 2006 г. — 1 млн. руб.), вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, работ, оказании услуг, в том числе для собственных нужд) за истекший квартал не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Налогоплательщики, уплачивающие НДС ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Список использованной литературы:
1.Федеральный закон № 118-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ»
2. Федеральный закон № 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах и сборах»
3. Глава 21 Налогового кодекса РФ в редакции от 27.12.2009
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта 2002 г.);
5. Постановление Правительства РФ от 27.07.2002 №575 .с изм. от 16.02.2004 г. № 84 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС";
6. Пепеляев С.Г. Правовое положение органов Государственной налоговой службы Российской Федерации. М., 1995.
7. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный): Учебное пособие / Сост. и автор коммент. С.Д. Шаталов. М., 2000.
8. Бурлуцкая Т.П. Регистрация юридических лиц. М.:Вершина, 2004.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации. Комментарий к последним изменениям. Г.Ю. Касьянова [и др.]; под ред. Г.Ю. Касьяновой. – М.: АБАК, 2009 – 616 с.
10. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник / В.Г. Пансков. – М.: МЦФЭР, 2005. – 374 с.
11. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового законодательства: учебник / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. – СПб.: Питер, 2004. – 256 с.
2
Информация о работе Налогоплательщики и объекты налогообложения