Налоговая система России и основные направления ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание

Данная тема сложна, интересна и в тоже время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. Государство обязано оберегать свое общество от внешних врагов, оберегать каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения со стороны всякого другого члена общества, обязано содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам вместе, поскольку прибыль от деятельности этих предприятий и учреждений не может покрыть необходимые расходы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….1
ГЛАВА 1. Понятие налоговой системы………………………………………4
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства……….……………4
1.2 Виды налогов и их классификация……………………………….………….6
1.3 Функции налогов…………………………………………………………….12
ГЛАВА 2. Налоговая система РФ……………………………………………14
2.1 Структура налогообложения РФ……………………………………………14
2.2 Принципы и механизмы налогообложения……………..…………………16
2.3 Правовое регулирование……………………………………………………18
ГЛАВА 3. Проблемы налоговой системы РФ и пути её совершенствования……………………………………………….……………22
3.1 Пути реформирования налоговой системы РФ……………………………22
3.2 Усиление контроля………………………………………………………..…25
3.3 Пути совершенствования налоговой системы РФ………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 69.34 Кб (Скачать документ)

Подведем  итог: никакой другой государственный  орган не обладает такой подробной  информацией о недостатках налогового законодательства, его спорных положениях и неясностях, как налоговая служба. Поэтому ни Министерство по налогам и сборам, ни Минфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в разработке и издании правоприменительных актов по налогам.

Еще одна группа проблем, которые необходимо разрешить во 2 части налогового кодекса, касается взаимоотношений  налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговые органы - это властные органы. Их властные полномочия должны осуществляться в рамках строгих  правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие таких процедур - один из самых крупных недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении чревато откровенным  произволом. Наблюдается явная несбалансированность между властными полномочиями налоговых  органов и правами налогоплательщиков. Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша судебная система далека от совершенства, особенно по своим материально-техническим  возможностям.

Необходимо, чтобы права и обязанности  обеих сторон налоговых правоотношений были не просто продекларированы, а  имели четкие механизмы их реализации и были снабжены указаниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения. Например, если на налоговый или  другой государственный орган возлагается  обязанность информировать налогоплательщика  об изменениях в налоговом законодательстве или о тех налогах, которые  он должен уплачивать, то необходимо указать, какие последствия наступят, если налогоплательщик неправильно подсчитает налоговые суммы или не уплатит вовремя тот или иной налог по вине налогового органа.

Одной из самых сложных и слабо разработанных  считается система ответственности  налогоплательщика за налоговые  правонарушения. Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности, жесткость налоговых санкций, отсутствие законодательных процедур их применения - все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм, регулирующих ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, вообще формирования иных подходов к решению проблемы.

Однако  далеко не каждый гражданин считает  уплату налогов долгом чести и  своей конституционной обязанностью. С целью проведения работы с налогоплательщиками  специально для граждан развёрнуто и действует более 11 тыс. консультационных пунктов, специалисты центрального аппарата МНС России и на местах выступают по телевидению, радио  и в печати.

Совершенно  не урегулирован на законодательном  уровне вопрос о порядке осуществления  налогового контроля. Нет никаких  указаний о периодичности и продолжительности налоговых проверок, о формах и процедурах участия налогоплательщиков в рассмотрении актов проверок, о порядке и сроках принятия решений и т. д.

Конечно это лишь небольшой круг проблем, касающихся правовой базы налогообложения  в России, будоражащих нашу налоговую  систему. Пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий  в этой сфере останутся не более  чем точкой зрения отдельных коллективов  и специалистов.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства РФ в отличие  от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих  уровней управления - федерального и территориального - в вопросах налогообложения. Введение местных  налогов и сборов предусмотренных законодательством, как дополнение перечня действующих федеральных налогов, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов. И все же новое налоговое законодательство не в полной мере адаптировано к новым условиям. Его основные недостатки: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий и увеличение выпуска товаров народного потребления.

 

3. Проблемы налоговой системы  РФ и пути её совершенствования

3.1 Пути реформирования налоговой  системы РФ

На  стадии становления налоговой системы, когда сама налоговая материя  эмпирична, подвижна и нестабильна, правовая форма налогообложения  не может быть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя ещё утверждать, что российская налоговая система  миновала стадию становления. Идут разговоры  о “корректировке” курса реформ, о приоритете социальных аспектов в  их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при  наличии чётко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой государством на определённом этапе развития общества. Только при  “совместимости” налоговой системы  с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят перед собой и  пытаются решить общество и государство, возможна её относительная стабилизация, что в свою очередь является важнейшей  предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок в конструировании  правовой формы налогообложения, допущенных на ранних стадиях становления налоговой  системы. К настоящему моменту всё  же возобладало мнение о том, что  экономический каркас налоговой  системы сформирован, и она не должна подвергаться в этом отношении  серьёзным изменениям. Тогда на первый план выдвигается задача улучшения  её правовой формы, главным образом, за счёт повышения роли законов в  регулировании налоговых отношений.

Многолетний опыт функционирования налоговой системы  позволяет сделать вывод о  том, что только законодательная  форма даёт оптимальную возможность  обеспечить правомочия участников налоговых  отношений, эффективно воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придать этим отношениям необходимую стабильность и определённость. Анализ положений о налогах, содержащихся в Конституции РФ, также даёт основания  утверждать, что именно на законодательном  уровне должны решаться вопросы налогообложения.

Основными элементами налоговой политики, реализованные  в предложенном Правительством РФ Налоговом  кодексе, являются следующие. Предусматривается установление предельных ставок региональных и местных налогов, сокращение их числа и упрощение правил определения размеров налоговых платежей, кодификация правил взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов, выравнивание условий налогообложения за счёт рационализации и сокращения налоговых льгот, определение экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость, применение единых правил установления акцизов на отечественные и импортные товары.

Одной из ключевых по-прежнему остаётся проблема собираемости налогов. Технологически её решение предлагается подкрепить рядом мер. Среди них - переход  к начислению налогов по отгрузке, поэтапный перенос обязанности  уплаты налогов с получателя средств  на плательщика, введение реального  механизма контроля за доходами физических лиц, соединение процедур регистрации субъекта малого предпринимательства и внесения им единого налога, совершенствование методов банковского контроля и детальная регламентация использования различных видов банковских счетов.

Намечается  ввести режим, при котором любые  льготы по налогообложению предоставляются  только налогоплательщикам, полностью  вносившим текущие платежи в  предшествующем году.

Важным  фактором повышения собираемости налогов  должно стать урегулирование проблемы просроченной задолженности путём  её реструктуризации.

На  базе налоговой политики, увязанной  с политикой цен и политикой  доходов, необходима разработка концепции  развития и совершенствования налоговой  системы РФ на длительную перспективу. Одним из начальных шагов в  формировании концепции является доработка  и принятие Налогового кодекса РФ.

Принятие  Налогового кодекса РФ позволит в  определённой мере решить отдельные  проблемы, накопившиеся в налоговой  системе. Прежде всего, его принятие позволит законодательно закрепить  общепринятые налоговые термины  и положения, будет способствовать их однозначному толкованию, улучшит  взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов.

К несомненным достоинствам Кодекса  относится то, что в нём значительно снижено общее количество налогов. При этом ряд “родственных” налогов, к примеру, таких, как отчисления в фонды обязательного медицинского страхования, социального страхования, в фонд занятости, теперь объединяются в единый социальный налог, который государство затем будет “расщеплять” и направлять денежные средства в соответствующие сферы. Укрупняются налоги, имеющие сходную базу. Для бухгалтеров, счётных работников предприятий всё это - несомненное облегчение, позволяющее высвободить время для аналитической деятельности.

Ряд налогов постепенно будет отменяться. Это, к примеру, платежи за пользование  автодорогами, на содержание жилищного  фонда, объектов соцкультбыта, милиции, сборы на нужды образования и  т. д.

Сделана попытка несколько ослабить общее  налоговое бремя, уменьшив его к  ВВП. Снижение, конечно, не очень значительное, но сделать его большим пока не очень реально, поскольку экономическая  ситуация в стране сложнейшая, спад производства пока не преодолён, до 40% налогоплательщиков в России по разным причинам вообще не платят налогов. Кодекс предусматривает изменения самой методологии исчисления налоговых платежей. Это коснётся, в частности, такого ключевого налога, как налог на прибыль. Налоговая база будет определяться как разница между выручкой и затратами, связанными с извлечением прибыли. При этом предприятиям даётся значительно больше прав списывать в расходы свои материальные издержки, связанные с ведением бизнеса. Это, несомненно, позволит значительно стимулировать обновление основных фондов К сожалению, ставка налога на прибыль пока остаётся достаточно высокой. Однако предполагается установить определённые льготы по этому налогу, в частности, для стимулирования малого бизнеса.

Вместе  с тем необходимо обратить внимание на отдельные нововведения, предложенные в проекте налогового кодекса  РФ, которые могут оказать серьёзное  негативное влияние на уровень цен  и, соответственно, уровень жизни  населения. Предполагается повысить ставку НДС с 20 до 22%, на продовольственные  и детские товары - с 10 до 22%. Отменяются льготы на строительство жилых домов, а также на различные услуги. Регионам даётся право вводить налог с продаж в размере до 5%, а по предметам роскоши - до 10%. Возрастёт с 2 до 2,5% налог на имущество предприятий.

Все эти “нововведения” станут мощным генератором роста цен и могут  существенно усилить социальную напряжённость в обществе. Думается, что столь непродуманный подход к завышению ставок налогов связан с игнорированием взаимосвязи налогов  и цен.

3.2 Усиление контроля

С целью улучшения собираемости налогов  Правительство Российской Федерации  предприняло в последние время  ряд мер, направленных на привлечение  доходных дополнительных источников и  перекрытие каналов уклонения от уплаты налогов.

Основные  изменения в порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость  уже осуществлены. Произошел переход  на метод начисления. Изменен порядок  принятия к вычету налога как по операциям внутри страны, так и  при внешнеторговых операциях, а  также в капитальном строительстве. С 2007 года введена единая налоговая  декларация.

Особое  внимание уделяется контролю за налогообложением физических лиц. В этой же связи предлагаются и поправки в Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Предполагается уточнить основания в отказе от регистрации юридических лиц. Если налоговый орган выявляет недостоверные сведения, которые указаны в предъявленных документах для регистрации, он вправе отказать в регистрации.

С 2008 года изменился порядок предоставления налоговых вычетов. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 216-ФЗ объединены социальные налоговые вычеты, предоставляемые  по расходам на лечение и обучение.

Согласно  Федеральному закону от 16 мая 2007 года № 75-ФЗ ставки акцизов проиндексированы на 3 года - до 2010 года. Здесь каких-то иных изменений в ближайшее время  не предвидится.

Особое  внимание уделяется усилению взаимодействия контролирующих органов, отвечающих за правильность исчисления и уплаты налогов - Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой  полиции, Министерства РФ по налогам  и сборам и Государственного таможенного  комитета.

Ситуация  с поступлением налогов напрямую влияет на финансирование большинства расходных статей, особенно выплаты пенсий, оплаты коммунальных и транспортных услуг бюджетной сфере, инвестиций и других. Трудность состоит в том, что повышать собираемость налогов приходится в условиях низкого уровня производства и сокращения налоговой базы, за счет тех резервов, которые связаны с пресечением уклонения от уплаты налогов, прежде всего в сфере обращения и производства алкогольных напитков, налогообложения торговых операций, особенно импорта товаров, частичной заменой налогообложения доходов налогообложением недвижимости и фиксированными платежами и т.п.

Предложения МНС России касается не только изменения  ставок налогов и сборов, упорядочения и сокращения механизма их уплаты, но включают в себя и мероприятия  по ужесточению системы налогового администрирования. Это в первую очередь относится к введению государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции, созданию налоговых постов, расширению прав налоговых органов в части  осуществления контрольной и  фискальной функции, включая создание специализированных межрегиональных  налоговых инспекций, и повышению  ответственности, в том числе  уголовной, плательщиков за неуплату налогов  и сборов. В целях усиления контроля за соблюдением валютного и налогового законодательства, сокращения на этой основе незаконного вывоза капитала и соответственно увеличения налоговых поступлений вносится предложение о возложении на МНС России функции органа валютного контроля, а на налоговые инспекции - функций агента валютного контроля.

Информация о работе Налоговая система России и основные направления ее совершенствования