Налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:53, реферат

Описание

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу" рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система РФ..docx

— 26.70 Кб (Скачать документ)

Налоговая система Российской Федерации.

Государство может  воздействовать на ход экономической  жизни, лишь располагая определенными  денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого  и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

С помощью налоговой  системы государство активно  вмешивается в "работу" рынка, регулирует развитие производства, способствуя  ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.

В современной России налоговый вопрос занимает особое место, т.к. с завидной постоянностью все  твердят о необходимости коренной налоговой реформы, и с такой  же завидной постоянностью все заканчивается  лишь небольшими изменениями в налоговой  системе, носящими чаще всего "косметический" характер. А ведь эффективно действующая  налоговая система страны определяет не только уровень доходов федерального бюджета страны и бюджетов субъектов  РФ и муниципальных образований, но во многом способствует экономическому развитию государства. Неэффективно же действующая налоговая система  страны, наоборот, становится тормозом экономического развития, что и наблюдается  в современной России. Поэтому  неслучайно в журнале "Эксперт" (№42 за 1999 г.) налоги были поставлены на первое место среди наиболее важных проблем современной экономики  России, требующих скорейшего решения.

Россия - крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговой  сфере. Регионы России обладают различным  экономическим потенциалом, характеризуются  различной политической ситуацией, что накладывает свой "отпечаток" на собираем ость налогов по стране. В России действует 51 налог и сбор  и около 20 лицензионных видов деятельности. Причины такой множественности заключается в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход, имущество его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.

Через налогообложение  формируются фонды, за счет которых государство:

- финансирует некоторые  расходы на простое  и расширенно воспроизводство  в народном хозяйстве,

- финансирует социальные  программы - пенсионного  и социального  обеспечения, образования,  здравоохранения  и др.,

- обеспечивает свою  оборону и безопасность,

- содержит законодательные,  исполнительные и  судебные органы  государственной  власти и управления, предоставляет кредиты  и безвозмездную  помощь другим  странам.

Это первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства. В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Вторая  функция налогов  в рыночной экономике - служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, исходя, из которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, ставятся в одинаковые условия изъятия дохода и прибыли.

Третья  функция налогов в рыночной экономике - быть средством облегчения жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов - по более низким.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения  внутреннего валового продукта и  национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения  валового внутреннего продукта и  национального дохода реализуется  фискальная и регулирующая функции  налогов. Государство формирует  свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

Целью данной курсовой работы является  анализ особенностей и проблем современной налоговой  системы в России,  выявление  основных ее недостатков и оценка пре8дложений по ее оптимизации;

В соответствии с  поставленными задачами я рассматриваю основные понятия, принципы и механизмы  налоговой системы и налоговой  политики в Российской Федерации.

Налоги  и сборы, существующие на территории Российской Федерации

По Закону Российской Федерации "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной и другим платежам понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном порядке, образует налоговую систему.

Таким образом, в  соответствие с Налоговым кодексом в России под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Классификация налогов

Объединение налоговых  платежей в систему позволяет  их классифицировать по различным признакам. Это дает возможность лучше уяснить  сущность и механизм их действия.

Налоги  классифицируются следующим  образом:

- по субъектам платежей, что означает, что  они разделяются  на налоги, взимаемые  с юридических  лиц и на налоги, уплачиваемые физическими  лицами. В то же  время есть ряд  налогов общих  для юридических  и физических лиц.  К ним относятся  земельный налог,  налоги в дорожные  фонды.

- по методам взимания. По этому признаку различают прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относятся налоги на доход и на имущество.

Прямые  налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода налогообложения. Косвенные налоги от прямых, выплачиваемых с дохода или имущества, тем, что включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги. Юридически обязанность внесения косвенных налогов возлагается на предприятие, производящее товары или услуги или предприятие, реализующее их. Но данные предприятия не являются фактическими налогоплательщиками применительно к косвенным налогам. В связи с тем, что они включаются в цены товаров или услуг, фактическим налогоплательщиком является потребитель, поскольку именно он приобретает их по ценам, повышенным на сумму услуг.

Сочетание прямых и  косвенных налогов позволяет  государству полнее использовать как  фискальную, так и стимулирующую  функции налогов. В этом случае под  налоговым воздействием оказываются  и материальные, и рабочая сила, и доход.

- в зависимости  от характера использования  налоги подразделяются  на налоги общего  и целевого значения. Налоги общего  значения зачисляются  в бюджет соответствующего  уровня (государственный,  субъектов федерации,  местный) и используются  как денежный фонд, общий для расходов  исполнительной власти  на различные цели. Целевые налоги, или  специальные, зачисляются  в государственные  внебюджетные целевые  фонды для строго  целевого использования:  пенсионный фонд, фонд социального  страхования, фонд  обязательного медицинского  страхования, фонд  занятости, земельный  фонд.

- в зависимости от территориального уровня, на котором он взимается.  Закон "Об основах налоговой системы" вводит подразделение налогов на три вида в зависимости от их территориального уровня:

1. федеральный (их правовое регулирование осуществляется федеральным законодательством),

2. региональный (их правовое регулирование осуществляется федеральным и региональным законодательством; зачисляются в территориальные бюджеты),

3.местный  (правовое регулирование осуществляется федеральным и муниципальным законодательством; зачисляются в местные бюджеты).

При этом распределение  налогов между бюджетами может  быть различным. Перечень налогов, определяемых федеральным законодательством, закрытый, т.е. региональные и местные органы власти не имеют права устанавливать  налоги или сборы, непредусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Но регионам и  местным властям предоставлены  достаточно широкие законодательные  полномочия в налоговой сфере: органы власти субъектов РФ и местные  власти могут самостоятельно принимать  решения о введении на их территории региональных и местных налогов, определять налоговые льготы по этим налогам, ставки этих налогов (но в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ), а также порядок и сроки уплаты по этим налогам.

Таким образом, региональные и местные власти не могут повышать налоговую нагрузку на своей территории сверх установленных федеральным  законодательством пределов, но могут  создавать более благоприятные  налоговые условия для населения  и организаций за счет установления

пониженных ставок налогов, предоставления различных  налоговых льгот и т.д. вплоть до отказа от введения всех региональных или местных налогов.

Федеральные налоги  и сборы  устанавливаются  Налоговым кодексом РФ и обязательны  к уплате на всей территории России

К федеральным налогам  в настоящее время  относятся 16 налогов:

косвенные налоги:

- налог на добавленную  стоимость (НДС),

- акцизы на отдельные  виды товаров(услуг) и отдельные виды минерального сырья,

- таможенная пошлина  и таможенные сборы,

- налог на покупку  иностранных денежных  знаков и платежных  документов, выраженных  в иностранной  валюте.

прямые  налоги:

- налог на прибыль (доход) организаций,

- налог на доходы  от капитала,

- подоходный налог  с физических лиц,

- взносы в государственные  социальные внебюджетные  фонды,

- налоги на пользование  недрами,

- государственная  пошлина,

- налог на воспроизводство  минерально-сырьевой  базы,

- налог на дополнительный  доход от добычи  углеводородов,

- сбор за право  пользования объектами  животного мира  и водными биологическими  ресурсами,

- лесной налог

- водный налог

- экологический налог

- федеральные лицензионные  сборы.

Федеральные налоги поступают не только в федеральный  бюджет, но в определенных пропорциях и в субфедеральные и местные  бюджеты, так 13% налога на прибыль идет в федеральный бюджет, а остальные - в территориальные бюджеты, доля поступления остальных федеральных  налогов в федеральный бюджет следующая: 75% НДС, 50% акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, 20% налога на покупку иностранн2ых денежных знаков, 30% земельного налога, 100% остальных акцизов, 100% подо2ходного налога).

Региональные налоги и сборы устанавливаются в  соответствии с Налоговым кодексом РФ, вводятся в действие законами субъектов  РФ. Обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам (налоги административно-территориальных  единиц республик  в составе РФ, налоги краев, областей, автономных образований.) в настоящее время относятся 7 налогов:

косвенные налоги:

- налог с продаж.

-прямые налоги:

- налог на  имущество  предприятий;

- налог на недвижимость;

- дорожный налог;

- транспортный налог;

- налог на игорный  бизнес;

- региональные лицензионные  сборы.

Местные налоги и  сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым  кодексом РФ правовыми актами муниципальных  образований. Обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам  относятся:

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации