Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучить и понять специфику налогообложения в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в работе, необходимо решить ряд следующих задач:
1)Разобраться в основных понятиях налогообложения
2)Как происходит налогообложение в РФ
3)Какие принципы использует государство для взимания налогов и сборов
4)Изучить основные направления налоговой политики РФ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
1 Теоретические основы налогообложения..…………………………….4
1.1 Понятие налогов и сборов…………………………………………….4
1.2 Классификация налогов и сборов…………………………………….8
1.3 Функции налогов и сборов…………………………………………..12
2 Налоговая система РФ…………………………………………………15
2.1 Принципы налоговой системы………………………………………15
2.2 Участники налоговых правоотношений…………………………….17
3 Основные направления налоговой политики РФ….………………….24
3.1 Основные результаты налоговой политики 2010-2011 годов..……24
3.2 Основные направления налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013-2014 года…………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
1 Теоретические основы налогообложения..…………………………….4
1.1 Понятие налогов и сборов………………
1.2 Классификация налогов и
1.3 Функции налогов и сборов………………
2 Налоговая система РФ…………………………………………………15
2.1 Принципы налоговой системы…………
2.2 Участники налоговых
3 Основные направления налоговой политики РФ….………………….24
3.1 Основные результаты налоговой политики 2010-2011 годов..……24
3.2 Основные направления налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013-2014 года…………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………32
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема «Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики» сегодня актуальна, как впрочем, и во все времена существования налогов и сборов. В современных условиях налоговое законодательство весьма активно развивается и совершенствуется. Свидетельством этого являются постоянные изменения в Налоговом кодексе РФ, законодательстве субъектов РФ о налогах и сборах, огромное количество разъяснительных писем Минфина РФ и ФНС РФ.
Основной целью курсовой работы является изучить и понять специфику налогообложения в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в работе, необходимо решить ряд следующих задач:
1)Разобраться в основных понятиях налогообложения
2)Как происходит налогообложение в РФ
3)Какие принципы использует государство для взимания налогов и сборов
4)Изучить основные направления налоговой политики РФ
Объект работы - Налоговая система РФ
Предмет исследования – система отношений в сфере налогообложения
Теоретической базой для написания курсовой работы явились: Конституция РФ, ФЗ РФ, Налоговые Кодексы РФ, учебное пособие Елизарова Н.В. Финансовое право.
1 Теоретические основы налогообложения
Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) разграничивает все обязательные платежи на две группы – налоги и сборы.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.1
Уплата налогов производится в наличной и безналичной форме, в национальной валюте РФ. Исключение: иностранными организациями и физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а так же в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность об уплате налога может исполняться в иностранной валюте (п.3 ст.45 НК РФ)
Признаками налога являются:
1) Личный характер платежей, проявляющийся в том, что они должны быть уплачены непосредственно налогоплательщиком или из денежных средств, принадлежащих налогоплательщику.
2) Императивный метод
правового регулирования,
3) Безвозвратность. Лишь
в случае установления ряда
налоговых льгот, переплаты
4) Односторонний порядок. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке в форме закона.
5) Публичность. Согласно
ст. 8 НК РФ налоги уплачиваются
в целях финансового
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). 2
Признаками сбора являются:
1) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;
2) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.
В настоящее время российское законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. В таблице 1 рассмотрены основные их отличия.
Таблица 1 – Основные отличия налога и сбора
Признак |
Налог |
Сбор |
Индивидуальная безвозмездность |
Налоги индивидуально |
Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован. |
Свобода выбора |
Отсутствует, т.к. уплата налога установлена законом и является обязанностью, а не правом. |
Уплата сбора связана со свободой выбора. |
Взнос, а не платеж |
Налог всегда поступает только в виде денежного платежа. |
Сбор может быть внесен различными способами. |
Компенсационный характер |
Цель налогообложения – покрытие совокупных расходов публичной власти. Согласно ст. 8 НК РФ налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. |
Целевое назначение сбора – компенсировать
дополнительные издержки государства
на оказание плательщику индивидуально- |
Ограниченный состав элементов |
Налог считается установленным
лишь тогда, когда исчерпывающе определены
налогоплательщики и все |
При установлении сборов их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. |
Нерегулярный характер |
Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. |
Сборы сносят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях. |
Предварительный характер уплаты |
Объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности. |
Объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства – уже после уплаты сбора, по принципу «утром деньги – вечером стулья». |
Соразмерность |
При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. |
Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия. |
Штрафные санкции |
Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. |
При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий, без применения какого-либо рода санкций. |
Источник: Елизарова Н.В. Финансовое право, учебный курс (учебно-методический комплекс, 2008г )
Существенные отличия этих платежей друг от друга позволяют выделить в предмете налогового права отношения, связанные с установлением, введением и взиманием налогов, с одной стороны, и сборов - с другой.
Многообразие налоговых
платежей создает объективные
Закон же предусматривает лишь одну классификацию налогов и сборов, придавая ей нормативный характер: согласно ст. 12 НК РФ все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на: федеральные, региональные и местные. Критериями данной классификации выступают субъекты, устанавливающие налоги, и территория, на которой они уплачиваются. 3
Таким образом, федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ; региональными - налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ; местными - налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Как видим, порядок зачисления налогов в тот или иной бюджет совершенно не влияет на отнесение его к федеральным, региональным или местным налогам.
В зависимости от категории налогоплательщиков все налоги можно разграничить на налоги, уплачиваемые физическими лицами (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налоги на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др.); налоги, уплачиваемые организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.); смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями (НДС, акцизы, единый социальный налог, таможенные и государственные пошлины, земельный налог и др.). Наиболее многочисленной является последняя группа налогов, причем в качестве плательщиков многих смешанных налогов наряду с организациями выступают не все физические лица, а лишь индивидуальные предприниматели.
По объекту обложения
налоги можно выделить: 1) налоги на
имущество; 2) налоги на доходы (прибыль);
3) налоги на определенные виды деятельности.
В налоговой системе России существует
несколько поимущественных
В отличие от дохода прибыль представляет собой доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов (то есть «чистый доход» без учета затрат). Физические лица в Российской Федерации уплачивают налог на доходы, а организации – налог на прибыль. К налогам на доходы относится и единый социальный налог. Налоги, взимаемые с совокупного дохода (общеподоходные), и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов. Значительными особенностями в налогообложении обладают такие виды доходов, как займы и кредиты, дивиденды, материальная выгода, различного рода выигрыши и призы, доходы, полученные в натуральной форме и др. В некоторых случаях объектами налогообложения являются отдельные виды деятельности лица независимо от того, получены при этом доходы или нет. Так, реализация товаров (работ, услуг) облагается налогом на добавленную стоимость и акцизами, а рекламная деятельность – налогом на рекламу.
Уже несколько столетий в правовой и экономической науках остается актуальной классификация налогов на прямые и косвенные. Критерием классификации выступает лицо, фактически несущее налоговое бремя по уплате налога. Для прямых налогов таким лицом является непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Наиболее массовыми косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы. 5
Прямые налоги, в свою очередь, принято классифицировать на личные и реальные. Размер личных налогов определяется действительно полученными доходами, в то время как реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика. За основу налогообложения здесь принимается некий гипотетический усредненный доход, рассчитанный заранее с помощью статистических данных. К реальным относятся, например, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес. Чаще всего реальными налогами облагаются виды деятельности, где сокрытие доходов является делом несложным и приобретает массовый характер.
Информация о работе Налоговая система как интсрумент государственного регулирования экономики