Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 19:40, курсовая работа
Российская экономика развивается в сложных, противоречивых условиях, испытывая на себе действие ряда позитивных и негативных факторов. Это находит отражение в экономической политике в целом и её важнейших составляющих – валютной и налоговой политике.
Налоговая система России постоянно находилась в состоянии трансформации. Менялись ставки налогов, условия их взимания, объекты налогообложения, что затрагивало практически все субъекты экономики. Происходившая перестройка налоговой системы влияла не только на экономические условия производства товаров и услуг, но и на доходы граждан, поэтому вопросы налоговой политики всегда остаются актуальными.
Введение………………………………………………………………......5
1) Этапы развития налоговой системы в РФ……..………….…….…...6
2) Понятие налоговой системы. Принципы построения налоговой системы ………………………….……………….......…10
3) Классификация налогов…. …………………………….…………....13
4) Элементы налога и способы взимания налогов.…………................17
5) Налоговое бремя…………………………………….………….….….22
6)Основные направления совершенствования налоговой политики в России на современном этапе развития……………..…………….……..26
Заключение…………………………………………………………...........29
Список литературы………………………………………….……..……..31
Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.
Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.
Ярким примером прогрессивной (сложной) процентной ставки в российской налоговой системе служит шкала обложения физических лиц подоходным налогом, действовавшая до 2001 г. Вся сумма годового облагаемого налогом дохода граждан была разделена на три части: первая часть (до 50 тыс. руб.) облагалась по ставке 12%; вторая часть (от 50 тыс. до 150 тыс. руб.) — по ставке 20%; третья часть (более 150 тыс. руб.) — по ставке 30%. В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.
Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы. В РФ регрессивные ставки применяются по единому социальному налогу.
За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.
Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.
Действующим законодательством
предусмотрена следующая
необлагаемый минимум;
освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
снижение налоговых ставок;
изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.
Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершеннолетних детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.
Существует несколько способов уплаты налогов. (рис.1)
Рисунок 1- способы уплаты налогов
Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.
Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.
Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.
Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.
Для каждого налога существует свой порядок уплаты.
Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.
Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.
Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода
Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.
Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения. [4, 25-28с]
5. Налоговое бремя.
Историческая эволюция привела к формированию двух моделей рыночной экономики, характеризующаяся следующими свойствами: (табл. 3)
Либеральная модель |
Социально ориентированная модель |
Незначительное вмешательство государства в хозяйственные процессы; широкая свобода хозяйствующих субъектов
Узкий государственный сектор экономики
Минимальное участие государства в решении социальных задач
Опосредованный монетарный
характер государственного регулирования,
которое ограничивается главным
образом макроэкономическими
Патернализм государства направлен лишь на малообеспеченные слои населения |
Большая степень государственного регулирования
Значительный государственный сектор
Масштабное финансирование из бюджета социальных программ
Высокая степень регламентации рынка не только на макро-, но и на микро- уровне
Государственный патернализм направлен почти на все слои населения |
Такая модель сложилась в США, Великобритании, Франции и др. |
Такая модель сложилась в Германии, Норвегии, Швеции, Австрии, Японии и др. |
Таблица 3 – модели рыночной экономики
В российской экономике происходит возрождение рыночных отношений, развиваются либерально-рыночные тенденции, но этот процесс пока не сопровождается снижением налогового бремени. На этом основании можно утверждать, что в России в настоящее время сложилась некая смешанна рыночная модель, сочетающая элементы двух указанных моделей.
Выбор той или иной модели рынка определяет налоговую емкость производства. Либеральная модель позволяет государству взимать минимум налогов, а социально-ориентированная – предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы.
Для конкретного
налогоплательщика налоговое
От величины налогового бремени зависит объем изымаемых в бюджет средств. Но связь этих двух показателей не является ни прямой, ни обратной, а носит сложный характер и описывается кривой Лаффера (рис. 2)
Рисунок 2 - Кривая Лаффера.
Американский экономист Артур Лаффер описал связь связь между ставками налогов и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет. По мере роста ставки (Т) от нуля до определенного максимального уровня, а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макроуровне – национальный продукт и доход) сокращается. Так налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационных характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100% - ный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход.
Если экономика находится в точке А (рис. 1), снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки А к точке В, т.е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать равный объем средств. Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, принятию деловых рисков. В результате создаются предпосылки расширенного воспроизводства национального продукта и национального дохода. Расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога снизятся.
Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет. [5, 3-5с]
6. Основные направления совершенствования налоговой политики в России на современном этапе развития.
Нет необходимости доказывать, что на сегодняшний день в России удалось создать неплохую налоговую систему и практически завершить кодификацию налогового законодательства. Учитывая, что эту работу наша страна фактически начинала «с нуля», это, безусловно, огромное достижение. Но нужно говорить не только о достижениях, но и о проблемах и недостатках, которых тоже достаточно.
В 2007 г. Министерством финансов РФ был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный период – «Основные направления налоговой политики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». В нем предусматривались изменение налогового законодательства и части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов. На основании этого документа Минфин России составил «Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», которые были представлены на заседании Президиума Правительства РФ и в основном одобрены.
«Основные направления налоговой политики на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов » не являются нормативным правовым актом, но на основании этого документа вносятся изменения в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.
Этот документ позволяет определить среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приводит к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации, позволяя бизнесу осуществлять планирование на более длительные сроки.
Анализ документа, одобренного в мае 2008 г. Президиумом Правительства РФ, показывает что в налоговой системе в ближайшие три года произойдут значительные и отчасти даже радикальные изменения.
Основные направления налоговой политики:
В «Основных направлениях налоговой политики…» поставлены следующие цели налоговой политики:
На основании этого законопроекта 26 ноября 2008 г. Советом Федерации РФ был одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую, в часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ (далее-Закон) [1, 391с]
Заключение
Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Подводя итог, следует отметить, что основной функцией налоговой системы является обеспечение достаточного объема ресурсов, необходимых для финансирования расходов бюджетной системы, не создавая при этом избыточного налогового бремени для экономических субъектов. Для этого требуется обеспечить должный контроль за исполнение налогоплательщиками своих обязательств, повышать собираемость налогов и снижать задолженность по уплате налогов в бюджетную систему Российской Федерации, одновременно поддерживая относительно низкие налоговые ставки.
Проведенное исследование налоговой системы РФ, теоретических основ построения налоговых систем и анализ соответствия структуры налоговой системы России основным принципам позволяет сформировать следующие выводы:
Информация о работе Налоговая политика РФ и Налоговый кодекс