Налоговая система как интсрумент государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы является изучить и понять специфику налогообложения в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в работе, необходимо решить ряд следующих задач:
1)Разобраться в основных понятиях налогообложения
2)Как происходит налогообложение в РФ
3)Какие принципы использует государство для взимания налогов и сборов
4)Изучить основные направления налоговой политики РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
1 Теоретические основы налогообложения..…………………………….4
1.1 Понятие налогов и сборов…………………………………………….4
1.2 Классификация налогов и сборов…………………………………….8
1.3 Функции налогов и сборов…………………………………………..12
2 Налоговая система РФ…………………………………………………15
2.1 Принципы налоговой системы………………………………………15
2.2 Участники налоговых правоотношений…………………………….17
3 Основные направления налоговой политики РФ….………………….24
3.1 Основные результаты налоговой политики 2010-2011 годов..……24
3.2 Основные направления налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013-2014 года…………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………32

Работа состоит из  1 файл

курсовая чистая печать.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3

1 Теоретические основы налогообложения..…………………………….4

1.1 Понятие налогов и сборов…………………………………………….4

1.2 Классификация налогов и сборов…………………………………….8

1.3 Функции налогов и сборов…………………………………………..12

2 Налоговая система РФ…………………………………………………15

2.1 Принципы налоговой системы………………………………………15

2.2 Участники налоговых правоотношений…………………………….17

3 Основные направления налоговой политики РФ….………………….24

3.1 Основные результаты налоговой  политики 2010-2011 годов..……24

3.2 Основные направления налоговой политики на 2012 год и плановый        период 2013-2014 года…………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………32

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема «Налоговая политика как инструмент государственного регулирования экономики» сегодня актуальна, как впрочем, и во все времена существования налогов и сборов. В современных условиях налоговое законодательство весьма активно развивается и совершенствуется. Свидетельством этого являются постоянные изменения в Налоговом кодексе РФ, законодательстве субъектов РФ о налогах и сборах, огромное количество разъяснительных писем Минфина РФ и ФНС РФ.

Основной целью курсовой работы является изучить и понять специфику налогообложения в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в работе, необходимо решить ряд следующих задач:

1)Разобраться в основных понятиях налогообложения

2)Как происходит  налогообложение в РФ

3)Какие принципы использует государство для взимания налогов и сборов

4)Изучить основные направления налоговой политики РФ

Объект работы  - Налоговая  система  РФ

Предмет исследования – система отношений в сфере налогообложения

Теоретической базой  для написания курсовой работы явились: Конституция РФ, ФЗ РФ, Налоговые Кодексы РФ, учебное пособие Елизарова Н.В. Финансовое право.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы налогообложения

    1. Понятие налогов и сборов

 

Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) разграничивает все  обязательные платежи на две группы – налоги и сборы.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.1

Уплата налогов производится в наличной и безналичной форме, в национальной валюте РФ. Исключение: иностранными организациями и физическими  лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а так же в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность об уплате налога может исполняться в иностранной валюте (п.3 ст.45 НК РФ)

Признаками налога являются:

1) Личный характер  платежей, проявляющийся в том,  что они должны быть уплачены непосредственно налогоплательщиком или из денежных средств, принадлежащих налогоплательщику.

2) Императивный метод  правового регулирования, предполагающий  детальную юридическую регламентацию  поведения и минимизацию свободы  субъектов самостоятельно определять свое поведение. Отступление от предусмотренной нормативной модели поведения в налоговом правоотношении невозможны.

3) Безвозвратность. Лишь  в случае установления ряда  налоговых льгот, переплаты налога  или неправомерного взыскания  недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств. Налоговые изъятия не являются также наказанием (мерой ответственности) за неправомерное поведение и тем самым отграничиваются от штрафных санкций.

4) Односторонний порядок. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке  в форме закона.

5) Публичность. Согласно  ст. 8 НК РФ налоги уплачиваются  в целях  финансового обеспечения  деятельности государства и (или)  муниципальных образований. Именно  налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (более 90% всех бюджетных доходов)

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). 2

Признаками сбора являются:

1) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица;

2) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

В настоящее время российское законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. В таблице 1 рассмотрены основные их отличия.

Таблица 1 – Основные отличия налога и сбора

Признак

Налог

Сбор

Индивидуальная безвозмездность

Налоги индивидуально безвозмездны и не предполагают персонально-обменных отношений налогоплательщика с  государством. Какое-либо встречное  удовлетворение для частного лица здесь  не предусматривается.

Сборы уплачиваются в связи с  оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально  заинтересован.

Свобода выбора

Отсутствует, т.к. уплата налога установлена  законом и является обязанностью, а не правом.

Уплата сбора связана со свободой выбора.

Взнос, а не платеж

Налог всегда поступает только в  виде денежного платежа.

Сбор может быть внесен различными способами.

Компенсационный характер

Цель  налогообложения – покрытие совокупных расходов публичной власти. Согласно ст. 8 НК РФ налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Целевое назначение сбора – компенсировать дополнительные издержки государства  на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.

Ограниченный состав элементов

Налог считается установленным  лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные  в НК РФ элементы налогообложения, включая  объект налогообложения, налоговую  базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты, а в необходимых случаях – налоговые льготы.

При установлении сборов их плательщики  и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам.

Нерегулярный характер

Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность.

Сборы сносят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.

Предварительный характер уплаты

Объект налога как юридический  факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности.

Объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны  государства – уже после уплаты сбора, по принципу «утром деньги –  вечером стулья».

Соразмерность

При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых  государством совершаются одинаковые действия.

Штрафные санкции

Неуплата налога влечет за собой  принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности.

При неуплате сбора государство  отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий, без  применения какого-либо рода санкций.


Источник: Елизарова Н.В. Финансовое право, учебный курс (учебно-методический комплекс, 2008г )

Существенные отличия  этих платежей друг от друга позволяют  выделить в предмете налогового права  отношения, связанные с установлением, введением и взиманием налогов, с одной стороны, и сборов - с другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Классификация налогов и сборов

 

Многообразие налоговых  платежей создает объективные предпосылки  для их классификации, то есть обособления  в отдельные группы со сходными признаками. В научной литературе налоги группируются по самым различным основаниям, а именно по категориям налогоплательщиков, по объектам обложения, порядку исчисления и уплаты, по налоговому бремени, целевой направленности и т.д.

Закон же предусматривает  лишь одну классификацию налогов  и сборов, придавая ей нормативный характер: согласно ст. 12 НК РФ все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на: федеральные, региональные и местные. Критериями данной классификации выступают субъекты, устанавливающие налоги, и территория, на которой они уплачиваются. 3

Таким образом, федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ; региональными - налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и  законами субъектов РФ, вводимые в  действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ; местными - налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Как видим, порядок зачисления налогов в тот или иной бюджет совершенно не влияет на отнесение его к федеральным, региональным или местным налогам.

В зависимости от категории  налогоплательщиков все налоги можно  разграничить на налоги, уплачиваемые физическими лицами (налог на доходы физических лиц, налог на имущество  физических лиц, налоги на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др.); налоги, уплачиваемые организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.); смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями (НДС, акцизы, единый социальный налог, таможенные и государственные пошлины, земельный налог и др.). Наиболее многочисленной является последняя группа налогов, причем в качестве плательщиков многих смешанных налогов наряду с организациями выступают не все физические лица, а лишь индивидуальные предприниматели.

По объекту обложения  налоги можно выделить: 1) налоги на имущество; 2) налоги на доходы (прибыль); 3) налоги на определенные виды деятельности. В налоговой системе России существует несколько поимущественных налоговых  платежей, что объясняется разнообразием имущества как объекта налогообложения. Для организаций объектом налогообложения признается все движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. В отношении физических лиц имущественными налогами облагаются земля, недвижимость, транспортные средства, а также имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. Согласно ст. 41 НК РФ доход определяется как экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.4

В отличие от дохода прибыль  представляет собой доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных  им расходов (то есть «чистый доход» без учета затрат). Физические лица в Российской Федерации уплачивают налог на доходы, а организации – налог на прибыль. К налогам на доходы относится и единый социальный налог. Налоги, взимаемые с совокупного дохода (общеподоходные), и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов. Значительными особенностями в налогообложении обладают такие виды доходов, как займы и кредиты, дивиденды, материальная выгода, различного рода выигрыши и призы, доходы, полученные в натуральной форме и др. В некоторых случаях объектами налогообложения являются отдельные виды деятельности лица независимо от того, получены при этом доходы или нет. Так, реализация товаров (работ, услуг) облагается налогом на добавленную стоимость и акцизами, а рекламная деятельность – налогом на рекламу.

Уже несколько столетий в правовой и экономической науках остается актуальной классификация  налогов на прямые и косвенные. Критерием  классификации выступает лицо, фактически несущее налоговое бремя по уплате налога. Для прямых налогов таким лицом является непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Наиболее массовыми косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы. 5

Прямые налоги, в свою очередь, принято классифицировать на личные и реальные. Размер личных налогов определяется действительно полученными доходами, в то время как реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика. За основу налогообложения здесь принимается некий гипотетический усредненный доход, рассчитанный заранее с помощью статистических данных. К реальным относятся, например, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес. Чаще всего реальными налогами облагаются виды деятельности, где сокрытие доходов является делом несложным и приобретает массовый характер.

Информация о работе Налоговая система как интсрумент государственного регулирования экономики