Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 10:56, реферат

Описание

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

Содержание

I. Введение. Налоги в рыночной экономике: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1) налоги как инструмент государственного регулирования экономики;. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2) показатели эффективности налоговой системы;. . . . . . . . . .5
3) налоги как фактор развития единого общероссийского
рынка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
II. Налогообложение в России: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
1) основы налоговой системы; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2) налог на добавленную стоимость; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3) акцизы; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
4) налоги на прибыль и доход предприятий (организаций); . 17
5) внешнеторговые пошлины; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
6) налог на доходы физических лиц; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
7) налоги на имущество; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
8) платежи за использование природных ресурсов; . . . . . . . .22
9) прочие налоги, сборы и отчисления во внебюджетные фонды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
III. Заключение:
1) недостатки налоговой системы России; . . . . . . . . . . . . . . . 26
2) пути оптимизации налоговой системы России . . . . . . . . . . 30

Работа состоит из  1 файл

1 налоги как инструмент государственного регулирования экономики.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

- одежда из  натуральной кожи    35,0%

 

В соответствии с рассматриваемым законом, а  также Законом о недрах Правительство  Российской Федерации с 1 ноября 1992 г. пополнило перечень товаров, облагаемых акцизами, установив акцизный сбор также на нефть и газовый конденсат. Ставки акциза дифференцированы по нефтегазодобывающим предприятиям и составляют от 5 до 30% в отпускной цене на эти виды сырья.

Все акцизы, кроме  акцизов от продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, зачисляются в бюджет. Предприятия-изготовители, реализующие легковые автомобили по рыночному фонду, производят уплату акцизов в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации.

Порядок уплаты акцизов отличен от действующего для НДС. Акцизы на винно-водочные изделия должны вноситься в бюджет на третий день по их реализации. При этом днем реализации считается день поступления денежных средств за подакцизные товары на счет предприятия в банке, а при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу.

Акцизы по другим видам продукции предприятия  уплачивают ежеквартально в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Налоги  на прибыль и доход предприятий (организаций).

Верховный Совет  Российской Федерации положил начало переходу от налогообложения прибыли  предприятий к налогообложению  их дохода. С 1 января 1992 г. введены налоги на доходы банков и доходы от страховой  деятельности.

Основное преимущество дохода предприятий как объекта налогообложения перед прибылью в том, что в первом случае объем налоговых поступлений совершенно не зависит от того, какая часть дохода предприятия достанется собственникам капитала, а какая поступит наемным работникам. И значит, государству с точки зрения налоговых поступлений не нужно учитывать распределение дохода и как-либо воздействовать на него. Если же облагается прибыль, то государство в целях пополнения бюджета заинтересовано в том, чтобы она была возможно большей. Тогда большей будет и сумма налогов. Другими словами, в этом случае государству выгодно такое положение, когда прибыль в структуре дохода предприятия растет за счет той его части, которая предназначена для оплаты труда.

Государство, перейдя  от налога на прибыль к налогу на доход предприятия, в полной мере реализует свой интерес в пополнении бюджета, не порождая при этом дополнительной социальной напряженности.

Другое преимущество налога на доход - упрощается контроль за достоверностью расчета налога. Нет необходимости в регулировании оплаты труда, поскольку налогооблагаемый доход определяется как валовый доход за вычетом материальных затрат. Государству остается лишь контролировать правильность исчисления валового дохода и вычитаемых из него затрат материальных ресурсов.

Применяемые в России ставки: 32% по налогу на прибыль предприятий ( 45% - бирж, брокерских контор и посреднических предприятий ) и до 18% по налогу на доход предприятий ( 90% - казино, иных игорных домов, а также другого игорного бизнеса, 70% - видеосалонов, аукционов, игровых автоматов с денежным выигрышем; 45 - бирж, посреднических и торгово-посреднических предприятий, брокерских контор и инвестиционных институтов; 30 - банков; 25% - на доходы от страховой деятельности, консультационных и аудиторских услуг ) - вполне сопоставимы со средним уровнем налогообложения в крупнейших странах рыночной экономики.

По налогу на прибыль (доход) для всех отечественных  предприятий предусмотрено внесение авансовых платежей не позднее 10-го и 25-го числа каждого месяца равными  долями в размере 1/6 квартальной суммы налога, исчисленной исходя из предполагаемой суммы дохода.

Внешнеторговые  пошлины.

С помощью внешнеторговых пошлин государство изымает в  свою пользу часть того дохода экспортеров  и импортеров, который образуется в силу различий в уровнях внешнеторговых (пересчитанных в рубли по рыночному курсу Центрального Банка России) и внутренних цен России на вывозимые и ввозимые товары. Соответственно данный налог уплачивают те предприятия, которые осуществляют внешнеторговые операции.

Экспортные  пошлины установлены на сырьевые товары, энергоносители, металлы и  изделия из них, сельскохозяйственное сырье и продукты. Они исчислены  в ЭКЮ за единицу веса или объема вывозимого товара, однако уплачиваются в рублях. Пересчет ЭКЮ в рубли  осуществляется по курсу, устанавливаемому Центральным Банком Российской Федерации, который действует на дату взимания таможенной пошлины.

При осуществлении  бартерных сделок ставки экспортной пошлины увеличиваются на 30% по сравнению  с базовыми, установленными Правительством или Таможенным комитетом России. А с 1 января 1993 г. разрыв между базовыми ставками экспортной пошлины и ставками, применяемыми к бартерным операциям, составляет 50%.

Импортные пошлины, взимаемые на территории России, исчисляются  в процентах от таможенной стоимости  импортируемых товаров. Для большинства  товаров базовые сделки установлены  на уровне 15%. Исключение составляют легковые автомобили и другие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, видеоаппаратура, ленты и другие носители информации, по которым пошлины повышена до 25%, и винно-водочные изделия, по которым пошлина установлена на уровне 20-50% таможенной стоимости.

Базовые ставки импортных пошлин применяются к  товарам, ввозимым из стран, которые  пользуются в России режимом наибольшего  благоприятствования. Если же товар  импортируется из страны, не пользующейся в Российской Федерации таким режимом, то импортная пошлина взимается по удвоенной базовой ставке. Пошлина уменьшается вдвое, если товар ввозится из развивающихся стран. Товары, ввозимые из наименее развитых стран, освобождены от пошлины. Импортные пошлины не взимаются с ввозимых из любой страны книг, газет, другой полиграфической продукции, детской одежды, медицинского оборудования, а также продовольственных товаров и медикаментов по перечню, определяемому Правительством России.

Импортные пошлины  выплачиваются в рублях с пересчетом таможенной стоимости товара по курсу рубля, котируемому Центральным Банком Российской Федерации на день таможенного оформления. Импортер может также платить пошлину в свободно конвертируемой валюте.

Импортная пошлина  взимается не только с предприятий, ввозящих товары в Россию, но и с граждан. Беспошлинно гражданин вправе импортировать товары общей стоимостью до 10 тыс. долл. в сопровождаемом багаже ( за исключением транспортных средств ), а также товары для личного пользования в количествах, определяемых Государственным таможенным комитетом России.

Взимание пошлин осуществляется органами Государственного таможенного контроля России на основе грузовой таможенной декларации, представляемой экспортерами и импортерами товаров.

Наряду с  пошлиной предприятия при осуществлении экспортно-импортных операций уплачивают таможенным органам сбор за осуществление таможенных процедур.

Налог на доходы физических лиц.

В Законе Российской Федерации “О подоходном налоге с  физических лиц” осуществлен переход  к взиманию налога не с месячного дохода, а с совокупного годового дохода физических лиц ( граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства ), введена единая шкала ставок подоходного налога для всех видов доходов вместо действовавших в прошлом нескольких шкал. Применение единой шкалы существенно упрощает всю систему налогообложения. Все физические лица, имевшие помимо дохода по месту основной работы другие источники доходов, обязаны ежегодно декларировать общую сумму своих доходов, включая и доходы по месту основной работы. Декларацию следует представлять в налоговую инспекцию по месту постоянного жительства. В декларации должны быть указаны все полученные гражданином доходы за год, источники их получения и суммы начисленного и уплаченного налога.

Подоходный  налог с граждан в России взимается по прогрессивной шкале. По ставке 12% облагаются доходы, не превышающие  10 млн руб. в год, по ставке 20% - доходы в пределах от 10 до 50 млн руб. в год, по ставке 30% - доходы, превышающие 50 млн руб. в год.

 

Налоги  на имущество.

В качестве одного из существенных источников бюджетных доходов, значение которого с течением времени будет, несомненно возрастать, государство рассматривает налог, взимаемый с владельцев собственности. В России ставка налога на имущество предприятий может достигать 1% от его остаточной стоимости. За находящиеся в собственности строения, помещения и сооружения государство взимает налог по ставке 0,1% от их инвентаризационной стоимости. Облагаются налогом и транспортные средства граждан.

Весьма необычный  принцип предложен для взимания налога на наследство и дарения. Его ставки установлены к стоимости имущества, исчисленного в минимальных заработных платах. Такой метод определения налогооблагаемой базы эффективен в условиях инфляции, поскольку позволяет сохранить относительное бремя налога на прежнем уровне, разумеется, если изменение минимальной заработной платы соответствует темпу инфляции.

Закон предусматривает  в качестве льготы освобождение от данного налога в довольно распространенных случаях: когда имущество наследуется супругом, или переходит от супруга к супругу в порядке дарения, или когда дома (квартиры) наследуются теми, кто проживал в этих домах совместно с наследователем на день открытия наследства.

Поскольку налог  на наследство и дарения взимается  с весьма крупных состояний и по прогрессивной шкале, то он играет определенную социальную роль: уменьшает возможности наследников (одаряемых) жить за счет наследодателей (дарителей) и одновременно расширяет возможности государства оказывать социальную помощь малоимущим.

Налог на имущество  предприятий вносится из прибыли  предприятия. Уплата налога производится поквартально.

Налог на имущество  физических лиц исчисляется налоговыми органами по месту нахождения (регистрации) имущества. За просрочку платежей налогов  на имущество физических лиц начисляется пеня в размере 0,2% с суммы недоимки за каждый день просрочки.

Платежи за использование природных ресурсов.

Платность - один из основных принципов природопользования. Платежи за право пользования  природными ресурсами в пределах установленных лимитов и за сверхлимитное и нерациональное их использование относятся к важнейшим видам налогов, составляющих современную налоговую систему. Предприятия, использующие природные ресурсы, обязаны отчислять часть своих доходов на их воспроизводство и охрану. Предприятия должны платить также за загрязнение окружающей природной среды. Цель введения всех этих налогов - стимулировать рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды и получить средства для финансирования мер по воспроизводству и охране природных ресурсов.

С начала 1992 г. в  Росси стало платным использование  одного из важнейших природных ресурсов - земли. Плата за землю установлена  в трех формах: земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли. Земельный налог уплачивают собственники земли, землевладельцы и землепользователи, за исключением арендаторов. Последние вносят собственнику земли арендную плату. Плата в форме нормативной цены земли взимается при покупке земельных участков у государства, а также учитывается при дарении земли, передаче по наследству, получении банковского кредита под залог земли. Нормативная цена земли характеризует ее стоимость, исчисленную исходя из потенциального дохода, который она могла бы приносить.

Уровень налоговой  ставки зависит от качества и местоположения земельного участка: она тем выше, чем лучше качество земли и экономически более выгодно расположен земельный участок.

Налог на земли  лесного фонда на период лесопользования  составляет 5% от таксовой стоимости  древесины, отпускаемой на корню.

Налог на земли  водного фонда вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной  деятельности или в рекреационных  целях, взимается по средним ставкам  налога административного района на земли сельскохозяйственного назначения.

Земельный налог  уплачивается равными долями в два  срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября каждого года.

Источником  воспроизводства полезных ископаемых служат платежи за право пользования  недрами и отчисления на геологоразведочные работы. Эти отчисления производят предприятия и иные юридические лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых на территории Российской Федерации.

Назначение  платы за загрязнение окружающей среды - компенсировать экономический  ущерб, наносимый таким загрязнением. Порядок определения платы за загрязнение природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия установлен Правительством России. Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от возмещения в полном объеме вреда, причиненного природе, здоровью и имуществу граждан.

Прочие  налоги, сборы и отчисления во внебюджетные фонды.

Кроме важнейших  налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов, налогов на прибыль или  доход, на имущество, внешнеторговых пошлин, платежей за использование природных ресурсов) налоговая система включает в себя большое число других налогов. Они служат для пополнения местных бюджетов.

Это прежде всего  государственная пошлина, которая  представляет собой платеж государству  за совершение соответствующими органами определенных действий в интересах плательщика: рассмотрение исковых заявлений, выдачу юридических документов, регистрацию актов гражданского состояния и пр. Сюда не входит, конечно, плата непосредственно за услуги этих органов, скажем, нотариальных контор.

Государственная пошлина с подаваемых в суд  исковых заявлений составляет 5-15% от суммы платежа в зависимости  от ее размера. Пошлина взимается  с исковых заявлений о расторжении  брака, по договорам найма жилых  помещений, за рассмотрение жалоб на неправомерные действия должностных лиц, за выдачу копий судебных решений и документов.

Граждане должны также платить пошлину за регистрацию  актов гражданского состояния: браков, их расторжения, перемены фамилии, имени, отчества; за выдачу заграничных паспортов, выдачу виз и разрешений на въезд и выезд; регистрацию места жительства и др.

Информация о работе Налоговая система России