Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:53, реферат
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в "работу" рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.
-земельный налог
-налог на имущество физических лиц
-налог на рекламу
-налог на наследование и дарения
-местные лицензионные сборы
-регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
-налог на перепродажу автомобилей, ПС и вычислительной техники
-сбор за выигрыш на бегах
-сбор за право проведения кино и телесъёмок
-сбор за право использования местной символики
-курортный сбор
-сбор за право торговли
-налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне
-налог на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной сферы.
Формально ставка налогообложения
прибыли в России (35%) более или
менее соответствует уровню развитых
стран, но действующие правила
Откровенно конфискационный
характер налогообложения прибыли
связан с тем, что в налогооблагаемую
базу включаются многие виды расходов,
которые в международной
В отличие от многих
развитых стран подоходный налог
в России до сих пор остается,
как во времена командной экономики,
преимущественно налогом на зарплату
и взимается почти
Действующие на территории РФ ставки налогообложения по основным видам налогов, 2000 г., %
- налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц
- налог на прибыль 30 %
- подоходный налог12, 20, 30
- налог на прибыль банков, страховых и кредитных организаций 43%
- налог на имущество граждан 0,1%
- налог на добавленную стоимость 20%
- земельный налог 0,1-2%
- налог на отдельные продовольственные товары и товары для детей10%
- налог на покупку иностранных денежных знаков 0,5%
- налог на имущество предприятий 2%
-
налог на содержание
жилищного фонда
и объектов социально-
Поступления по налогу на имущество на 99,5% в 1996 г. обеспечили также предприятия, а не физические лица, т.е. по этому налогу также наблюдается огромная диспропорция в сторону налогообложения предприятий и организаций, а не физических лиц. Причины этого заключаются не в ставках налогообложения имущества, а вследствие недооценки имущества физических лиц, больших возможностей по уклонению от уплаты этого налога.
Дополнительным препятствием для дальнейшего расширения сферы налогообложения собственности граждан является сохраняющееся преобладание государственной собственности на землю и нежилому фонду в городах, а также все еще недостаточный уровень приватизации городского жилого фонда.
Несмотря на единые нормативы разделения федеральных налогов, фактические соотношения поступлений налогов в федеральный и региональные бюджеты заметно различаются по территориям. Причина этого фактически может быть в несоблюдении регионами федерального законодательства или в особых индивидуальных соглашениях с Центром, различии в структуре налогов, разной значимости региональных и местных налогов (разные их количества и ставки), различия в системе налоговых льгот и др.
Кроме структурных недостатков самой налоговой системы Российской Федерации необходимо отметить и общий низкий уровень поступления доходов в бюджеты.
Так, в 1995 г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (учитывая и поступления во внебюджетные фонды) поступило 33,8 % ВВП. В развитых странах этот показатель существенно выше - до 50% и больше. В то же время расходы консолидированного бюджета в 1995 г. составили 38,9% ВВП (т.е. дефицит бюджета - 5,1% ВВП).
Принципы налогообложения
Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключается в следующем:
1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.
2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5.
Налоговая система
должна быть гибкой
и легко адаптируемой
к меняющимся общественно-
6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Этими принципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов. Однако при создании налоговой системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт, кроме того, не была правильно оценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к нестабильности и еще большей противоречивости и запутанности. Несмотря на все сказанное, в действующей налоговой системе есть и положительные моменты. На данный момент налоговая система Российской Федерации построена на следующих принципах:
Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление требует поэтапного (постепенного) переноса налогового бремени на граждан.
Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший – прямых. Причем доля косвенных налогов в последнее время возрастает.
Создание разветвленной системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в нее нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные.
Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.
Разработаны и утверждены жесткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.
Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учет в налоговых органах, с правом открытия расчетного счета в банках только после регистрации в налоговых органах.
7. Определена первоочередность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия.
Для налогоплательщиков
предусмотрена возможность