Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 10:56, реферат
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
I. Введение. Налоги в рыночной экономике: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1) налоги как инструмент государственного регулирования экономики;. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2) показатели эффективности налоговой системы;. . . . . . . . . .5
3) налоги как фактор развития единого общероссийского
рынка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
II. Налогообложение в России: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1) основы налоговой системы; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2) налог на добавленную стоимость; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3) акцизы; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
4) налоги на прибыль и доход предприятий (организаций); . 17
5) внешнеторговые пошлины; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
6) налог на доходы физических лиц; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
7) налоги на имущество; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
8) платежи за использование природных ресурсов; . . . . . . . .22
9) прочие налоги, сборы и отчисления во внебюджетные фонды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
III. Заключение:
1) недостатки налоговой системы России; . . . . . . . . . . . . . . . 26
2) пути оптимизации налоговой системы России . . . . . . . . . . 30
Налоговая система России
Содержание курсовой работы:
I. Введение. Налоги в рыночной экономике: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1) налоги как инструмент
государственного
2) показатели эффективности налоговой системы;. . . . . . . . . .5
3) налоги как фактор
развития единого
рынка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
II. Налогообложение в России: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1) основы налоговой системы; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2) налог на добавленную стоимость; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3) акцизы; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
4) налоги на прибыль
и доход предприятий (
5) внешнеторговые пошлины; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
6) налог на доходы физических лиц; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
7) налоги на имущество; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
8) платежи за использование природных ресурсов; . . . . . . . .22
9) прочие налоги, сборы и отчисления во внебюджетные фонды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
III. Заключение:
1) недостатки налоговой системы России; . . . . . . . . . . . . . . . 26
2) пути оптимизации налоговой системы России . . . . . . . . . . 30
I. Введение. Налоги в рыночной экономике.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в “работу” рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и “ухудшению” других.
В современном государстве для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов ( в России действует 51 налог и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности ).
Причины такой множественности заключаются в различиях источников ( зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал ) и объектов ( доход, имущество, его передача, потребление, экспорт и импорт ) налогообложения.
Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.
Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:
финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;
финансирует социальные программы - пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;
обеспечивает свою оборону и безопасность;
содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;
предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.
Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства.
Вторая функция налогов в рыночной экономике - служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя из которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода или прибыли.
Третья функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов - по более низким. Нередко устанавливаются не облагаемый налогом минимум доходов, льготы на детей и других иждивенцев.
Государство в странах с рыночной экономикой облагает налогами две группы субъектов, получающих доходы: предприятия (юридических лиц) и граждан (физических лиц). Главные объекты налогообложения: прибыль (доход) предприятий, добавленная в процессе производства стоимость, оборот товаров и услуг, доходы граждан и имущество. Крупными обязательными платежами предприятий являются отчисления, предназначенные на выплату пенсий и пособий по линии социального страхования. Удельный вес других видов налогов и платежей в общей сумме поступлений государству незначителен.
Налоги как инструмент государственного регулирования экономики.
Налоги играют
решающую роль в процессе перераспределения
внутреннего валового продукта и
национального дохода страны. К примеру,
в структуре внутреннего
Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.
Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования: изменение массы налоговых поступлений; замена одних способов или форм обложения другими; дифференциация ставок налогов; изменение налоговых льгот и скидок; изменение сфер распространения налогов и др.
Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.
Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.д.
Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли.
Показатели
эффективности налоговой
Налоги составляют основную долю доходной части государственного бюджета стран с рыночной экономикой. Первым общим показателем, характеризующим их роль в экономике той или иной страны, служит доля всех налоговых поступлений в валовом национальном продукте (ВНП). В России в начале 90-х гг. она составляла 40-45%, в 1993-1995 гг. - снизилась до 30-35%. Следовательно, после реформирования налоговой системы Россия по доле налогов в ВНП оказалась в ряду стран с развитой рыночной экономикой, имеющих умеренный уровень налогообложения. Сокращение этой доли в России к середине 90-х гг. в основном вызвано двумя причинами - уменьшением относительного объема налогов из-за заметного снижения в 1993 году ставки налога на добавленную стоимость и большими масштабами укрытия доходов от налогов.
Второй обобщающий
показатель налоговой системы
Третий показатель - данные о структуре налогообложения. Для России они выглядят следующим образом:
индивидуальный подоходный налог 7,8%
налоги на прибыль 31,3%
взносы на социальное страхование 22,4%
налоги на потребление 21,1%
акцизы 3,9%
прочие налоги 14,0%
Сформировавшаяся в России система налогообложения резко, если не принципиально, отличается от принятой в западных странах. Наиболее разительно это отличие проявляется в гораздо большем удельном весе налоговых поступлений, изъятий из прибыли предпринимательства и такого налога на потребление, как НДС. В то же время в России крайне невелика доля индивидуального подоходного налога.
Налоги как фактор развития единого общероссийского рынка.
Развитие единого рынка в любой стране объективно нуждается в единой системе налогового законодательства. Отсутствие системности и единства налогообложения может не только затруднить становление российской рыночной экономики, но и привести к разрушению единого рыночного пространства, налоговым и бюджетным асимметриям, зонам бегства капиталов. Некоторые признаки таких противоречий существуют в современной российской действительности.
Единство налогового законодательства в принципе может быть обеспечено и без формального наличия Налогового кодекса. Опыт России 1992-1995 гг. подтверждает это: на основе федеральных (республиканских) законов о налогах, находящихся в единой связке - налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др., обеспечивалось единое налоговое поле, за исключением некоторых субъектов Федерации (Якутия, Татарстан, Башкортостан), которые политическими средствами добились некоторых существенных преференций, в том числе и через раздел продукции (алмазов, нефти).
Поэтому очень важно, чтобы были реализованы на практике положения, содержащиеся в законе о федеральном бюджете на 1996 год: “Не подлежат применению налоговые льготы, предоставленные актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также договоры с Правительством Российской Федерации, устанавливающие особый порядок применения действующих законодательных норм и противоречащие единому подходу в финансово-бюджетных взаимоотношениях федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации (статья 30)”.
Налоговая асимметрия - это проблема общей федеративной и бюджетной политики, одобряемой или не одобряемой на верхнем законодательном уровне. Она может “вписываться” в общероссийское рыночное пространство или противоречить ему. В условиях действующих договоров федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации некоторые элементы финансовых соотношений о налогах противоречат законодательству и Конституционным принципам поддержки конкуренции и равных прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, поскольку вне законодательного оформления облегчают одним и утяжеляют другим бремя налогообложения и нарушают равные условия конкуренции капиталов и товаров. Налоговая асимметрия может быть в едином рыночном пространстве без нарушения законов обращения и конкуренции капиталов и товаров, если она предоставляется с соответствующими ограничительными условиями, носит компенсационный характер и застрахована от использования в качестве инструмента сепаратизма системой санкций. Очевидно, что при этом налоговая асимметрия, предоставляемая центром какому-то субъекту Федерации, должна быть одобрена не менее 2/3 всех субъектов Российской Федерации и прежде всего соседними субъектами Федерации, экономические интересы и ресурсы которых могут быть в той или иной степени в первую очередь востребованы и использованы субъектом Федерации, получающим налоговые преимущества.
В 1994-1995 гг. ситуация с проблемой сохранения единого рыночного пространства, развития общероссийского рынка стала коренным образом изменяться с началом действия новой налоговой конституции и формированием новых органов законодательной (представительной) власти субъектов Федерации. Во-первых, Конституция резко расширила законодательные полномочия субъектов Федерации в бюджетной и налоговой областях, ввела институт современных налоговых и экономических полномочий. Во-вторых, новые органы законодательной власти субъектов Федерации (законодательные собрания, областные думы, республиканские парламенты, советы) стали проявлять высокую активность в разработке и принятии республиканских, краевых и областных законов о бюджете, бюджетном процессе и налоговых льготах. Этот вал бюджетно-налогового законодательства необходимо упорядочить и подчинить ценностям общего рынка, который только и может создать условия прогресса для всех субъектов Федерации без ущемления их взаимных интересов и тем более без возведения экономических, таможенных и других барьеров.