Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:54, курсовая работа
Целью данной работы является оценка состояния налоговой системы РФ, определение основных проблем и приоритетных направлений ее реформирования.
Налог - необходимое
условие существования государства. Обязанность
уплаты налогов и сборов закреплена в
Конституции РФ. В соответствии со ст.57
Конституции РФ, каждый обязан уплачивать
законно установленные налоги и сборы.
Государство использует налоги как один
из инструментов реализации избранных
в обществе приоритетных направлений
развития экономики. При этом следует
отметить, что устойчивого улучшения собираемости
налогов нельзя добиться без целенаправленных
усилий государства по формированию налоговой
системы.
Система налогообложения любого государства
в силу динамики всего комплекса социально-экономических
факторов активно изменяется и совершенствуется.
Это характерно и для Российской Федерации.
Разрабатываемые поправки к Бюджетному
и Налоговому кодексам существенно меняют
перечень налогов по уровням налоговой
системы, порядок их исчисления и взимания,
нормативы отчислений от федеральных
налогов в бюджеты разного уровня и другие
принципиальные моменты.
Безусловно, налоговая система должна
обеспечить стабильность, прогнозируемость
доходов бюджетов всех уровней. Ради этого
они созданы, ради этого уплачиваются
налоги. Это обеспечение федерального
бюджета, бюджетов субъектов, бюджетов
муниципалитетов. Это стоит на первом
месте - фискальная функция, поскольку
только ради этого платятся налоги и выполнение
всех основных функций на всех уровнях
власти. Вместе с тем, необходимо создать
возможности для того, чтобы уровень налогообложения
был таким, чтобы не мешал, не сдерживал,
не обременял, не закрепощал наш бизнес.
Поэтому совершенно не случайно Президент
Российской Федерации в Послании Федеральному
Собранию обозначил в качестве цели налоговой
реформы переход к эффективной налоговой
системе, ориентированной на обеспечение
интенсивного экономического роста. Обобщая
вышесказанное, в настоящее время особую
актуальность приобретают вопросы функционирования
налоговой системы в РФ. Однако в условиях
реформирования налогового законодательства,
исследования, проводимые в рамках данной
работы, отличаются некоторой новизной.
Целью данной работы является оценка
состояния налоговой системы РФ, определение
основных проблем и приоритетных направлений
ее реформирования.
Для достижения цели в работе необходимо
решить следующие задачи:
- изучить понятие, сущность и функции
налоговой системы;
- определить этапы развития налоговой
системы и ее принципы;
- рассмотреть основные виды налогов Российской
Федерации ;
- изучить структуру и динамику налоговых
доходов федерального бюджета;
- оценить влияние налоговой политики
государства на развитие производства.
- рассмотреть проблемы и определить основные
направления совершенствования налоговой
системы Российской Федерациии
Объектом исследования в данной работе
является налоговая система РФ, предметом
– конкретные показатели динамики налоговых
доходов федерального бюджета за 2010-2012
г.г.
1. Общая характеристика действующей налоговой
системы РФ
1.2Этапы развития и функции налоговой
системы
Под системой налогообложения понимается
совокупность законодательных правовых
норм, определяющих в данный момент в конкретном
государстве перечень налоговых платежей,
а также взаимоотношения сторон в процессе
их взимания. Понятие «система налогообложения»
более широкое, чем понятия «налоговая
система» и «налоговое администрирование».
В нормативных документах и специальной
литературе налоговая система трактуется
часто как совокупность налогов, сборов,
пошлин и установленных правил их исчисления
и взимания. Именно так изначально в Законе
РФ "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" (ст. 2) налоговая
система определялась как «совокупность
налогов, сборов, пошлин и других платежей,
взимаемых в установленном порядке».
Налоговое администрирование - это направления
и технология деятельности налоговых
органов в сфере налоговых правоотношений
для достижения целей налоговой политики
конкретного периода.
Таким образом, понятие «система налогообложения»
характеризует в динамике всю совокупность
процессов, результатом которых является
формирование конкретных налоговых доходов
бюджета и других денежных фондов государства.
В этом состоит главная (фискальная) задача
системы налогообложения любого государства.
Налоги выполняют 5 следующих функций:
1)регулируют товарно-денежные отношения
2) стимулируют экономическое развитие
3) усиливают научно-технический прогресс;
4) распределяют доходы;
5) обеспечивают содержание государственного
аппарата (фискальная функция).
1.2. Принципы организации налоговой
системы
Налоговая политика государства представляет
собой совокупность мероприятий по установлению
налогов и сборов и принятие мер по их
собираемости. Рассмотрим базовые, основополагающие
принципы.
1. Всеобщность и равенство налогообложения,
обязанность каждого лица уплачивать
законно установленные налоги. Данный
принцип является конкретизацией ст. 57
Конституции РФ, устанавливающей, что
«каждый обязан платить законно установленные
платежи и сборы».
Обязанность платить законно установленные
налоги и сборы распространяется на всех
лиц, признаваемых налоговым кодексом
и иными актами законодательства о налогах
и сборах плательщиками. Эта общая норма
применительно к практике налогообложения
конкретизируется в ст. 23 Налогового кодекса
как обязанность налогоплательщика "уплачивать
законно установленные налоги", т.е.
только те, которые предусмотрены налоговым
кодексом и принятыми в соответствии с
ним федеральными законами о налогах и
сборах. Ни один орган законодательной
власти субъекта Федерации и представительный
орган местного самоуправления не имеет
права ввести ни одного налога, не предусмотренного
кодексом. В противном случае налогоплательщик
в соответствии со ст. 21 "Права налогоплательщиков
(плательщиков сборов)" вправе "не
выполнять неправомерные акты и требования
налоговых органов и их должностных лиц".
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного
характера и различно применяться, исходя
из социальных, расовых, национальных,
религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированных
ставок налогов и сборов, налоговых льгот
в зависимости от формы собственности,
гражданства физических лиц или места
происхождения капитала. Данное ограничение
соответствует закрепленным в Конституции
РФ принципам равенства всех форм собственности,
свободы экономической деятельности (ст.
8) и равенства прав и обязанностей иностранцев,
лиц без гражданства и российских граждан(ст.62)
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое
основание. Они не могут быть произвольными.
Это означает, что законно установленный
налог в обязательном порядке имеет экономический
смысл и реальное основание для взимания
в виде появившегося дохода, прибыли, приобретения
имущества, прироста его стоимости. Практическое
значение этого принципа состоит в том,
что он законодательно ограничивает потребность
государства в денежных ресурсах, его
стремление вводить новые налоги для пополнения
казны
4. Не допускается установление налогов
и сборов, ограничивающих или препятствующих
законной деятельности налогоплательщиков,
нарушающих единое экономическое пространство
РФ, т. е. таких, которые прямо или косвенно
препятствуют свободному перемещению
по территории РФ товаров, работ, услуг
и капиталов. Это вытекает из норм Конституции,
которая гарантирует единое экономическое
пространство страны и не допускает установления
таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо
иных препятствий для свободного перемещения
товаров, услуг и
финансовых средств(ст.8 и 74).
5. Федеральные налоги
и сборы могут устанавливаться,
Из данного принципа системы налогообложения
вытекает важнейший практический вывод:
не законным, а следовательно не подлежащим
уплате, должен признаваться любой налог,
введенный нормативным актом законодательной
власти субъекта РФ и представительным
органом местного самоуправления, если
он не предусмотрен Налоговым кодексом.
Данный принцип определяет также место
правовых актов исполнительных органов
власти в налоговых отношениях издание
ими нормативных актов "по собственной
инициативе" не допускается, изданные
имеют силу только в случаях, прямо предусмотренных
Налоговым кодексом РФ.
Акты законодательства о налогах и сборах
должны быть определенными, понятными,
содержать характеристику всех элементов,
необходимых для исчисления налогов. В
противном случае налог не считается законно
установленным, а плательщик получает
право его не платить.
6. Особое место среди принципов современной
системы налогообложения в РФ занимает
норма, в соответствии с которой все не
устраненные сомнения, противоречия и
неясности актов законодательства о налогах
и сборах толкуются в пользу налогоплательщика
(«презумпция невиновности»). Важно отметить,
что правильность «толкования» устанавливается
в судебном порядке. Законодательно установленные
принципы налогообложения в РФ определяют
структуру и содержание собственно налоговой
системы. Она имеет три уровня: федеральный,
региональный и местный, каждый из которых
представлен одноименной группой налогов,
установление и введение которых является
налоговой компетенцией органа.
1.3 Классификация налогов
Установление налога означает определение
налогоплательщиков и элементов налогообложения:
объекта налога, налоговой базы, налогового
периода, ставки, порядка исчисления и
сроков уплаты. Ввести налог - это установить
последний из необходимых элементов налогообложения.
По федеральным налогам момент установления
и введения, как правило, совпадает, если
заранее не предусматривается временной
лаг. Иное дело в части региональных и
местных налогов. Они устанавливаются
федеральным законодательством (Налоговым
кодексом РФ), а вводятся законодательными
актами субъектов федерации, которые содержат
все элементы налогообложения.
Поэтому федеральные налоги это те, которые
устанавливаются Налоговым кодексом РФ
и обязательны к уплате на всей территории
РФ. Их ставки устанавливаются Федеральным
собранием РФ, или в ряде случаев, для оперативного
реагирования, о чем выше было сказано,
Правительством РФ.
Региональные налоги устанавливаются
Кодексом и законами субъектов РФ, вводятся
в действие в соответствии с Кодексом
законами субъектов РФ, которые определяют
такие элементы налогообложения, как порядок
и сроки уплаты налога, формы отчетности
по нему, льготы. То есть в данном случае
представительные органы власти субъектов
РФ имеют довольно широкую налоговую компетенцию.
Региональные налоги и сборы после введения
обязательны к уплате на территориях соответствующих
субъектов РФ.
Местные налоги и сборы устанавливаются
НК.РФ и нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления
и обязательны к уплате на территории
соответствующих муниципальных образований.
Представительные органы местного самоуправления
также обладают определенной налоговой
компетенцией в части определения ставок,
порядка и срока уплаты налогов, форм отчетности.
2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета
2.1 Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг.
Согласно динамике поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по данным государственной статистики можно видеть следующее.По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых МИНФИНОМ России, на сумму 9719,6 млрд. рублей, что на 26,8% больше, чем за 2010 год.
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2011г. обеспечили поступления:
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2012г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых МИНФИН России, на сумму 1316,3 млрд. рублей, что на 18,8% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В феврале 2012г. поступления в консолидированный бюджет составили 658,5 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 0,1%.
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-феврале 2012г. обеспечили поступления:
Со структурой поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет в январе-феврале 2012г. можно ознакомиться
В январе-феврале 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 1231,3 млрд.рублей (93,6% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 22,1 млрд.рублей (1,7%), местных - 26,6 млрд.рублей (2,0%), налогов со специальным налоговым режимом - 35,7 млрд.рублей (2,7%).
Поступление налога на прибыль
организаций в
В январе-феврале 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 112,9 млрд.рублей, что на 42,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (95,3%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, пиво, алкогольную продукцию (за исключением пива и вин). В феврале 2012г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 43,5 млрд.рублей, что на 37,4% меньше по сравнению с предыдущим месяцем.
В январе-феврале 2012г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 404,0 млрд.рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 40,6%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 87,7% и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 1,9 процентного пункта. В феврале 2012г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 214,3 млрд.рублей, что на 12,9% больше по сравнению с предыдущим месяцем.
На основе данных государственной статистики по динамике задолженности по налогам и сборам можно видеть, что общая задолженность постепенно снижается. И если по данным на 1 апреля 2010 она составляла - 775,5 млрд. руб., то уже 1 января 2012 - 675,3. Таким образом, общая сумма задолженности по налогам и сборам за период с 1 апреля 2010 года по 1 января сократилась на 13%.По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 марта 2012г. составила 689,4 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 2,1%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 7,1%, налогу на добавленную стоимость - на 5,9%, налогу на прибыль организаций - на 2,2%, акцизам в целом - на 1,6%.