Налоговая политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 14:39, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики; определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации, а также влияние налоговой политики на экономическое развитие России.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность и рассмотреть её основные виды.
2. Изложить механизм функционирования налоговой политики.
3. Проанализировать налоговую политику России на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Понятие, сущность и основные виды налоговой политики……………………5
2. Механизм функционирования налоговой политики………..………..……......12
3. Налоговая политика на современном этапе и ее влияние на экономическое развитие России……………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………………25
Список использованной литературы……………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

налоговая политика.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

Третья форма налоговой политики - политика разумных налогов представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ [8].

В зависимости от длительности периода  реализации и стоящих перед ней целей налоговая политика носит стратегический или тактический характер. В первом случае - это налоговая стратегия, во втором - налоговая тактика.

Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции и тенденции развития налоговой системы страны. Налоговая стратегия тесно увязана и вытекает из экономической, финансовой, а также из социальной стратегии соответствующего государства. Она рассчитана на длительную перспективу и поэтому представляет собой долговременный курс налоговой политики.

В отличие от налоговой стратегии  налоговая тактика направлена на достижение целей достаточно конкретного этапа развития экономики. Она обеспечивает достижение этих целей путем своевременного изменения элементов налогового механизма.

Стратегия и тактика налоговой политики неразрывно связаны друг с другом. С одной стороны, налоговая тактика представляет собой механизм решения стратегических задач. С другой стороны, стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Механизм функционирования налоговой политики

На практике налоговая  политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой  совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).

Государство придает этому механизму  юридическую форму посредством  налогового законодательства.

Налоговый механизм представляет собой систему правовых норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирования. Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретные субъекты, ответственные за реализацию функций управления налоговой системой страны, саму совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений, конкретные алгоритмы реализации функций этого механизма. Данные функции и их содержание обуславливаются сущностью и функциями самих налогов, они ориентированы на обеспечение эффективного функционирования налоговой системы.

Схематичное видение подчиненности  формируемого налогового механизма  реализуемой налоговой политики представлено на рис. 2.1.

Рисунок 2.1 - Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма РФ

Налоговый механизм — это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль [17].

Все названные подсистемы (элементы) налогового механизма разграничены условно, поскольку на практике они  нередко пересекаются, а налоговое  регулирование и контроль выступают вовсе органичным целым, ибо они есть проявления регулирующей налоговой функции. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде системы налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т. д.

Все эти действия раскрывают регулирующее назначение налогообложения  в целом. Элементы налогового механизма  являются в то же время относительно самостоятельными комплексами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения. В рамках каждого из элементов налогового механизма применяются только ему свойственные приемы или техника налоговых действий. Различия методов налогового планирования, регулирования и контроля позволяют исследовать эти области как относительно самостоятельные, установить, присущие им закономерности. На этой основе вырабатываются направления совершенствования налогового механизма как системы.

Налоговый механизм, рассматриваемый  через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях власти и управления, а также существенны различия и во временном отношений. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов [14].

Налоговый механизм, так  же как и хозяйственный, соединяет  два противоположные начала:

- планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;

- стихийно-рыночная конкуренция,  где свободно на основе прямых  и обратных связей взаимодействуют  производители и потребители.  Вследствие обособленности производителей  и противоречивости их интересов  неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара и его сбытом.

Отсюда вытекает необходимость  государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев  в производстве и кризисных тенденций  рынка. Таким регулятором в настоящее  время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.

Эффективность использования  налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает  внутреннюю сущность налогов и их противоречивость. В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его.

В плане изучения взаимодействия государства и налоговой политики необходимо обозначить одну из характеристик государственной налоговой политики, которая была особенно сильна в советский период и в видоизмененном виде сохраняется и в настоящий момент - это этатизм.

Характерными признаками этатизма являются: во-первых, приоритет  интересов государства; во-вторых, приоритет обязанностей субъектов перед их правами; в-третьих, налоговый произвол государства. Налоговый произвол государства с неизбежностью следует из монополии государства на правовое регулирование отношений в области финансов.

В то же время, государство не может абсолютно произвольно и неограниченно вторгаться в налоговую сферу, поскольку налогообложение обусловлено объективно существующими экономическими возможностями, общественными взглядами, политической обстановкой и другими факторами.

Именно поэтому налоги можно рассматривать не только как  способ содержания государства, но и  как способ его контроля, как неотъемлемый элемент демократии. В идеале налоги должны стать средством для ограничения  произвола государства от неоправданного изъятия имущества собственников.

Эффективность использования  налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает  внутреннюю сущность налогов и их противоречивость. Важная особенность  российской налоговой политики - очевидный  акцент в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов. Последствия этого - отсутствие возможностей самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятий от уплаты налогов. По некоторым расчетам, если честно платить все установленные российскими законами налоги, то предприятию придется отдавать в бюджетную систему и внебюджетные фонды около 60% своих доходов. Поэтому у каждого третьего налогоплательщика (35-40% прошедших государственную регистрацию) проверками выявляются нарушения налогового законодательства. И только 10-15% честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги.

Внутреннее содержание налогового механизма составляют организационно-экономические и правовые отношения, складывающиеся при формировании доходов бюджета, перераспределении налоговых сумм между территориями. Основу этих отношений формирует налоговое право наряду с другими отраслями права.

Определив цели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы и инструменты ее осуществления. Использование того или иного метода зависит от конкретной обстановки, а также традиции. Как правило, государство применяет комплексный подход.

Обычно цели и задачи налоговой политики определяются в зависимости от конкретной экономической конъюнктуры. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год через принятие государственного бюджета. Проведение же самой налоговой политики оформляется путем принятия соответствующих нормативных актов: Федеральных законов, Указов Президента России, Постановлений Правительства России и иных подзаконных актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Налоговая  политика на современном этапе  и ее влияние на экономическое  развитие  России

Современная налоговая  система Российской Федерации формировалась и продолжает развиваться в чрезвычайно неблагоприятных социально-экономических условиях. Длительное игнорирование в нашей стране мирового опыта налогообложения, трудности перехода от планового способа хозяйствования к рыночному, постоянное вмешательство политических факторов в ход реформирования налоговой системы, тяжелейший финансовый кризис экономики, а также во многом порочная методология экономических реформ — все это негативно отражается на эффективном взимании налогов и налоговой политике в России.

В настоящее время  происходит процесс переосмысливания налоговой политики в стране. Наряду с локальными поправками в налоговое  законодательство, вызванное необходимостью срочно решать актуальные проблемы управления налогами, Правительством РФ подготавливаются стратегические решения, рассчитанные на перспективу. Важно, чтобы принятие таких стратегических решений не повторяло прежних ошибок. Большая часть таких ошибок в налогообложении происходит из-за недооценки основных положений теории управления, и в частности общей теории систем, которые дают нам методологический подход к решению проблем управления сложными экономическими объектами, в том числе и налоговой системой [17].

Налоговая политика является составной частью общей финансовой политики государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу и включает в себя такие понятия, как концепция государственной деятельности в области налогообложения, налоговый механизм, а также управление налоговой системой страны.

Намечены следующие стратегические направления налоговой политики:

1)  построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течении финансового года всей системы налогов и сборов;

2)  сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений в бюджет;

3) облегчение налогового бремени производителей продукции и недопущение двойного налог обложения путем четкого определения налогооблагаемой базы;

4) развитие налогового федерализма, в том числе установление минимальных значений долей поступлений доходов от каждого налога в бюджеты разных уровней;

5)  сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;

6)  увеличение экономической роли налогов и штрафов. 
Налоговая политика государства в ближайшие годы будет по-прежнему проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи важнейшей задачей Правительства РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Планируется, в частности, предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы. Это, в первую очередь, повышение доходов бюджетной  системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

Среди конкретных мер  выделены следующие [5].

1. Налоговое стимулирование  инновационной деятельности и  развития человеческого капитала.

Планируется, в частности, дальнейшее снижение тарифов страховых взносов (с 34% до 30%), совершенствование амортизационной политики, предоставление налоговых преференций при осуществлении социально значимых расходов.

2. Мониторинг эффективности  налоговых льгот.

Представляется необходимым  регулярное проведение анализа востребованности установленных механизмов налогового стимулирования и налоговых льгот.

Планируется уточнение  перечня доходов, освобождаемых  от обложения НДФЛ, также устранение имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.

Информация о работе Налоговая политика Российской Федерации