Налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является оценка состояния налоговой системы РФ, определение основных проблем и приоритетных направлений ее реформирования.

Работа состоит из  1 файл

Архипова.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 марта 2012г. составила 321,3 млрд.рублей и сократилась по сравнению с 1 января 2012г. на 2,4%.

Проанализировав налоговые поступления за последние три года, мы можем увидеть, что экономика страны в целом показывает рост. Одной из основных причин такого подъема является совершенствование налоговой политики страны, в том числе и в части сокращения задолженности по начисленным налогам и сборам.

Можно сделать вывод, что эффективность налогообложения  определяется соотношением налоговых  поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том  числе и в отношении к каждому  конкретному налогу.

 

 

3. ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

      3.1 Проблемы современной налоговой системы РФ

Налоги являются основным регулятором всего воспроизводственного процесса, влияя на пропорции, темпы  и условия функционирования экономики. Можно выделить три направления налоговой политики государства:

  1. ·политика максимизации налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно»;
  2. ·политика установления разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства путем обеспечения благоприятного налогового климата;
  3. ·политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения.

В странах с развитой экономикой преобладают два последних  направления. Для России характерен первый, фискальный тип налоговой  политики, при котором государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.

К основным проблемам  отечественной налоговой системы  можно отнести следующие:

  1. Нестабильность налоговой политики.
  2. Чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика.
  3. Низкий уровень собираемости налогов и высокая      неплатежеспособность предприятий.
  4. Чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к огромным потерям бюджета (правда, в последние годы многие из них были отменены).
  5. Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики.

 Эффект инфляционного  налогообложения. В условиях инфляции  капитал Главная проблема Налогового  кодекса РФ, как представляется, заключается в том, что он  не раскрывает комплексный характер налоговых отношений как специальных властных отношений, возникающих в процессе налогообложения. Есть и другие нерешенные проблемы современного налогового законодательства в России:·вводимые налоги не подкрепляются экономико-правовой документацией; нет ссылок на конституционные основы установления того или иного налога; нет связи бюджетных интересов и интересов налогоплательщика; понятие цели налога как инструмента финансового обеспечения деятельности государства официально не прокомментировано, и в практике бюджетного распределения финансирования социальных интересов гражданина осуществляется оп остаточному методу; среди функций налогообложения на первый план выходит фискальная (по ст. 8 НК РФ).

Большой резерв для налогообложения  сосредоточен в теневой экономике. Но капиталам, укрытым от налогообложения, и при желании владельцев крайне сложно вернуться в легальную производственную сферу: крупные инвестиции могут привлечь внимание налоговых органов к источнику средств. Поэтому капиталы, единожды попавшие в теневой оборот, так в нем и остаются или вывозятся за границу.

 Государственные меры  совершенствования налоговой системы  РФ на 2011-2013 гг.

В целом, можно выделить три блока направлений налоговой  политики:

  1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности.
  2. Меры, принимаемые в отношении отдельных налогов.
  3. Налоговое администрирование.
  4. По стимулированию инновационной деятельности предусматривается:

снижение до 2015 г, а  для отдельных категорий плательщиков до 2020 г, совокупной ставки страховых  взносов до 14 проц в пределах страхуемого годового заработка /уплата взносов по полной ставке для этих плательщиков будет осуществляться за счет федерального бюджета/. При этом для организаций средств массовой информации планируется установить специальный переходный период роста совокупной ставки страховых взносов с выходом на предельную величину - 34 проц - в 2015 г;

изменение подходов к  классификации основных средств  на группы и определению норм амортизации  для этих групп;·уточнение порядка  учета расходов на научные исследования и /или/ опытно-конструкторские разработки /закрепление единого по всем видам работ порядка ведения налогового учета расходов на НИОКР, который не должен содержать неясностей и противоречий/;создание резервов предстоящих расходов организаций на НИОКР;

·сокращение перечня  документов, необходимых для подтверждения  правомерности нулевой ставки налога на добавленную стоимость при  экспортных операциях;

·освобождение от налогообложения  налогом на имущество организаций  энергоэффективного оборудования сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудования, используемого для создания научно-технической продукции;

создание благоприятных  условий налогового администрирования  для инновационных компаний, включая  создание специальных налоговых инспекций и снижение периодичности и сроков проведения проверок;

передача полномочий по принятию решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита  по налогу на прибыль организаций  и налогу на имущество организаций  субъектам РФ и увеличение его  размера;

совершенствование налогообложения  организаций, осуществляющих деятельность в социально-значимых областях;

По налогу на прибыль  организаций предусматривается:

сокращение возможностей минимизации налогообложения, в  частности, установление с 2011 г особого порядка переноса убытков при реорганизации организаций,

предусматривающего ограничения  как по сроку, так и по размеру  прибыли, направляемой на погашение  убытка реорганизуемых организаций;

решение вопроса нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль;

·установление порядка  налогообложения экономической  выгоды при предоставлении беспроцентных  займов, кредитов, векселей и т.п.;

совершенствование механизма учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов;

уточнение порядка налогообложения  прибыли налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств  и хозяйств;

повышение с 3 млн до 10 млн руб объема доходов от реализации, при получении которого организации уплачивают только квартальные /а не месячные/ авансовые платежи.

По налогу на добавленную  стоимость предусматривается:

уточнение порядка оформления счетов-фактур, внесения в них уточнений и возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями;

уточнение порядка восстановления сумм налога на добавленную стоимость  по строительно-монтажным работам, проведенных на объектах, которые  стали использоваться для осуществления операций, не подлежащих налогообложению, а также в случае выбытия товаров, в том числе основных средств, не связанного с операциями по реализации;

уточнение порядка применения нулевой ставки при реализации товаров  в соответствии с таможенными режимами экспорта и перемещения припасов в случае поступления выручки от реализации указанных товаров (припасов) от третьих лиц;

уточнение порядка освобождения от налога на добавленную стоимость  услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий.

По акцизам предусматривается:

изменение порядка исчисления и уплаты акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

уточнение размеров индексации на 2011 и 2012 гг, индексация ставок акцизов на 2013 г с учетом планируемого уровня инфляции. При этом опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами будут проиндексированы ставки акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию.

По введению налога на недвижимость предусматривается подготовка на основании анализа результатов работ по проведению кадастровой оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости в 2010-2012 гг к внесению изменений в Налоговый кодекс РФ, которыми предполагается постепенный переход к этому налогу взамен действующего налога на имущество организаций и земельного налога, а также предельные сроки такого перехода.

Таким образом, в целом  налоговая политика в 2011-2013 г будет  направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста на основе стимулирования инновационной активности с учетом поддержания сбалансированности бюджетной системы. Сегодня налоговая стратегия направлена на стимулирование экономического роста, создание в России благоприятного инвестиционного климата.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий  с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

Так же улучшение налоговой  системы на дальнейшие годы

  1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности.
  2. Меры, принимаемые в отношении отдельных налогов.
  3. Налоговое администрирование.
  4. По стимулированию инновационной деятельности предусматривается:
  5. снижение до 2015 г, а для отдельных категорий плательщиков до 2020 г, совокупной ставки страховых взносов до 14 проц. в пределах страхуемого годового заработка уплата взносов по полной ставке для этих плательщиков будет осуществляться за счет федерального бюджета.

 

 

 

 

(Приложение 1)

Список литературы

 

«Налоги» учебник под  редакцией Д.Т. Черника, М: Финансы и статистика, 2010 г.

Налоговый кодекс РФ, ч. 1, ч.2

«Налоги и налогообложение» учебник под редакцией д.э.н. проф. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской, Санкт-Петербург, 2007 г.

«Налоги и налогообложение» учебник под редакцией Т.Ф. Юткиной,, М: ИНФРА-М, 2010г.

Ю.А.Крохина. - М.: Издательство НОРМА, 2011.

Налоговый контроль: налоговые  проверки и производство по фактам налоговых правонарушений: Учебно-практическое пособие / Под ред. проф. Ю.Ф. Кваши. - М.: Юрист, 2010.

Ногина О.А. Налоговый  контроль: вопросы теории. -СПб.: Питер, 2011.

Дополнительная литература

www.akdi.ru - консультации по вопросам налогообложения.

www.newbook.ru - книжный дом.

www.nalog.ru - публикации.

Налоговое планирование - журнал.

Налоговый вестник - журнал.

Российский налоговый  курьер - журнал.

Экономика и жизнь - газета.

Международная валютно-финансовая система.

Справочная литература 

Закон РФ «Об основах  налоговой системы в РФ» от 27.12.12г. № 2118-1. //Российская газета. -10.03.2012.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая). // Собрание законодательства РФ. -07.08.2010. -№32.

Закон РФ «О внесении изменений  и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные акты


Информация о работе Налоговая система Российской Федерации