Налоговая система как интсрумент государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы является изучить и понять специфику налогообложения в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в работе, необходимо решить ряд следующих задач:
1)Разобраться в основных понятиях налогообложения
2)Как происходит налогообложение в РФ
3)Какие принципы использует государство для взимания налогов и сборов
4)Изучить основные направления налоговой политики РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
1 Теоретические основы налогообложения..…………………………….4
1.1 Понятие налогов и сборов…………………………………………….4
1.2 Классификация налогов и сборов…………………………………….8
1.3 Функции налогов и сборов…………………………………………..12
2 Налоговая система РФ…………………………………………………15
2.1 Принципы налоговой системы………………………………………15
2.2 Участники налоговых правоотношений…………………………….17
3 Основные направления налоговой политики РФ….………………….24
3.1 Основные результаты налоговой политики 2010-2011 годов..……24
3.2 Основные направления налоговой политики на 2012 год и плановый период 2013-2014 года…………………………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………32

Работа состоит из  1 файл

курсовая чистая печать.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

Согласно НК РФ налоговый  агент признается самостоятельным  субъектом налоговый отношений. И хотя организация (индивидуальный предприниматель) может являться одновременно налогоплательщиком и налоговым агентом, необходимо четко разделять те правоотношения, в которых организация (индивидуальный предприниматель) выступает как налогоплательщик, и в те, в которых она выступает как налоговый агент. Налогоплательщиками (плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Главное и существенное отличие налогоплательщика от налогового агента состоит в том, что на налогоплательщике лежит обязанность уплачивать налоги и сборы, а на налоговом агенте - исчислять и удерживать у налогоплательщика сумму налога, а также перечислять удержанный налог в бюджет. Именно поэтому при толковании норм необходимо исходить из того, что положения НК РФ о налогоплательщиках применяются к налоговым агентам только при наличии прямого указания об этом.

Еще один важный вывод  заключается в том, что обязанности  налогового агента являются производными от обязанностей налогоплательщика, т.е. они вторичны. Иными словами, если у налогоплательщика не возникла обязанность по уплате налога, то не могут появиться обязанности и у налогового агента при условии, что налоговый агент и налогоплательщик разные лица.

Налоговый агент является посредником между налогоплательщиком и государством. В связи с этим возникает вопрос: наделяет ли налоговое  законодательство какими-либо властными  полномочиями налогового агента по отношению  к налогоплательщику, поскольку изначально налоговый агент и налогоплательщик вступают в гражданско-правовые отношения, основанные на равенстве сторон. Иными словами, вопрос заключается в том, достаточно ли одной обязанности налогового агента для удержания налога, или нужно согласие налогоплательщика.

На налогового агента законодательством о налогах  и сборах возложена обязанность  удержать налог из средств, выплачиваемых  налогоплательщикам. Налоговым кодексом Российской Федерации регулируются властные отношения в сфере налоговых правоотношений, поэтому любые правоотношения, вытекающие из норм НК РФ, следует признавать налоговыми (властными). Конституцией РФ установлено, что права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом, это правило в полной мере относится и к юридическим лицам. Исходя из таких предпосылок можно сделать вывод, что налоговый агент наделяется властными полномочиями по отношению к налогоплательщику, т.е. для удержания налога достаточно наличия соответствующей обязанности налогового агента.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что объектом налогового правоотношения – является налог как обязательный взнос в бюджет, поскольку по своей сути и природе он выступает тем материальным благом, предоставлением и использованием которого удовлетворяются интересы правомочной стороны налогового правоотношения – государства. А субъектом налоговых правоотношений являются реальные участники налоговых правоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Основные направления  налоговой политики Российской Федерации

3.1 Основные результаты налоговой политики 2010-2011 годов

Реализация целей и  задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» и «Основными направлениями  налоговой политики на 2010 год и  плановый период 2011 и 2012 годов», проводилась во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Основными направлениями, одобренными в 2009 году, предусматривалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.

1. Совершенствование  налога на прибыль организаций.

2. Совершенствование  налога на добавленную стоимость.

3. Совершенствование  акцизного налогообложения.

4. Совершенствование  налога на доходы физических  лиц.

5. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущества физических лиц.

6. Совершенствование  налога на добычу полезных  ископаемых.

7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.

8. Совершенствование  налогового администрирования.

9. Урегулирование вопросов налогообложения организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей.

10. Отмена единого социального  налога.

11. Совершенствование  государственной пошлины.

12. Совершенствование  транспортного налога.

13. Совершенствование  налога на имущество организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Основные направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012-2013 года

В период 2011 - 2013 годов  будет продолжена реализация целей  и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов».

Также ожидается принятие федеральных законов, разработанных  в рамках реализации Основных направлений  налоговой политики, одобренных в  предыдущие годы, проекты которых  уже были внесены Правительством Российской Федерации в Государственную Думу или концепция которых уже согласована Правительством Российской Федерации.

Предлагаемые меры в  области налоговой политики, планируемые  к реализации в 2011 году и в плановом периоде 2012 и 2013 годов, учитывают необходимость долгосрочной сбалансированности доходов и расходов бюджетов бюджетной системы.

Величина налоговой  нагрузки в Российской Федерации, рассчитанная как соотношение поступления  налогов, иных обязательных платежей и  валового внутреннего продукта, в 2000-2008 гг. находилась на уровне 35-36% ВВП. Эта величина сопоставима со средней величиной нагрузки в странах, входящих в Организацию экономического содружества и развития (далее - ОЭСР). Однако факторный анализ по результатам международных сопоставлений уровня налоговой нагрузки в странах ОЭСР и Российской Федерации показал, что с учетом значений факторов, характеризующих уровень экономического развития в странах ОЭСР, и зависимости налоговой нагрузки от этих факторов, теоретическое значение налоговой нагрузки составляет от 28,2% ВВП до 29,3% ВВП (в зависимости от применяемой методологии). Такой результат факторного анализа означает, что фактический уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации превышает тот уровень, который сложился бы в стране в существующих условиях с учетом взаимосвязей между уровнем экономического развития и уровнем налоговой нагрузки в странах ОЭСР

Вместе с тем, поскольку  доходы бюджетной системы Российской Федерации в значительной степени  зависят от объема экспорта сырьевых товаров, налоговая нагрузка на экономику включает в себя значительную конъюнктурную составляющую, обусловленную динамикой мировых цен на энергоносители и вкладом прочих факторов (в том числе, государственной политики, настроения инвесторов и населения и т.д.).

Таким образом, если уровень  налоговой нагрузки в экономике  Российской Федерации в 2007 г. в целом составил 36,8% ВВП, то, по имеющимся оценкам, конъюнктурная компонента нагрузки (обусловленная благоприятной ценовой конъюнктурой) составила 8,3% ВВП, а структурная компонента (нагрузка, которая бы при прочих равных условиях имела место при фиксации цен на нефть на среднем многолетнем уровне) - 28,5% ВВП.

Иными словами, уровень  налоговой нагрузки в Российской Федерации без учета ее конъюнктурной составляющей значительно ниже, чем в странах ОЭСР, и соответствует теоретическому значению налоговой нагрузки, определенному по результатам международных сопоставлений и факторного анализа.

В долгосрочной перспективе  достигнутый уровень нагрузки в Российской Федерации может оказаться ниже экономически оправданного уровня в связи со следующими долгосрочными вызовами.

Во-первых, необходимо учитывать, что объем расходных обязательств бюджетной системы Российской Федерации  в социальной сфере (в частности, в сфере образования и здравоохранения), обусловленный более высоким уровнем государственных гарантий, а также в сфере обороны и безопасности, находится на более высоком уровне по сравнению с другими странами, имеющими сопоставимый уровень ВВП на душу населения.

Во-вторых, необходимо принять  во внимание перспективу старения населения, приводящего к несбалансированности российской пенсионной системы в  долгосрочной перспективе.

Указанные причины, свидетельствующие  в пользу более высокого по сравнению  со сложившимся в настоящее время уровнем налоговой нагрузки в Российской Федерации, являются объективными и не могут быть устранены в долгосрочной перспективе. Более того, высокий уровень государственных гарантий в сфере образования и здравоохранения является существенным фактором повышения конкурентоспособности российской экономики в современных условиях.

Анализ структурной  и конъюнктурной составляющей налоговой  нагрузки в странах ОЭСР и Российской Федерации показал, что в Российской Федерации наиболее чувствительным по отношению к колебаниям конъюнктуры мировых рынков сырья и энергоносителей из несырьевых налогов является налог на прибыль организаций (налог на добычу полезных ископаемых, уплачиваемый при добыче нефти и вывозные таможенные пошлины на нефть являются способом изъятия природной ренты), а наименее чувствительным - НДС. Таким образом, в последние годы уровень налоговой нагрузки в экономике Российской Федерации в значительной степени определялся конъюнктурной составляющей нагрузки (в первую очередь, налогом на прибыль организаций), обусловленной высоким уровнем мировых цен на нефть. Соответственно, принимая во внимание высокую волатильность нефтяных цен, изменение ставки налога на прибыль организаций затрагивает структурную составляющую поступлений в отличие от НДС в меньшей степени.

Межотраслевые сопоставления  налоговой нагрузки в российской экономике позволяют сформулировать основные выводы:

- после проведенной налоговой реформы в 2002-2004 гг. уровень налоговой нагрузки для всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, снизился. Однако в 2007-2008 годах рост налоговой базы по налогу на прибыль организаций и налогам на фонд оплаты труда (единый социальный налог и налог на доходы физических лиц), обусловленный улучшением внешнеэкономической конъюнктуры, стал причиной увеличения налоговой нагрузки в большинстве отраслей экономики;

- налоговая система обладает достаточно высокой степенью нейтральности, поскольку различие уровня налоговой нагрузки в различных отраслях экономики практически не оказывает влияния на соотношение доходности в указанных отраслях, рассчитанной до уплаты налогов и после уплаты налогов. Этот вывод, в частности, подтверждается тем, что при достаточно высоком (как на фоне иностранных компаний, так и других отраслей экономики Российской Федерации) уровне налоговой нагрузки в нефтедобывающем секторе, доходность после уплаты налогов у российских нефтяных компаний сопоставима либо даже выше аналогичных показателей для иностранных компаний.

Вместе с тем, поскольку необходимым условием успешного посткризисного развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства товаров и услуг, новый этап налоговой реформы должен быть нацелен на поддержку инноваций во всех секторах экономики.

Внесение изменений  в законодательство о налогах  и сборах планируется по следующим  направлениям.

1. Налоговое стимулирование  инновационной деятельности.

2. Налог на прибыль  организаций.

3. Налог на добавленную  стоимость.

4. Акцизное налогообложение.

5. Введение налога  на недвижимость.

6. Налогообложение имущества  (в том числе земельных участков).

7. Налог на добычу  полезных ископаемых.

8. Водный налог.

9. Налогообложение в  рамках специальных налоговых  режимов.

10. Налоговое администрирование.

11. Создание налоговых  условий для деятельности по  добыче полезных ископаемых на  континентальном шельфе Российской  Федерации и в исключительной  экономической зоне Российской  Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Созданная целостная  система налогообложения четко и недвусмысленно устанавливает перечень налогов, которые могут применяться на территории РФ, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот по ним. В ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.

Информация о работе Налоговая система как интсрумент государственного регулирования экономики