Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:38, курсовая работа
В настоящее время налоги и налоговая система – это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики Украины.
Введение
1. Сущность налогов. Основные принципы налогообложения……….…4
1.1 Что такое налоги и их функции…………………………………….…4
1.2 Виды налогов…………………………………………………………..5
1.3 Принципы налогообложения в рыночной экономике…………….…8
2. Система налогообложения Украины……………………………………11
2.1 Сущность налоговой системы…………………………………….…11
2.2 Характеристика отдельных видов общегосударственных налогов.12
2.2.1 Прямые налоги…………………………………………………12
2.2.2. Косвенные налоги……………………………………………...14
2.3 Характеристика отдельных видов местных налогов……………….15
2.4 Контроль над уплатой налогов………………………………………16
3. Концепция развития налоговой системы Украины…………………..20
3.1 Основные направления реформирования…………………………...20
3.2 Какие налоги нас ожидают…………………………………………..23
3.3 Противоречия правовой базы налоговой системы Украины………30
Заключение………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………37
Приложение А………………………………………………………………38
5. Государственная пошлина в
альтернативном Кодексе
В проекте, представленном Кабмином Украины, база налогооблажения рассчитывается исходя из стоимости иска, суммы договора и т. п. в процентах.
6.Оба проекта Кодекса
Так, базой обложения пошлиной является таможенная стоимость товаров, перевозимых через государственную границу Украины, а для таможенных сборов – таможенные услуги, которые облагаются в процентах к таможенной стоимости товаров или же в установленном размере за единицу товара.
7. Как указывалось выше, альтернативный
законопроект Налогового
Вместе с тем он все же предусматривает земельный налог и сбор с владельцев транспортных средств. Земельный налог рассчитывается в процентах исходя из стоимости за единицу площади земельного участка.
Транспортный сбор рассчитывается так же, как и в проекте Кабмина Украины.
Что касается сборов, перечисляемых
в государственные целевые
Таким образом, проект Налогового кодекса, подготовленный Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, содержит ряд принципиально новых положений, а именно:
Кроме того, альтернативным проектом предусмотрено реформирование системы бюджетных и внебюджетных фондов.
В действующей налоговой системе налоговая загрузка на фонд оплаты труда составляет 42%, что является главной причиной фальсификации размера официальной заработной платы (выплаты неучтенной наличностью, готовой продукцией и т. д.), а также причиной которая ограничивает увеличение рабочих мест, стимулирует рост безработицы. Кроме высокого налогового давления, большое недовольство предпринимателей вызывает необходимость введения обязательной отчетности, связанной с обязательными платежами во многие государственные фонды.
Поэтому предлагается создать единый Государственный фонд социальной защиты, ликвидировать все действующие на сегодня бюджетные и внебюджетные фонды.
Создание внебюджетных фондов и их бесконтрольное использование вне сферы влияния Верховной Рады Украины в будущем следует считать неприемлемым.
Государственный фонд социальной защиты может быть создан на базе Пенсионного фонда с передачей ему дополнительных функций (пособие по безработице, социальное обеспечение некоторых категорий граждан и т. д.)
Реализация предложений, касающихся создания в действующих условиях единого Государственного фонда социальной защиты, даст возможность:
С использованием разработанной методики определения оптимального налогового давления установлен размер ставки социального сбора (взнос в государственный фонд социальной защиты) который равен 30%.
По экспертным оценкам в течении первого года после введения девяти процентной ставки налогообложения прибыли физических лиц и начислений на фонд потребления (в размере 30%) можно ожидать увеличения официального фонда оплаты труда на предприятиях в 1,3 – 1,5 раз только благодаря легализации теневых доходов.
Вместе с тем хотелось бы высказать
ряд замечаний к альтернативном
В целом альтернативный Налоговый кодекс обеспечивает комплексный переход в регулировании налоговых отношений, устраняет недостатки в налоговом законодательстве Украины, обеспечивает его гармонизацию (что нельзя сказать о варианте Кабмина Украины, где фактически сохраняется действующая неэффективная система налогового законодательства).
Согласно части второй статьи 19 Конституции органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законам Украины. Следовательно, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что каждый гражданин Украины, который не нарушает действующие нормы права, может спать спокойно. Все это было бы так, если бы, выполняя одни действующие нормативные акты, этот же гражданин не нарушал бы других, также действующих, то есть при условии, если бы одни нормативные акты не противоречили бы другим. Следует учесть, что сама противоречивость норм права друг другу не такая уж и страшная, пока речь не идет об уголовной ответственности.
Что касается законодательного органа, то следует отметить, что согласно пункту 4 раздела 15 Конституции Указ Президента Украины, изданный на его основании, вступает в силу, если в течении тридцати календарных дней со дня представления законопроекта (за исключением дней межсессионного периода) Верховная Рада Украины не примет закон или не отклонит его большинством от ее конституционного большинства.
Верховная Рада 14 октября 1998 года приняла Закон «О порядке установления ставок налогов и сборов (обязательных платежей), других элементов налоговых баз, а также льгот по налогообложению» далее – Закон об установлении и изменении налогов.
Хотя этот Закон и был издан в связи с изданием Указа Президента Украины «О некоторых вопросах, связанных с установлением ставок акцизного сбора и ввозной пошлины» от 18 июня 1998 года, принятого со ссылкой на пункт 4 раздела 15 «Переходные положения» Конституции Украины, Верховная Рада Украины Законом об установлении и изменении налогов установила нормы общего действия, а именно:
Парламент 24 декабря 1998 года дополнительно издал Постановление «О применении нормативно – правовых актов по вопросам налогооблажения в Украине» которым разъяснил, что: любые нормативно – правовые акты, которые не имеют силы закона и изданы с нарушением требований Закона Украины «О порядке установления ставок налогов и сборов (обязательных платежей), других элементов налоговых баз, а также льгот по налогообложению», которыми увеличивались ставки налогов и сборов (обязательных платежей) или изменялись объекты налогооблажения, другие элементы налоговых баз и льготы по налогообложению, а также те, которыми устанавливались налоги и сборы (обязательные платежи), которые не были определены Законом Украины «О системе налогообложения», не применяются в части, которая противоречит Закону Украины «О порядке установления ставок налогов и сборов (обязательных платежей), других элементов налоговых баз, а также льгот по налогообложению» с момента их издания, и не подлежат исполнению плательщиками налогов и сборов (обязательных платежей).
Кроме того, указанным Постановлением
Верховная Рада установила, что любые
вопросы налогообложения
Однако Президент свои Указы
по этому вопросу не отменил, а
органы исполнительной власти решили
принять к добросовестному
Что касается самих «налоговых» указов, то следует отметить, что все они изданы с благою целью – помочь налогоплательщикам. Но проблема в том, что такая помощь фактически состоит в разрешении нарушать налоговые законы, которые и Президентом, и Верховной Радой оставлены при этом неизменными. Президентом – потому что он не вправе изменять законы. Парламентом – потому что он заявил о неправомерности таких действий Президента.
Приведем несколько таких
Указ Президента Украины «О некоторых изменениях в налогообложении» от 7 августа 1998 года (далее – указ 1).
Статьей 1 Указа 1 установлено, что начиная с 1 января 1999 года, прекращается взимание сбора в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения. Однако обязательность уплаты так называемого Чернобыльского сбора установлено Законом Украины «О формировании Фонда для осуществлении мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения» 20 июня 1997 года который до настоящего времени является действующим в Украине, однако не выполняется налогоплательщиками, но пока еще не контролируется налоговой службой. Пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Украины «О системе налогообложения» (в редакции Закона Украины от 18 февраля 1997 года) сбор в Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения отнесен к общегосударственным налогам и сборам (обязательным платежам). Частью третей статьи 9 этого же Закона установлено, что обязанность юридического лица относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) прекращается с уплатой налога, сбора (обязательного платежа) или его отменой. Таким образом, поскольку Чернобыльский сбор на сегодня не отменен, а Закон о его уплате является действующим, то обязанность юридического лица относительно уплаты этого сбора может быть прекращена только его уплатой. А установление факта неуплаты этого сбора является основанием для возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 148 Уголовного кодекса Украины.