Налоговая политика Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:47, реферат

Описание

Рационально всё - от устройства японского дома до налоговой системы. Причём обе эти вещи одинаково важны для японца, а значит, рассматриваются с точки зрения и макро- и микроэкономических перспектив, только в одном случае для семьи, а во втором - для страны.
Таким образом, поскольку налоговая система - часть жизни японца, цель данной работы - анализ устройства этой системы.

Содержание

Введение
1. Экономические проблемы Японии на рубеже тысячелетий
2. Налоговые органы Японии
3. Начисление и виды налогов
4. Японская налоговая политика в ретроспективе
4.1 Система резервных фондов
4.2 Специальная налоговая система для поощрения и поддержки мелкого и среднего предпринимательства
4.3 Гибкость применения налоговых льгот
4.4 Политика снижения налогов
4.5 Назревшая налоговая реформа
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Налоговая политика Японии.docx

— 49.26 Кб (Скачать документ)

Уже в 1993 г. Япония встала перед серьезной проблемой: с  одной стороны, выявилась необходимость  стимулирования конъюнктуры и, следовательно, дальнейшего облегчения налогового бремени, а с другой -- стала очевидной неизбежность повышения потребительского налога для пополнения бюджетных доходов. Реформа 1994 г. представляла собой попытку решения этой задачи. Было решено, что с 1997 фин.г. потребительский налог будет повышен до 5% с одновременной отменой налоговых преференций по нему для малого бизнеса, а в качестве компенсации и для стимулирования конъюнктуры был принят пакет мер в виде снижения прямых налогов, составившего за предшествовавшие три года 16,5 трлн. иен (по 3,5 трлн. иен в год за счет дальнейшего сглаживания структуры ставок и повышения необлагаемого минимума и снижения подоходных налогов на 5,5 трлн. иен в 1994 г. и по 2 трлн. иен в 1995--1996 фин. гг.). Надо сказать, что этот пакет мер оказался вполне эффективным с точки зрения оживления экономики. Динамика реальных темпов роста ВВП Японии показала явную тенденцию к повышению: 1993 фин.г. -- 0,2%, 1994 фин.г. -- 0,5, 1995 фин.г. -- 1,2, 1996 фин.г. -- 2,5%. Увеличились и налоговые поступления (1995 фин.г. -- 88,0 трлн., 1996 фин.г. -- 89,0 трлн.иен), причем практически без утяжеления налогового бремени (соответственно 23,2 и 23,3%). Однако, поскольку последствия «экономики мыльного пузыря» не были полностью преодолены, а оживление конъюнктуры оставалась очень вялым, многие экономисты, в том числе и ведущие члены Комиссии по налогообложению, настоятельно рекомендовали правительству воздержаться от повышения потребительского налога в 1997 г., перенести его на более поздний срок, когда экономическая ситуация полностью стабилизируется. Однако давление министерства финансов оказалось более сильным, и японский НДС был повышен с начала финансового года, что оказало негативное влияние на динамику потребительских расходов и на общеэкономическую конъюнктуру.

Хотя удельный вес  потребительского налога в совокупных налоговых поступлениях увеличился весьма заметно -- с 17,7% в 1988 фин.г. до 26,1% в 1997 фин.г, -- принципиального изменения в их структуре не произошло: доля прямых налогов остается чрезвычайно высокой -- 1988 г. -- 74,2%, 1989, 1990 и 1991 гг. -- 79,3%, 1992 г. -- 79,9%. Связано это в первую очередь с тем, что в рамках налоговой реформы в 1991 г. был введен новый налог -- поземельный, ввиду чего удельный вес налогов на собственность увеличился с 13,1% в 1992 фин.г. до 18,6% в 1996 фин.г.

Потрясение мировых  финансовых рынков осенью 1997 г. имело  следствием, в частности, резкое падение  курса иены, котировок японских ценных бумаг, а также банкротство ряда банков и финансовых компаний и сделало  неизбежным изменение в правительственном  курсе на реформу всей системы  государственных финансов. Реформа  была отложена, правительство в рамках дополнительного бюджета приняло  пакет чрезвычайных мер, направленных на восстановление динамики хозяйственной  конъюнктуры, главным образом посредством  заметного сокращения налогового бремени. Так, налог на корпорации должен быть сокращен на 3% (до 34,5%) при одновременном  снижении индивидуальных налогов на 2 трлн.иен. Реализация пакета срочных мер означает общее снижение налогового бремени на 3 трлн.иен. Примечательно, что финансовое покрытие сокращения налоговых поступлений приходится осуществлять за счет эмиссии государственных долговых обязательств, что означает возвращение к практике дефицитного финансирования, отказ от которого декларировался в качестве первоочередной задачи на протяжении всех 90-х годов.

Таким образом, в отличие  от периода 50--60-х годов, налоговую  политику японского правительства  в 70--90-х годах вряд ли можно в  целом оценить позитивно: назревшие  реформы проводились с постоянным запозданием, недостаточно кардинально  и без согласования с реформами  в других областях, что предопределяло последующее «латание дыр». Тем не менее, сама по себе налоговая система  Японии продолжает оставаться одной  из наиболее эффективных в мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как видно из вышеизложенного, особенностью японской налоговой системы является наблюдаемая в последние годы тенденция к увеличению доли местных налогов.

Что бы ни происходило  в Японии в области налогов, очевидны две вещи: во-первых, в этой стране проводится гибкая, дифференцированная налоговая политика; во-вторых, она  всегда в центре внимания, причем как  правительства, так и населения. К примеру, издается множество книг и брошюр, где в популярной форме (даже в виде комиксов) подробно раскрываются вопросы налогообложения. В итоге  люди понимают, на что идут уплачиваемые ими налоги, имеют достаточно высокий  уровень сознательности и экономических  знаний.

По данным опроса, проведенного газетой «Нихон Кэйдзай Симбун» в 2006 годау, 44% японцев толерантно относятся к повышению потребительского налога, а 46% -- против этой меры. При этом более половины лиц, с пониманием относящихся к повышению налога, считают приемлемым его уровень в 10%, а почти четверть -- в 8%.

Тем не менее, назначение в октябре этого года профессора Осакского университета Масааки Хомма новым главой налоговой комиссии означает, что правительство будет снижать налоговую нагрузку корпораций, а также то, что самая существенная часть реформы -- повышение потребительского налога -- откладывается.

В опубликованной в июне «Новой стратегии экономического роста» ставится задача создать «сильную экономику», обладающую международной конкурентоспособностью, предоставляющую своим гражданам  высокие доходы. Похоже, власти хотят  в модифицированном виде повторить  экономическое чудо 60?х.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Акио Морита. Sony. Сделано в Японии. /Пер. с англ. -- М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. -- 290 с.

2. Анарина Н.Г. Три статьи о японском менталитете. - М.: ТОО Агентство "Информат" , 1993. - 44 с.

3. Актуальные проблемы  политики и экономики современной  Японии. /АН СССР. Ин-т востоковедения; Отв. ред.: К.О. Саркисов, И.П. Лебедева. - М.: Наука, 1991. - 271 с.

4. Актуальные проблемы  Северо-Восточной Азии: Япония, Корея,  НИС. Вып.11. - М., 1993. - 162 с. 

5. Актуальные проблемы  современной Японии: В 2-х ч./ Ред.: П.И. Смирнов, С.П. Лушникова. - М.: Наука, 1978. - Ч.1-2. (Ч.1 180 с. Ч.2. 117 с.)

6. Аванесов А.Н. Экономика  Японии: Учеб. пособие /Моск. ин-т междунар. отношений. - М.,1983. - 119 с.

7. Денисов Ю.Д. Япония: конец ХХ века: Последние тенденции  трансформации. /Ин-т востоковедения РАН и др.; Отв. ред. Молодякова Э.В. - М., 1996. - 265 с.

8. Динкевич А.И. Очерки экономики современной Японии/ АН СССР. Ин-т востоковедения. - М.: Наука, 1972. - 376 с.

9. Инамори, Казуо. Страсть к успеху; Японское чудо. - Ростов н/Д : Феникс, 1998. - 299 с. : ил. - ( Ист. Силуэты).

10. История Японии : Учеб. пособие /РАН. Ин-т востоковедения, Ассоц. японоведов. Яп. фонд; [Отв. ред. А. Е. Жуков]. - М. : ИВ РАН, 1999. - Т. 1-2.

11. Романовский М. В., Врублевская О. В. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. 5-е изд. СПб: Питер, 2005 г. - 496 с

12. "Семь инструментов  качества" в японской экономике/ Сост. Э.К. Николаева. - М.: Изд-во стандартов, 1990. - 88 с.

13. Сергеева А.Э. Япония: ваш деловой партнер. - М., 1991. - 24 с. - (Многоотрасл. науч.-произв. ассоц. "Новид"; Вып.8). - Библиогр.: с.24

14. Современная Япония. /Отв. ред. И.А. Латышев. - М.: Наука, 1972. - 853 с.: ил.

15. Современная Япония: некоторые вопросы внешней и  внутренней политики / Ин-т Дальнего Востока РАН. Центр исслед. Японии; Отв. ред.: В. Н. Павлятенко, И. А. Цветова. - М. : Диалог-МГУ, 1998. - 263 с.

16. Современная Япония: Справочник. - М., 1997. -217 с. - (Информационный бюллетень/ Рос. АН. Ин-т Дал. Востока; N 4)

17. Современная Япония: Справочник/ Отв. ред. И.А. Латышев. - 2-е изд., доп. - М.: Наука, 1973. - 853 с.: ил.; 1 отд. л. карт.

18. Тихоцкая И.С. Налоговая система Японии / Отв. ред. Г.К. Широков. - М., 1995. - 139 с.


Информация о работе Налоговая политика Японии