Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:47, реферат
Рационально всё - от устройства японского дома до налоговой системы. Причём обе эти вещи одинаково важны для японца, а значит, рассматриваются с точки зрения и макро- и микроэкономических перспектив, только в одном случае для семьи, а во втором - для страны.
Таким образом, поскольку налоговая система - часть жизни японца, цель данной работы - анализ устройства этой системы.
Введение
1. Экономические проблемы Японии на рубеже тысячелетий
2. Налоговые органы Японии
3. Начисление и виды налогов
4. Японская налоговая политика в ретроспективе
4.1 Система резервных фондов
4.2 Специальная налоговая система для поощрения и поддержки мелкого и среднего предпринимательства
4.3 Гибкость применения налоговых льгот
4.4 Политика снижения налогов
4.5 Назревшая налоговая реформа
Заключение
Список использованной литературы
В разгар реализации политики рационализации промышленности пределы и нормативы формирования фонда дважды повышались (в 1951 и 1954 гг.). Одновременно была введена их градация по сферам экономики.
С началом периода высоких темпов роста, когда финансовое положение частного сектора в целом укрепилось, значение данного фонда для проведения промышленной политики стало уменьшаться. Уже в рамках общего изменения налоговой системы в 1957 г. максимальные пределы размеров этого фонда для крупных компаний были снижены и в настоящее время составляют 1,0% для оптовой и розничной торговли, 0,8% -- для обрабатывающей промышленности, 0,3% -- для финансовых институтов и 0,6% -- для прочих отраслей.
В настоящее время компании имеют право выбора: формировать фонд, либо исходя из вышеуказанных нормативов, либо на базе так называемой формулы «собственного опыта», которая позволяет рассчитывать допустимые пределы списаний на основе эмпирической шкалы, исчисленной на базе действительных объемов безнадежных долгов за предыдущие годы.
Кроме того, было внесено еще одно дополнение: суммы, отчисляемые в данный резервный фонд за каждый отчетный период, должны полностью включаться в доход последующего отчетного периода. В то же время резервный фонд безнадежных долгов продолжает активно использоваться в рамках сохраняющейся политики поддержки мелкого и среднего бизнеса: для предприятий с капиталом до 100 млн. иен максимальный предел фонда повышен до 116% от обычного норматива.
Резервный фонд (страхования
от) ценовых колебаний был введен
в 1951 г. Сначала в отношении товарно-
В последующие годы в зависимости от изменения ситуации изменялся и инструментарий формирования фонда. Так, например, чтобы облегчить предприятиям накопление средств в период не только резкого падения, но и резкого роста цен, в 1954 г. было внесено дополнение, позволяющее производить отчисления в фонд, даже если уровень текущих цен оказывался выше первоначальной балансовой стоимости. В таком случае за основу бралась эта стоимость, и уже от нее устанавливался предел отчислений в фонд в размере 10%. В 1957 г. в рамках налоговой реформы все нормативы отчислений были сокращены, а с 1959 г. стало действовать правило, в соответствии с которым при сокращении дохода компании ниже определенного уровня средства данного фонда должны были автоматически переводиться в категорию дохода.
Резервный фонд ценовых колебаний, в отличие от двух других, которые регулируются общим Законом о налогообложении юридических лиц, был введен в Японии в качестве временной меры на основе специального закона и в настоящее время не используется.
Резервный фонд выходных
пособий был введен в 1951 г. для
облегчения налогового бремени предприятий,
которое существенно
Таким образом, в рамках осуществления политики рационализации промышленности система резервных фондов применялась в очень широких масштабах для стимулирования накопления капитала и инвестиционной активности и имела ощутимые результаты. В 1950 г. совокупный объем всех резервных фондов составлял всего 3,7 млрд. иен, а затем начался его «взрывной» рост: 1951 г. -- 11,8 млрд., 1952 г. -- 74,1 млрд., 1953 г. -- 101,0 млрд., 1954 г. --110,6 млрд.иен, т.е. за три года масштабы применения данной системы увеличились почти в 30 раз.
4.2 Специальная налоговая
система для поощрения и
Анализируя систему
приоритетного финансирования, нельзя
не отметить такую важную ее составляющую,
как специальная налоговая
Представим основные компоненты этой системы:
-- обложение части
дохода МСП по ставкам
-- введение с 1955 г.
для МСП льготной ставки
-- освобождение от налога части нераспределяемой прибыли для «семейных компаний»;
-- разрешение на использование специальных схем амортизации оборудования (САУ и СУПН);
-- освобождение от
налога определенных
-- введение льготных ставок местных налогов.
Большинство японских специалистов
практически единодушно отмечали высокую
эффективность данного
Итак, подход японского правительства к использованию налогового механизма отличался гибкостью и прагматизмом и способствовал стимулированию процесса капиталонакопления в частном секторе, имевшего своей непосредственной целью осуществление политики рационализации промышленности. В последующем механизм налогового стимулирования активно применялся для форсирования процессов технологического обновления, борьбы с загрязнением окружающей среды, массированного наращивания общественного капитала.
4.3 Гибкость применения налоговых льгот
Естественно, что помимо рассмотренных в Японии применялись и до сих пор широко и активно используются многие другие сходные или близкие по содержанию и характеру налоговые инструменты. Будучи апробированными в рамках политики рационализации, они стали затем использоваться для реализации других направлений промышленной, социальной, региональной и многих прочих видов государственной политики.
В сущности, регулирование налогообложения представляет собой универсальный политический инструмент, навыки пользования которым абсолютно необходимы любой стране в условиях рыночной экономики. Очевидно также, что навыки эти, как можно видеть из опыта Японии, приобретались в основном методом проб и ошибок, о чем свидетельствуют многочисленные случаи исправления, пересмотра и даже отмены ранее принятых решений. Причём большинство законодательных актов, регламентирующих применение специальных налоговых мер, с самого начала предусматривает периодический пересмотр как количественных параметров и самого механизма, так и объектов применения налоговых льгот. Только такой подход в состоянии обеспечить реализацию важнейшего принципа осуществления правительственной политики -- принципа комплексной селективности, включающего в себя установление объекта политики (действительно необходимые отрасли, суботрасли или производства с последующим переходом на уровень предприятия), определение необходимых сроков ее применения, а также отбор наиболее адекватных политических инструментов.
Использование любых
видов налоговых льгот
Оценки количественных
итогов системы приоритетного
Есть и другие оценки: по расчетам Ю.Косая, объем налоговых льгот, предоставленных частному сектору в 1950--1955 гг. в рамках специальных налоговых мер, составил 43 млрд.иен, или 5,7% от совокупного объема поступлений от налога на юридических лиц Комия Р., М.Окуно, К.Судзумура (ред.). Нихон-но сангё сэйсаку (Промышленная политика Японии). Токио, 1984, с.34..
Какими бы ни были количественные оценки, можно с достаточным основанием утверждать, что предоставленные выделенным отраслям и производствам налоговые льготы позволяли снизить налоговое бремя соответствующих секторов промышленности, если не наполовину, то не менее чем на треть.
В то же время мировой опыт свидетельствует о том, что снижение налогового бремени даже на четверть ipso facto оказывается чрезвычайно сильным стимулом для активизации инвестиционной активности частного предпринимательства.
Естественно, сказанное не означает, что любые налоговые льготы всегда, при любых условиях и обязательно являются эффективными. Однако нет никаких сомнений, что в условиях Японии -- особенно в период формирования современной промышленной структуры (50--60-е годы) и особенно в отношении выделенных отраслей и производств -- применение данной системы оказало чрезвычайно сильное позитивное воздействие на развитие промышленности и экономики в целом. Во многом этот положительный эффект был следствием того, что налоговые льготы применялись не изолированно, а в совокупности с другими инструментами стимулирования, т.е. в рамках комплексной экономической политики.
Завершая рассмотрение
системы приоритетного
4.4 Политика снижения налогов
Вторым стратегическим
направлением государственной налоговой
политики было общее снижение ставок
налогообложения для
Принципиальное значение для всего экономического развития Японии и эволюции ее налоговой политики того периода имело принятие правительственного решения о том, что огромный рост налоговых поступлений не должен использоваться для расширения государственного сектора, как это имело место во многих других странах, а направляться на повышение общего уровня доходов населения. На практике это решение было реализовано в уникальной налоговой политике, суть которой сводилась к тому, что доля совокупных налоговых поступлений в национальном доходе должна была оставаться постоянной, а непредвиденное увеличение налоговых поступлений должно компенсироваться снижением налогов. И действительно, в 1955--1976 гг. эта доля колебалась в пределах 18,0--18,9% Тихоцкая И.. Налоговая система Японии. - М., 1995, с.128..
Реализация данной политики шла в основном по пути ограничения роста налоговых поступлений от подоходного налога на физических лиц, ибо, с одной стороны, на этот вид налога приходится самая большая доля -- около трети -- всех налоговых поступлений, т.е. эффект от действий в данной области был наибольшим, а с другой -- в условиях свойственной тому периоду относительно умеренной инфляции (5--10% в год) и резкого повышения уровня номинальных доходов населения происходил весьма быстрый и массовый переход населения в более высокие по доходам категории налогоплательщиков. Поэтому сохранение status quo было чревато неоправданным утяжелением налогового бремени.
При этом использовался целый набор мер, призванных облегчить налоговое бремя. Наиболее важными из них были:
-- общее понижение
ставок индивидуального
-- периодический пересмотр верхних и нижних пределов по категориям дохода;
-- повышение необлагаемого минимума дохода;
-- увеличение различных налоговых скидок: базисной, на иждивенцев, на занятых работой по найму, на страховые взносы, на покупку жилья и т.д.;
-- введение особой
системы налогообложения для
процентного, дивидендного и
Проведение подобной
политики было направлено на поддержание
высоких темпов развития экономики.
Ориентация на удержание налогового
бремени на низком уровне давала правящим
кругам моральное право ограничивать
рост государственных расходов на инвестиции
в общественный капитал, сдерживать
развитие систем социального обеспечения
и концентрировать усилия на различных
программах содействия ускоренному
экономическому росту, в первую очередь
программах расширения производственной
инфраструктуры. Сокращение налогов
имело своим результатом
Сокращение подоходного
налога на физических лиц не означало
прямо пропорционального