Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 02:53, реферат
Швейцария – государство с процветающей и стабильной экономикой, причем доход на душу населения примерно на 10 % выше, чем в других странах Западной Европы. Уровень средств связи и телекоммуникаций является подтверждением статуса современной индустриальной страны, одной из первых в списке стран с самым высоким уровнем жизни в мире. Целью данной работы выступает изучение налоговой системы Швейцарии, включая изучение основ построения и функционирования налоговой системы, распределение полномочий по установлению и взиманию налогов между различными уровнями системы налогообложения страны, а также детальное изучение отдельных налогов, вносящих основной вклад в формирование бюджета Швейцарии.
1.Введение
2.Глава I. Общие сведения об экономике Швейцарии
3.Глава II. Характеристика налоговой системы Швейцарии
4.Глава III. Характеристика основных налогов Швейцарии
5.Глава IV. Особенности налогообложения отдельных типов предприятий
6.Заключение
7.Список использованной литературы
В настоящее время основными
в каталоге федеральных налогов
являются: налог на доходы корпораций,
НДС, подоходный налог с физических
лиц, расчетный налог. В кантонах
основными источниками
Налог на прибыль корпораций взимается на всех уровнях налоговой системы. Налогооблагаемая база по налогу на прибыль корпораций определяется как сумма полученной чистой прибыли. Причем в налогооблагаемую базу включаются доходы, полученные за пределами страны (за исключением доходов от зарубежной недвижимости и постоянных представительств). При определении размера чистой прибыли, подлежащей налогообложению, федеральное законодательство, равно как и законодательство кантональное, разрешает вычитать из суммы валового дохода убытки за предыдущие семь лет, резервы и провизии, а также затраты на НИОКР. Амортизационные отчисления, вычитаемые из налогооблагаемой базы, могут быть значительными в зависимости от нормативного срока использования того или иного вида основных фондов при норме амортизации, составляющей от 4% (здания, сооружения) до 40% (автотранспорт, компьютерное оборудование)3.
Также в Швейцарии возможно
предварительное согласование размера
налогообложения швейцарских
Кроме того, фискальные органы терпимо
относятся к вычету из налогооблагаемой
базы различных расходов директоров, которые,
как правило, одновременно являются и
владельцами фирм. К ним, в частности, относятся
средства на поддержание имиджа компании
и представительские расходы.
Федеральный налог на прибыль
корпораций взимается по прогрессивной
шкале и составляет от 3,63 до 9,8% . А
вот на кантональном уровне фактически
существует 26 ставок налога на прибыль
компаний, которые колеблются от 4 до
25%. Также в зависимости от кантона
варьируется размер льгот. К примеру,
в кантоне Шаффхаузен эффективная
совокупная ставка федерального и местного
налогов будет составлять всего
10,4% при условии, что 15% от доходов
признаются налогооблагаемыми в
Швейцарии. Кантон Женева установил
налог на прибыль в интервале
от 4 до 16%, конкретный размер которого
зависит от собственного капитала;
лица без деловых связей в кантоне
(т.е. не ведущие коммерческую деятельность
на этой территории) платят 7% вместо всех
налогов кантона . А в кантоне
Цуг корпоративный налог
Третий налог на прибыль
платится на уровне муниципалитета, однако
его ставка достаточно мала и составляет
небольшую часть кантональной ставки.
Таким образом, просчитать налоговую
нагрузку по данному налогу достаточно
сложно. Вероятно, именно поэтому в
Швейцарии закрепилась традиция
согласовывать ставку налогов с
налоговой администрацией.
Интересно, что даже на достаточно невысокие
кантональные и муниципальные налоги
имеются льготы в виде налоговых каникул,
которые позволяют освободиться от части
местных налогов на 10 лет. Для этого нужно
создать 10-20 рабочих мест и заниматься
видом бизнеса, в котором местные власти
видят необходимость.
Поговорим о подоходном налоге с физических лиц. Плательщиками данного дохода выступают резиденты и нерезиденты Швейцарии. При этом резиденты облагаются налогом на совокупный доход (полученный как в стране, так и за ее пределами) и на собственность. Нерезиденты подпадают под тот же налоговый режим, что и резиденты, если они проживают и работают в Швейцарии, а в случае проживания без устройства на работу – через 3 месяца проживания.
Типы
доходов, освобожденных от налогообложения:
• Взносы работодателя в санкционированные
пенсионные программы;
• Выгоды, извлекаемые за счет беспроцентных
или низкопроцентных займов;
• Подарки на служебные юбилеи;
• Выходные пособия;
• Возмещение издержек, связанных с занятостью
налогоплательщика;
• Общая сумма выплат, покрывающая дополнительные
представительские расходы руководителей
и сотрудников отделов продаж.
Кроме того, каждое физическое
лицо, подпадающее под действие подоходных
налогов Швейцарии в качестве
работника, имеет право на вычет
из налогооблагаемого
• Орудия труда, инструменты
и техническую/специальную литературу,
необходимую для работы;
• Командировочные расходы, невозмещенные
работодателем;
• Невозмещенные расходы на продолжение
образования, необходимого для работы;
• Расходы на личное рабочее место, не
возмещенные работодателем;
• Представительские расходы, в случае,
если они последовали исключительно в
деловых интересах работодателя (например,
прием гостей);
• Транспортные расходы на оплату дороги
на работу и с работы (в соответствии со
стоимостью проезда на общественных видах
транспорта);
• Дополнительные расходы на питание
вне предприятия.
В особом порядке происходит обложение пенсий, расходов на образование и полученных алиментов: пенсии считаются налогооблагаемым доходом (за исключением случаев, подпадающих по действие соответствующих соглашений об избежании двойного налогообложения); компенсации, предоставляемые работодателем на оплату обучения в международной частной школе, учитываются под определение налогооблагаемого дохода, однако некоторые кантоны могут иметь, с санкции правительства, соглашения между работодателем и международной школой, которые не имеют налоговых последствий для работника; сумма полученных алиментов подлежит налогообложению у получателя, однако сам плательщик этих средств может принять их к вычету при определении налоговой базы по подоходному налогу.5
Особенностью налоговой системы Швейцарии являются большие льготы, предоставляемые по налогообложению доходов нерезидентов по так называемым фидуциарным депозитам. Фидуциарные депозиты – финансовые операции, в рамках которых иностранный инвестор, принимая на себя все риски, передает свои активы в трастовое управление швейцарскому банку. Последний от своего имени, но по поручению клиента, размещает эти средства в зарубежных банках, находящихся, как правило, в оффшорных финансовых центрах, на территории которых отсутствует налогообложение доходов по депозитам. В самой Швейцарии доходы, полученные в результате таких операций, также не облагаются налогом, так как их источник находится за пределами страны. Что касается страны происхождения средств, размещаемых в фидуциарные депозиты, то при наличии у нее заключенного со Швейцарией соглашения об избежании двойного налогообложения, она также не имеет возможности взыскания налоговых платежей с доходов по подобным операциям. Таким образом, фидуциарные отношения со швейцарскими банками предоставляют широкому кругу иностранных клиентов хорошую возможность извлекать дополнительную выгоду за счет вывоза капитала, оставаясь при этом полностью в рамках правового поля .
Ставки федерального подоходного
налога являются прогрессивными. Они
варьируются от 0% до 11.5% в зависимости
от размера налогооблагаемого
Налог с оборота (или НДС). В сфере торговли основным федеральным налогом в Швейцарии является налог на добавленную стоимость (НДС), который был введен в 1995 году вместо налога с оборота для унификации с налоговыми системами стран ЕС. НДС в Швейцарии – это налог на всеобщее пользование и потребление и взимается на всех стадиях производства и распределения с импорта товаров, отечественной сферы услуг и приобретения услуг за границей. Первоначально ставка налога была установлена в размере 6,5% на промышленные товары и 2,3% на продовольственные товары и медикаменты. В 2000 г. ставки НДС были пересмотрены и составили 7,5% и 2,3% соответственно. С января 2001 г. действуют повышенные ставки НДС, которые составляют 7,6% и 2,4% соответственно6. Однако в магазинах любой покупатель можете попросить чек Global Refund Cheque, для того, чтобы вернуть НДС при выезде из страны. Для этого необходимо осуществить покупки на сумму не менее 400 швейцарских франков (включая НДС), турист должен быть резидентом другой, кроме Швейцарии, страны, и приобретенные товары должны быть вывезены из страны в течение 30 дней.
Примечательно, что по отдельным
объектам налогообложения кантоны
и коммуны полностью отказались
от своих налоговых притязаний в
пользу Конфедерации. В частности, согласно
ст. 134 Конституции Швейцарии “
Расчетный налог. Важным источником формирования
федерального бюджета Швейцарии являются
поступления по так называемому расчетному
налогу. Этим налогом облагаются доходы
предприятий и физических лиц от движимого
имущества. Этот налог взимается на уровне
35% с доходов по банковским счетам и вознаграждениям,
а также с дивидендов и других вознаграждений
акционеров. Иностранные инвесторы в Швейцарии
этим налогом облагаются с 2005 года по ставке
15%. Три четверти поступлений от этого
налога передаются налоговым органам
страны инвестора. Инвестор вправе и самостоятельно
подать декларацию в налоговый орган своей
страны, если он считает, что с него была
удержана слишком большая сумма налога,
и потребовать возврата излишне уплаченных
сумм. Однако эти правила применяются
только к доходам в виде процентов, получаемым
физическими лицами. Нерезиденты, проживающие
в Швейцарии, могут получить компенсацию
по уплате этого налога, если они представят
соответствующие документы. Лица, проживающие
за границей, могут также претендовать
на возвращение этого налога, если между
Швейцарией и страной их постоянного проживания
заключено соглашение об избежании двойного
налогообложения. Для исключения двойного
налогообложения Швейцария заключила
соответствующие договоры более чем с
50 странами.
По официальным данным, в 2005 г. федеральное
налоговое ведомство собрало примерно
138 млн. швейцарских франков налога со
сбережений. Из этой суммы около 103 млн.
швейцарских франков было перечислено
в страны Европейского союза, а 34 млн. франков
осталось в Швейцарии в качестве компенсации
операционных издержек финансовых организаций.
Налог на тяжелые транспортные средства. Решение о введении налога было принято в 1998 г., и он был введен в действие 1 января 2001 г. Этот налог взимается как со швейцарских, так и с иностранных транспортных средств. Налог был принят в связи с тем, что Швейцария намеревается перевести как можно больше товаров, следующих через Альпы, с автомобильного транспорта на железнодорожный. Кроме того, все участники, формирующие швейцарскую транспортную политику, в последние годы выработали соглашение о том, что транспортный сектор должен нести ответственность за все затраты, которые он причиняет (принцип “загрязняешь – плати”). Новый налог экологически эффективен в двух отношениях: его сумма зависит 1)от расстояния и класса веса транспортного средства, 2) от категории загрязнителя. Для вычисления суммы налога введено три группы, соответствующие категориям загрязнителей, принятых в ЕС. Две трети доходов, которые поступают от уплаты этого налога, направляются в фонд для финансирования крупных проектов общественного транспорта, например, на строительство новой альпийской железной дороги, которая будет играть решающую роль в движении через Альпы.
Налог на имущество. Федерального налога на имущество
в Швейцарии не существует. В то же время
налог на имущество взимается с физических
лиц – налогоплательщиков во всех кантонах.
Обычно этот налог взимается со всех активов,
принадлежащих резидентам в Швейцарии,
за исключением активов, которые относятся
к расположенным за границей предприятиям,
постоянным учреждениям и недвижимому
имуществу. Нерезиденты облагаются налогом
на имущество в отношении определенных
видов активов (в основном недвижимого
имущества), находящихся в Швейцарии.
Ставки налога на имущество являются прогрессивными
и обычно варьируются от 0.3% до 0.5% в год.7
Глава IV. Особенности налогообложения отдельных типов предприятий
В целях стимулирования деловой
активности законодательство Швейцарии
предусматривает возможность
В Швейцарии имеются “отраслевые” льготы
для предприятий отдельных типов. Особенно
это относится к предприятиям холдингового
и инвестиционного типа, торговым и “сервисным”
компаниям.
Налогообложение холдинговых компаний . Швейцария является второй по значению “холдинговой” юрисдикцией мира (после Нидерландов). Холдинговая компания является акционерной корпорацией с определенным налоговым статусом. Специальные льготы для холдинговых компаний основываются на следующих положениях. Холдинговая компания получает льготы в том случае, если она владеет пакетом акций, превышающей 2 млн. швейцарских франков. Федеральные налоги в этом случае сокращаются пропорционально удельному весу дивидендов в общем доходе компании. Независимо от размеров холдинга не уплачивается кантональный и муниципальный налог на доходы от полученных дивидендов. Уплачивается кантональный налог с капитала – 0.05-0.25 % от суммы оплаченного капитала и накопленных резервов; федеральный налог с капитала – 0.085 % от суммы оплаченного капитала и резервов; федеральный налог с прибыли – 3.63%-9.8%. Доходы от инвестиций во многих кантонах выводятся из налогооблагаемой базы. Однако в соглашениях Швейцарии об устранения двойного налогообложения для холдинговых компаний содержится ряд ограничений. Они сводятся к требованию, чтобы определенная часть льготных доходов “оставалась” на территории Швейцарии. Не более 50% должны вывозиться за пределы страны в форме затрат, платежей роялти и процентов. Не менее 25% процентов дохода должны выплачиваться в форме дивиденда. Собственный капитал компании не должен быть меньше 8% уровня ее задолженности.