Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 17:19, реферат
Налоговая система Германии формировалась в несколько этапов. После образования в 1871 г. Германской империи уста¬новление всех основных прямых налогов оставалось прерогативой входивших в нее государств (нынешних земель). Империи было передано лишь право устанавливать таможенные пошлины и налоги на предметы потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль.
Налоговая система Германии
Налоговая система Германии формировалась в несколько этапов. После образования в 1871 г. Германской империи установление всех основных прямых налогов оставалось прерогативой входивших в нее государств (нынешних земель). Империи было передано лишь право устанавливать таможенные пошлины и налоги на предметы потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль. Последнее направление в структуре налоговых платежей определил в 1879 г. первый рейхсканцлер Германии Отто Бисмарк, потребовав перенести бремя налогов с доходов на потребление (расходы). Закрепление права сбора таможенных пошлин и акцизов за империей положило начало созданию общего экономического пространства страны.
Взносы отдельных земель
делали империю зависимой от них. Это и
определило пути развития налоговой системы
Германии. В 90-е гг. XIХ в. были введены гербовые
сборы на в 1913 г. — налог на имущество и
налог на прирост имущества. С 1916 г. Германия
уже активно использовала возможности
прямого налогообложения. Развивалось
и косвенное налогообложение, ибо пошлин
и акцизов не хватало на покрытие расходов,
связанных с военным поражением. В июле
1918 г. Германия ввела налог с оборота, который
в 1960-х гг. приобрел форму налога на добавленную
стоимость
В декабре 1919 г., после утверждения имперских правил налогообложения, разработанных министром финансов М. Эрцбергером, началась крупнейшая налоговая реформа. В ходе реформы был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право собирать налоги и управлять ими закреплялось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной. Был повышен налог с оборота, введено налогообложение предметов роскоши, дополнительный налог уплачивали владельцы крупных состояний. Действовавшие до реформы 26 земельных законов о подоходном налоге были заменены общеимперским подоходным налогом с дифференцированной шкалой и максимальной ставкой 60 %. В Веймарской республике было создано единое финансовое управление, контролировавшее поступление всех видов налогов, независимо от их последующего распределения. Это финансовое управление функционировало вплоть до мая 1945 г.
После Второй мировой войны в ФРГ были законодательно распределены государственные функции между федерацией и землями. При этом федерация и земли сами оплачивали расходы по управлению, земли становились самостоятельными в вопросах своего бюджетного устройства.
Главным государственным актом, разграничивающим компетенции федерации, земель и общин в области налоговой политики, является конституция — Основной закон ФРГ, принятый 23 мая 1949 г. Согласно статье 105 этого документа, федерация имеет исключительную законодательную компетенцию по таможенным делам и финансовым монополиям. Земли имеют право законодательно устанавливать местные налоги на потребление. Общины и объединения общин совместно получают определенный законодательствами земель процент от налогов, поступающих в пользу земель. В остальных случаях земли определяют, направлять ли и в каком размере доходы от земельных налогов в пользу общин.
Государственным актом,
Современная налоговая система
ФРГ основывается на принципах, заложенных
еще Л. Эрхардом:
В конце 1999 г. Правительство Германии объявило о самом большом за всю историю ФРГ снижении налогов, получившем название «реформа века»
Сегодня налоговая система ФРГ представляет собой сложную разветвленную систему, охватывающую практически все стороны жизнедеятельности общества. В ее основе лежит принцип множественности налогов (их свыше 50). Налоговые сборы приносят около 80 % доходов бюджета. Налоги делятся:
На федеральные налоги приходится
48 % общей суммы налоговых
Федеральные поступления в бюджет складываются из налогов на продукцию потребительского спроса: бензин и другое нефтяное топливо (5,6 %), табак (3,1 %), винно-водочные изделия (0,8 %) и пр. Полностью в федеральный бюджет зачисляются сборы от следующих налогов:
Две трети налоговых поступлений в федеральный бюджет — это прямые налоги: подоходный, корпорационный, с оборота и промысловый. Эти налоги относятся к совместным поступлениям, так как они направляются в бюджеты разных уровней. Совместные налоги являются примером реализации механизма вертикального финансового выравнивания. Так, в федеральный бюджет направляются:
Налоговая система ФРГ в первую
очередь опирается на подоходный налог (более трети общей
суммы налоговых поступлений). Он взимается
в соответствии с законом о подоходном
налоге от 27 Февраля 1987 г. с изменениями
и дополнениями с фонда заработной платы
и с доходов от капитала, в том числе дивидендов,
если они не облагаются налогом с корпораций.
Подоходным налогом облагаются доходы
физических лиц: заработная плата работающих
по найму, доходы лиц свободных профессий,
гонорары, доходы от индивидуальной трудовой
деятельности и т.п. Ставка подоходного
налога в ФРГ имеет прогрессирующий характер.
При налоговой
базе до 7.834,00 евро в год (на 2009 год) – доход
не облагается налогом. При доходе от 7.835,00
евро до 52.551,00 евро в год (на 2009 год) - ставка
налога возрастает по прогрессивной шкале
с 14% до 42%. При доходе свыше 250.401,00 евро
в год – применяется максимальная налоговая
ставка в размере 45%.
Налог на доходы от капитала является одной из форм подоходного налога. Он взимается с физических лиц непосредственно при выплате доходов с капитала — дивидендов, процентов по акциям и т.п. Налогообложению подлежит сумма дивидендов после уплаты корпорационного налога. Ставка налога на доходы от капитала — 25 %. Доля налога с капитала в общем объеме всех налоговых поступлений не превышает 1,6—1,7 %.
Корпорационный налог также является налогом на доходы, но его оплачивают не физические, а юридические лица. Он начисляется в соответствии с законом о налоге с корпораций от 10 февраля 1984 г. С изменениями и дополнениями. Под корпорацией в ФРГ понимают такие организации, как акционерные общества, ограниченной ответственностью, кооперативы.
Корпорационный налог
налоговая ставка в размере 15% (с 2008 года)
плюс надбавка на солидарность в размере
5,5% от рассчитанного корпоративного налога.
В общей сумме налоговая нагрузка составляет
15,825%.
Поскольку распределяемая прибыль включается в личные доходы акционеров, которые уплачивают подоходный налог, существует так называемая система зачета, при которой налог на распределяемую прибыль, уплаченный корпорацией, учитывается при налогообложении личных доходов акционеров. В общей сумме налоговых поступлений корпорационный налог составляет около 4,5 %.
Главным косвенным налогом в Германии является налог с оборота, под которым иногда подразумевается налог на добавленную стоимость. Этот налог взимается с прироста цены изделия на каждой из стадии его производства, переработки и реализации. Добавленная стоимость представляет собой стоимость "отгруженной продукции (по рыночным ценам) за вычетом стоимости потребленных полуфабрикатов, энергоресурсов, а также стоимости работ.
Начисление этого налога построено так, что все товары и услуги, попадая к конечному потребителю, включают его в одинаковой мере, независимо от количества оборотов товара или услуги на пути к потребителю. Это достигается системой предварительных вычетов сумм налога финансовым управлением. Предварительные вычеты налога выполняются лишь случае, если товары или услуги используются юридическим лицом для производственных целей.
Ряд товаров и услуг освобождены от налога с оборота. К ним относятся экспортные поставки, отдельные обороты морского судоходства и авиатранспорта, а также другие услуги, связанные с ввозом, вывозом и транзитными экспортно-импортными операциями. По этим товарам и услугам предусмотрен предварительный вычет налога. К группе освобожденных от налога с оборота товаров и услуг, не предусматривающей предварительного вычета, относятся услуги представителей лечебных профессий, общества федерального страхования, большинства больниц, летних школ, театров, музеев, а также предоставление кредитов, сдача в аренду земельных участков и некоторые другие.
Ставка налога на добавленную стоимость в Германии составляет 19%. Льготная ставка – 7%.
Аналогично взимается налог с оборота при импорте в общем объеме налоговых поступлений налог с оборота составляет 28 %, налог с оборота при импорте — более 12 %.
В полном объеме в бюджеты земель перечисляются сборы следующих налогов:
Из совместных налогов, которые через механизм вертикального выравнивания распределяются между федерацией и землями, в бюджеты земель зачисляются:
Главным налогом земель является налог на имущество, или поимущественный налог, который взимается в соответствии с законом о поимущественном налоге от 14 марта 1985 г. с изменениями и дополнениями. Этот налог имеет самые давние традиции. Его ввел в 1278 г. король Рудольф Фон Габсбург.
Это налог на нетто-имущество (за минусом задолженности) юридических и физических лиц. Налогом облагается суммарная стоимость всех элементов имущества исходя из его доходности. Недвижимое имущество фирмы включается в суммарный показатель по цене его реализации на момент оценки, движимое имущество — по остаточной стоимости, ценные бумаги – по курсовой стоимости.
С имуществ, подлежащих налогообложению, взимается годовой 0,5 % (для корпораций 0,6 %) имущественный налог. При увеличении ставки налога был повышен и необлагаемый налогом минимум. Раньше не облагалось налогом имущество, которое стоило 70 тыс. марок, теперь — до 120 тыс. марок. Для юридических лиц необлагаемый налогом минимум — 20 тыс. марок. Переоценка имущества проводится каждые три года.
Ставку налога на наследство и дарение зависит от степени родства и стоимости имущества. Различают четыре категории наследников, по которым рассчитываются минимальная и максимальная ставки налога.
Налог
на транспортные средства взимается
в соответствии с законом от 21 декабря
1927 г. с изменениями и дополнениями, в редакции
от 12
декабря 1983 г. налог с мотоциклов и легковых
автомобилей рассчитывается по рабочему
объему двигателя, с грузовых — по общему
весу автомашин. Налог на транспортные
средства взимается раз в год. С июля 2009
года в Германии введен единый принцип
налогообложения автомобилистов. Водители
платят одновременно за объем двигателя
и за объем выброса CO2. «Кубики» машин с
бензиновыми двигателями стоят не так
дорого – 2 евро за каждые 100 см3. Объемы
дизельных автомобилей обходятся дороже
– по 9 евро за каждые 100 см3.
Но дополнительно хозяева машин в Германии
платят и за объем выбросов CO2, причем этот
газ стоит куда дороже: 2 евро за каждый
грамм! Впрочем, есть льготная норма –
если автомобиль выделяет меньше 120 грамм
CO2 на километр пути, то немцу платить за
экологию не придется. Однако этот лимит
будет ежегодно снижаться: в 2012 году максимально
разрешенный «бесплатный выхлоп» немцы
опустят до 110 граммов на километр, а в
2014 – уже до 95. Такая система поощряет
покупку и производство более экологичных
автомобилей.