Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:45, курсовая работа
Налог - необходимое условие существования государства. Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ. В соответствии со ст.57 Конституции РФ, каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Государство использует налоги как один из инструментов реализации избранных в обществе приоритетных направлений развития экономики. При этом следует отметить, что устойчивого улучшения собираемости налогов нельзя добиться без целенаправленных усилий государства по формированию налоговой системы.
Введение 3
1. Общая характеристика действующей налоговой системы РФ 5
1.2. Этапы развития и функции налоговой системы 5
1.2. Принципы организации налоговой системы 7
1.3 Классификация налогов 11
2. Анализ налоговых доходов федерального бюджета 13
2.1. Структура и динамика налоговых поступлений 13
2.2. Состояние задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации 22
2.3. Оценка характера воздействия налоговой системы на развитие производства и реальные доходы населения 25
3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ 31
3.1. Проблемы функционирования налоговой системы РФ на современном этапе развития 31
3.2. Перспективные направления развития налоговой системы 35
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Акты законодательства о налогах и сборах должны быть определенными, понятными, содержать характеристику всех элементов, необходимых для исчисления налогов. В противном случае налог не считается законно установленным, а плательщик получает право его не платить.
6.
Особое место среди принципов
современной системы
Из данной нормы вытекает важнейший момент для практики налогообложения. Он состоит в том, что лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствую-щих о факте налогового правонарушения и виновности лица, возлагается на налоговые органы (ст. 108 Налогового кодекса РФ). Второй момент заключается в том, что в случае нарушения порядка проведения той или иной процедуры, предусмотренной Налоговым кодексом РФ (выемка документов, налоговые проверки, приостановление операций по счетам налогоплательщика организации и др.), документально оформленные ее результаты не имеют законной силы.4
Законодательно установленные принципы
налогообложения в РФ определяют структуру
и содержание собственно налоговой системы.
Она имеет три уровня: федеральный, региональный
и местный, каждый из которых представлен
одноименной группой налогов, установление
и введение которых является налоговой
компетенцией органа власти соответствующего
уровня.
Установление налога означает определение налогоплательщиков и элементов налогообложения: объекта налога, налоговой базы, налогового периода, ставки, порядка исчисления и сроков уплаты. Ввести налог - это установить последний из необходимых элементов налогообложения. По федеральным налогам момент установления и введения, как правило, совпадает, если заранее не предусматривается временной лаг. Иное дело в части региональных и местных налогов. Они устанавливаются федеральным законодательством (Налоговым кодексом РФ), а вводятся законодательными актами субъектов федерации, которые содержат все элементы налогообложения.
Поэтому федеральные налоги это те, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Их ставки устанавливаются Федеральным собранием РФ, или в ряде случаев, для оперативного реагирования, о чем выше было сказано, Правительством РФ.
Региональные налоги устанавливаются Кодексом и законами субъектов РФ, вводятся в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов РФ, которые определяют такие элементы налогообложения, как порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по нему, льготы. То есть в данном случае представительные органы власти субъектов РФ имеют довольно широкую налоговую компетенцию. Региональные налоги и сборы после введения обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
Местные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Представительные органы местного самоуправления также обладают определенной налоговой компетенцией в части определения ставок, порядка и срока уплаты налогов, форм отчетности.
Главное событие, которое произошло в начале 2005 г. – это отмена Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Исчерпывающий перечень налогов, которые нужно будет платить после 1 января 2005 года, закреплен в новой редакции статей 12-15 Кодекса.
По сравнению с ныне действующим списком (ст. 19-21 Закона N 2118-1) он стал короче на восемь пунктов (приложение 1). Однако, сокращение количества обязательных платежей с 23 до 15 на самом деле довольно обманчиво. Абсолютное большинство сборов, предусмотренных Законом N 2118-1, также останутся, только формально их выведут за рамки налоговой системы.
Фактически были отменены только два налога - на операции с ценными бумагами (федеральный) и на рекламу (местный). Причем бизнес, связанный с размещением и распространением рекламы, с 1 января 2005 года региональные власти могут включить в состав видов деятельности, облагаемых "вмененным" налогом. Такое право предусмотрено для них в новой редакции главы 26.3 Налогового кодекса.
От уплаты некоторых налогов освобождены предприятия, применяющие специальные налоговые режимы. В перечень спецрежимов входят:
- единый сельхозналог (глава 26.1 Налогового кодекса РФ);
-
упрощенная система
- единый налог на вмененный доход (глава 26.3 Налогового кодекса РФ;
-
система налогообложения для
участников соглашений о
Сейчас в Государственной Думе в стадии
рассмотрения находятся последние две
главы Налогового кодекса, которые осталось
принять. Речь идёт о налоге на жилое имущество,
на жилую недвижимость, а также о налоге
на наследование и дарение.5
На протяжении ряда лет наибольшую долю в фактическом объеме доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы (табл. 2.1):
Таблица 2.1
Структура доходов федерального бюджета6
Доходы федерального бюджета | В % к фактическому объему доходов | |||||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Налоговые доходы | 79.4 | 77.7 | 82.8 | 85.2 | 91.6 | 76.9 | 78.5 | 79.1 |
Неналоговые доходы | 12.4 | 13.3 | 8.0 | 6.6 | 7.3 | 6.9 | 6.8 | 6.5 |
Доходы целевых бюджетных фондов | 11.3 | 8.1 | 9.2 | 8.2 | 0.9 | 0.8 | 0.6 | 0.4 |
Налоговых доходов в федеральный бюджет в 2004 году поступило в сумме 2712.1 млрд. руб. (103.8% к годовым бюджетным назначениям). Их доля в общей сумме доходов бюджета составила 79.1 % (в 2002-2003 г.г. их доля в общей сумме доходов была меньше – соответственно 76.9 % и 78.5 %).
Как видно из табл. 2.2 и рис. 2.1, большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в 2004 г. была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (39.5% от общего объема налоговых доходов), таможенных пошлин (31.7%), платежей за пользование природными ресурсами (16.0%), налога на прибыль организаций (7.6%), акцизов (4.3%).
Рис. 2.1 Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2004 г.
Превышение фактического поступления налоговых доходов над запланированными на 2004 год составило 99.1 млрд.руб. При этом изменение макроэкономических показателей в 2004 году привело к увеличению налоговых доходов на 56.6 млрд.руб., в том числе:
Таблица 2.2.
Исполнение федерального бюджета в 2004 году по основным налоговым сборам
млн. рублей
Утверждено ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год” | Факт за 2004 год | Факт за 2003 год | % роста 2004 г. к 2003г | % исполне-ния 2004 г к годовым бюджетным назначениям | Доля в общем объеме налоговых доходов в 2004 г(%) | |
Налоговые доходы всего | 2612978.9 | 2712122.7 | 2029566.5 | 133.6 | 103.8 | 100 |
из них: | ||||||
Налог на прибыль | 187190.0 | 205719.7 | 170935.9 | 120.3 | 109.9 | 7.6 |
НДС | 1023653.8 | 1069691.6 | 882063.5 | 121.3 | 104.5 | 39.5 |
Акцизы по това-рам, производи-мым на террито-рии России | 110520.6 | 109738.6 | 248109.7 | 44.2 | 99.3 | 4.0 |
Акцизы по това-рам, ввозимым на территорию России | 5452.0 | 7466.4 | 4421.7 | 168.8 | 136.9 | 0.3 |
Платежи за поль-зование природ-ными ресурсами | 419175.2 | 434252.6 | 249507.7 | 174.0 | 103.6 | 16.0 |
Налоги на внеш-нюю торговлю и внешнеэкономи-ческие операции | 841170.4 | 859736.8 | 452789.2 | 189.9 | 102.2 | 31.7 |
Прочие налоги, пошлины и сборы | 23303.4 | 23702.4 | 7069,4 | 101.7 | 0.9 |
Факторы, не связанные с изменением макроэкономических показателей (в т.ч. за счет изменения структуры налогооблагаемой базы), увеличили поступления налоговых доходов на 42.5 млрд.рублей.7
Поступления в федеральный бюджет доходов от уплаты налога на прибыль организаций составили в 2004 г. 205.7 млрд. рублей, или 109.9% от годовых бюджетных назначений. По сравнению с 2003 г. они выросли на 34.8 млрд.руб., или на 20.3%, несмотря на снижение ставки с 6 до 5 % в с 1 января 2004 года. Превышение объема поступлений по налогу на прибыль организаций против утвержденных федеральным законом составило 18.5 млрд.руб.
Одним из основных факторов, повлиявших на рост поступлений налога на прибыль организаций, явилось улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций в 2004 г., а также улучшение налогового администрирования. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики в январе-октябре 2004 г. сальдированный финансовый результат организаций основных отраслей экономики составил +1734,4 млрд.рублей, что на 50,9% больше, чем за соответствующий период 2003 г.
На увеличение поступлений налога на прибыль организаций в 2004 г. также оказало влияние снижение (на 2.3 % в январе-октябре 2004 г) доли убыточных организаций по сравнению с 2003 г.
Вследствие вышеуказанных факторов увеличилась налоговая база для исчисления налога.
Поступления доходов от уплаты налога на игорный бизнес составили в 2004 г. 264,6 млн.руб., или 101.8 % от годовых бюджетных назначений. Превышение плановых показателей связано с изменением налогооблагаемой базы.
Поступления в федеральный бюджет по налогу на операции с ценными бумагами в 2004 г. составили 121.2 млн. руб., или 14,7% от годовых бюджетных назначений на 2004 г. Отклонение от плановых назначений составило 702.8 млн.руб. и вызвано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 183-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 закона РФ «О налоге на операции с ценными бумагами» ставка налога на операции с ценными бумагами была снижена с 0.8% номинальной суммы выпуска до 0.2% номинальной суммы выпуска.
Поступления доходов от уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет за 2004 г. составили 1069.7 млрд. руб., или 104.5% к годовым бюджетным назначениям.
Поступление доходов от акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, составило 109,7 млрд. руб., или 99.3% к бюджетным назначениям на 2004 г.