Налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 06:01, реферат

Описание

……………………………………………………………………………..3
Целью работы является раскрытие основных и значимых моментов, касающихся налоговой системы Российской Федерации.
В связи с этим, основными задачами работы служат:
- определение правовых основ становления и развития налоговой системы Российской Федерации;
- определение понятия и характеристики элементов построения налоговой системы Российской Федерации;
- рассмотрение механизма управления налоговой системой Российской Федерации;
- рассмотрение основных направлений совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Правовые основы становления и развития налоговой системы
Российской Федерации……………………………………………………………...5
2. Понятие и характеристика элементов построения налоговой системы Российской Федерации……………………………………………………………...8
3. Механизм управления налоговой системой Российской Федерации………...10
4. Основные направления совершенствования налоговой системы
Российской Федерации…………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………...15
Список использованной литературы…………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

nalogovaya_sistema_Rossiiskoi_Federaccii_nalogi_i_nalogooblozhenie.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

План

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Правовые основы становления и развития налоговой системы

Российской Федерации……………………………………………………………...5

2. Понятие и  характеристика элементов построения  налоговой системы Российской  Федерации……………………………………………………………...8

3. Механизм управления налоговой системой Российской Федерации………...10

4. Основные направления  совершенствования налоговой системы 

Российской  Федерации…………………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………...15

Список использованной литературы…………………………………………..16

 

Введение

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства.

В структуре  всех доходов бюджета государства  налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения  как средства регулирования предпринимательской активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства1.

Взимание  налогов – древнейшая функция  и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию2.

Тема работы «Налоговая система Российской Федерации» актуальна в настоящее время, так как одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Целью работы является раскрытие основных и значимых моментов, касающихся налоговой системы Российской Федерации.

В связи с  этим, основными задачами работы служат:

- определение  правовых основ становления и развития налоговой системы Российской Федерации;

- определение  понятия и характеристики элементов  построения налоговой системы  Российской Федерации; 

- рассмотрение  механизма управления налоговой системой Российской Федерации;

- рассмотрение основных направлений совершенствования налоговой системы Российской Федерации.

 

1. Правовые основы  становления и развития налоговой  системы

Российской  Федерации

 

Законодательную базу налоговой системы Российской Федерации определяет Налоговый кодекс. В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента вступают в силу.

Рассмотрим  становление налоговой системы  в России. Законом "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации" впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.

В условиях высокой  инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в определенной степени выполняла свою роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночные преобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным.

Поэтому первый этап развития налоговой системы можно характеризовать как этап неустойчивого налогообложения. Не случайно на протяжении первых лет экономических реформ в законодательстве о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год вносились много численные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой системы. К сожалению, вносимые законодательные изменения были не всегда обоснованными. Так, в декабре 1993 г. предоставлением права региональным и местным органам вводить неограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших принципов построения налоговой системы - принцип ее единства. В результате сложившаяся к концу 90-х гг. в Российской Федерации налоговая система в большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов препятствовала экономическому развитию страны.

Огромная налоговая  нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и закононопослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики. Все более четко проявлялась фискальная функция налогов при одновременном сокращении темпов прироста налоговых поступлений и росте бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства. Назрела необходимость существенного изменения налоговой политики.

Дальнейшее  развитие налоговой системы представляло собой этап подготовки налоговой реформы. Начиная с 1996 г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись разработка НК РФ и подготовка к его принятию.

Третий этап развития налоговой системы - это  этап реформирования. В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или, так называемая, общая, часть НК РФ, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная  часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения налогов3.

Налоговый кодекс Российской Федерации - это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.

Налоговая система - это совокупность предусмотренных  налогов, принципов, форм и методов  их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства4.

 

2. Понятие и  характеристика элементов построения  налоговой системы Российской Федерации

 

На протяжении прошедших лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне.

Налоговая система России включает следующие элементы:

- взаимосогласованная совокупность налогов, сборов и платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета и внебюджетных фондов;

- система законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей.

Налоговая система  подвержена постоянному изменению  под действием как внутри-, так  и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой5.

Налоговая система  Российской Федерации строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). В связи с этим может возникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны по территориям? Думается, что такой подход не имеет под собой научной основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.

По своей  общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

В первую очередь  систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

При этом предприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в НК РФ, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Кроме того, значительное число включенных в налоговую систему России налогов уплачивается физическими лицами.

На сегодняшний  день российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную6.

 

3. Механизм управления налоговой системой Российской Федерации

 

Для повышения  конкурентоспособности налоговой системы законодательство о налогах и сборах должно более активно реагировать на новые явления, на сигналы об уходе из-под налогообложения в результате белых пятен в законодательных нормах.

Налоговое администрирование - относительно новый термин с точки зрения российской теории налогов и налогообложения. Отсюда его понимание - от самого широкого, как управление налоговой системой и налогообложением в целом, до более узкого, а именно как деятельность налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и уплаты налоговых платежей.

В современной  экономической литературе также  встречается фактическое отождествление понятий «налоговое администрирование» и «управление налоговой системой». Понятие «налоговое администрирование» позволяет определить его как управление в области налогообложения. Иногда налоговое администрирование определяют как динамически развивающуюся систему управления модернизируемых налоговых органов в условиях рыночной экономики.

Налоговое администрирование — это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля7.

Проблемы российской административной системы заключаются в отсутствии надежных контактов с гражданами и организациями, в недоверии граждан к государственной службе и институту государства. Поэтому в управлении налоговыми процессами должны участвовать не только специализированные органы. В него должны быть вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти: Конституционный суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например союзы предпринимателей, «Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков».

На налоговые  взаимоотношения плательщиков и  государства непосредственно влияют правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические службы.

Задачи налогового администрирования предопределяются налоговой политикой. Налоговое администрирование как часть управления налоговой системой ставит самостоятельные, более конкретные задачи.

Сегодня налоговыми отношениями занимается налоговое администрирование как постоянный процесс управления налогообложением. Поскольку общество в зависимости от уровня своего экономического развития и степени политической зрелости принимает в законодательном порядке ту или иную налоговую концепцию и оформляет ее законодательными и нормативными актами, то налоговое администрирование начинается с изменением законодательных форм.

Стабильность  налоговой системы во многом определяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы  компетенции центра и регионов при принятии мер в области налоговой политики. Поэтому улучшение налогового администрирования будет происходить по нескольким направлениям, прежде всего это улучшение работы самих налоговых органов. Следует создать оптимальные структуры налоговых органов, специализированные налоговые инспекции, а также необходимо, чтобы налоговые органы качественно изменили взаимоотношения с налогоплательщиками.

Сегодня большое значение имеет прописывание процедур проведения налоговых проверок непосредственно в Налоговом кодексе. Недопустимо, что налоговое администрирование фактически превращается в отдельный вид бизнеса, причем фактически теневой. Тем более опасно, когда в средства массовой информации попадают сведения о результатах проведенных проверок, которые даже еще не предъявлены налогоплательщику, а соответственно не оспорены и не проверены.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации