Налоговая система России и основные направления ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание

Данная тема сложна, интересна и в тоже время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. Государство обязано оберегать свое общество от внешних врагов, оберегать каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения со стороны всякого другого члена общества, обязано содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам вместе, поскольку прибыль от деятельности этих предприятий и учреждений не может покрыть необходимые расходы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….1
ГЛАВА 1. Понятие налоговой системы………………………………………4
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства……….……………4
1.2 Виды налогов и их классификация……………………………….………….6
1.3 Функции налогов…………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. Налоговая система РФ……………………………………………14
2.1 Структура налогообложения РФ……………………………………………14
2.2 Принципы и механизмы налогообложения……………..…………………16
2.3 Правовое регулирование……………………………………………………18
ГЛАВА 3. Проблемы налоговой системы РФ и пути её совершенствования……………………………………………….……………22
3.1 Пути реформирования налоговой системы РФ……………………………22
3.2 Усиление контроля………………………………………………………..…25
3.3 Пути совершенствования налоговой системы РФ………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 69.34 Кб (Скачать документ)

Законом « Об основах налоговой системы  в Российской Федерации » впервые  в России вводится трехуровневая  система налогообложения.

Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.

Основные  Федеральные налоги: налог на добавленную  стоимость, федеральные платежи  за пользование природными ресурсами, акцизы на отдельные группы и виды товаров, подоходный налог, налог на доходы банков, подоходный налог с  физических лиц, налог на доходы от страховой деятельности, налоги - источники  образования дорожных фондов, налог  на операции с ценными бумагами, гербовый, сбор- таможенная пошлина, государственная пошлина, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог с биржевой деятельности.

Республиканские налоги являются общеобязательными. При  этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными  долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а  также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

Основные  Республиканские налоги: республиканские  платежи за пользование природными ресурсами, лесной налог, налог на имущество  предприятий, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

Из  местных налогов (а их всего 22) общеобязательны  только 3 - налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный  сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Основные  Местные налоги: земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью; налог на имущество  физических лиц; сбор за право торговли; налог на строительство объектов производственного назначения в  курортной зоне; целевые сборы  с населения и предприятий  всех организационно-правовых форм на содержание милиции; на благоустройство  и другие цели; курортный сбор; налог  на перепродажу автомобилей и  ЭВМ; налог на рекламу; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными  изделиями; сбор с владельцев собак; сбор за выдачу ордера на квартиру; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за право использования местной символики; сбор за парковку транспорта; сбор за выигрыш на бегах; сбор за участие в бегах на ипподромах сбор с лиц; участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренными законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; другие виды местных налогов.

2.2 Принципы и механизмы налогообложения

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определённых товаров, отдельные  виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами, имущество юридических  и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведённых  товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

На  протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт и  подсказал главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые  яйца», т.е. как бы велики ни были потребности  в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной  деятельности.

Современные принципы налогообложения:

1) Уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учётом возможностей  налогоплательщика, т.е. уровня  доходов. А так как возможности  разных физических и юридических  лиц различны, то для них должны  быть установленные дифференцированные  налоговые ставки, т.е. налог с  дохода должен быть прогрессивным. 

2) Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов  носило однократный характер. Примером  осуществления этого принципа  служит замена в развитых странах  налога с оборота, когда обложение  оборота происходило по нарастающей  кривой, на НДС, когда вновь  созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере прохождения по производственной цепочке вплоть до конечного продукта, облагается налогом только один раз (в отличие от налога с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.

3) Обязательность уплаты налогов.  Налоговая система не должна  оставлять сомнений у налогоплательщика  в неизбежности платежа. Система  штрафов и санкций, общественное  мнение в стране должны быть  такими, чтобы неуплата или не  своевременная уплата налогов  были менее выгодными, чем своевременное  и честное выполнение обязательств  перед налоговыми органами.

4) Система и процедура уплаты  налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5) Налоговая система должна быть  гибкой и легко адаптируемой  к изменяющимся общественно-политическим  потребностям.

6) Налоговая система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП и быть эффективным инструментом  ГЭП. Этот принцип относится  к регулирующей функции налогообложения.

Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов  на доходы её можно назвать налогооблагаемым доходом. Последний равен разности между полученным доходом (прибылью) и налоговыми льготами.

Налоговая льгота - устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определённых элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налоговой базы (налоговый вычет); налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определённую величину). Льготы по всем налогам применяются только в соответствии с действующим законодательством. Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальных характер, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.

Часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или  иного налога, называется налоговой  ставкой (нормой налогообложения). Существуют минимальные, максимальные и средние  налоговые ставки. Существуют и такие  два взгляда на проблему распределения налогового бремени в экономике как принцип получения благ и. концепция платежеспособности.

Принцип получения благ.

Кто получает большую выгоду от предлагаемых государством товаров и услуг, должны платить налоги, необходимые для  финансирования этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом  на основе принципа налогообложения  благ. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования строительства и ремонта автодорог. Те, кто получает выгоду от хороших  дорог, оплачивает затраты на эти  дороги. Тем не менее, если точно  и широкомасштабно применить  принцип получения благ, то возникнут  следующие проблемы:

1) Как определить количество получаемых  благ, которые отдельные предприниматели  или хозяйства получают от  системы образования, национальной  безопасности, милицейской, пожарной  и др. служб и т.д.

2) По этому принципу получается, что те, кто получают блага  от государства должны платить  с них налоги. Но было бы  просто нелепо брать налоги  с пособий, которые даёт государство  малоимущим и безработным.

Концепция платежеспособности.

Принцип платежеспособности базируется на идее, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость непосредственно  от конкретного дохода и уровня благосостояния. Т.е. отдельные лица или предприниматели  с более высокими доходами будут  выплачивать более высокие налоги - как в абсолютном, так и в  относительном выражении, - чем те, кто имеет более скромные доходы.

Защитники этой теории приводят доводы, что каждая дополнительная денежная единица, полученная физическим или юридическим лицом, будет влечь за собой всё меньшее  и меньшее приращение удовлетворения. Это происходит в силу рациональности потребителей: первые денежные единицы  полученного дохода в любой период времени будут потрачены на товары первой необходимости, т.е. на те товары, которые принесут наибольшую пользу, а каждые последующие не на столь важные и необходимые товары или услуги. Отсюда следует, что денежная единица изъятая у лиц с большим доходом будет иметь меньший удельный вес в его доходе, чем у лица с меньшим доходом. Поэтому с социальной точки зрения налоги должны быть распределены в соответствии с получаемым доходом.

Но  сразу видны некоторые трудности  этого принципа. В частности - во сколько именно раз большую возможность  платить налоги имеет первое лицо по сравнению со вторым? Должен ли более богатый человек выплачивать в виде налогов ту же долю своего более большего дохода или большую? Проблема заключается в том, что не имеется научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. А на практике ответ строится только лишь на предположениях и догадках.

2.3 Правовое регулирование

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых  на территории государства в соответствии с Налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия сторон, участвующих  в налоговых правоотношениях, а  также имуществом. Формируя налоговую  систему нужно исходить из ряда принципов. В законодательном порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок  их расчетов, сроки уплаты и ответственность  за уклонение от налогов. Это позволяет  использовать налоговую систему  в качестве инструмента политики государства, имеющий силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, защитить права налогоплательщика.

Можно выделить следующий принцип - множественность  объектов налогообложения. Использование  этого принципа при создании налоговых  систем в большинстве стран объясняется  тем, что таким образом удается  расширить налогооблагаемое поле и, тем, что много “мелких” налогов  психологически выдержать легче, чем  один, но высокий, плюс разная направленность использования средств получаемых от деления разных видов налогов.

Одним же из важных принципов налоговых  систем является стабильность налоговой  системы. Это касается как порядка  начисления и взимания налогов, так  и налоговых ставок. Виды налогов  и порядок их начисления могут  и должны изменяться с изменением экономических условий, но эти изменения  должны быть по возможности крайне редким. Указанный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, дает возможность фирмам планировать  свою деятельность, быть уверенными в  своем экономическом и финансовом развитии. Стабильная система налогообложения  делает привлекательными инвестиционные вложения, а также способствует экономическому росту, как на уровне фирмы, так и  всей экономики страны.

В налоговой системе должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов, за нарушение обязанностей установленных законодательством.

Налогообложение, с точки зрения права, регулировался  законом «Об основах налоговой  системы в РФ» от 27.12.91г. №2118-1, который определял общие положения  построения налоговой системы в  РФ: пошлины, налоги, сборы, и др. платежи, подлежащие уплате на территории РФ, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц, а так же обязанности кредитных организаций.

С 01.01.99 г. вступила в силу 1 часть «Налогового  кодекса РФ» 146-ФЗ от 31.07.98г. Согласно статье 2 закона от 31.07.98г. №147-ФЗ «О введение в действие части 1 налогового кодекса  РФ» закон «Об основах налоговой  системы в РФ» утратил силу за исключением статьи 18 пункта 2 и  статей 19, 20, 21.

Законодательство  о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и  сборов в РФ, а так же отношения, возникающие в процессе осуществления  налогового контроля, обжалования актов  налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Сегодня, по сути, у нас сложилась едва ли не тупиковая ситуация. С одной  стороны, мало кто знает, как правильно  платить налоги. С другой - мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия МНС по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма непрост, даже если отвлечься от специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ.

Первая  группа проблем - это совершенствование  понятийного аппарата. Известно, насколько  некорректны определения понятий, данные в 1 части «Налогового кодекса» таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж дается одно общее определение, что противоречит правилам элементарной логики.

Если  правительство определяет налогооблагаемую базу по налогу на прибыль банков и  страховых организаций, т.е. по существу определяет размер налога, то этим нарушается один из основных принципов налогового права: установление налогов суть прерогатива  законодательного органа. И уже совершенно недопустимым является положение, когда  противоречия, пробелы и неточности в налоговом законодательстве “устраняются”  разъяснениями МНС и Минфина  России. Налицо подмена закона правовыми  суррогатами, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и  размытости информативно-правовой базы налогообложения. Это явление, к  сожалению, неотъемлемая часть экономической  жизни нашей страны сегодня.

Информация о работе Налоговая система России и основные направления ее совершенствования