Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:04, реферат
Налоговая система РФ – основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.
Налоговая система
РФ и ее составные элементы
Налоговая система
РФ – основанная на определенных принципах
система урегулированных
Элементы налоговой системы РФ:
Разграничение налоговых полномочий в РФ
Автор: Министерство финансов РФ. 15 мая 2009 в 17:19
Структура полномочий в области налогообложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Распределение налоговых полномочий между уровнями власти происходит по следующим основным элементам:
Разграничение полномочий по установлению и введению налогов. Основополагающим элементом налоговых полномочий органов власти различного уровня являются полномочия по установлению и введению налогов. Общие положения о распределении полномочий по установлению и введению налогов между органами государственной власти и управления установлены Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации.
В соответствии
с Налоговым кодексом Российской
Федерации налог считается уста
В Российской Федерации установление новых видов налогов отнесено к полномочиям федеральных органов власти. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обладают лишь правом вводить региональные и местные налоги. Устанавливать они могут только отдельные элементы налогового механизма (размеры ставок по этим налогам, порядок, сроки уплаты налога и предоставление налоговых льгот в пределах прав, определенных налоговым законодательством Российской Федерации, а также формы отчетности).
Важно отметить, что установленное в Российской Федерации распределение налогов по видам (федеральные, региональные, местные) содержит существенно отличную от мировой практики трактовку статуса налогов. Принадлежность налога к тому или иному виду не характеризует компетенцию соответствующих органов власти по управлению этим налогом. По каждому налогу установлен свой объем налоговых полномочий органов власти. Региональные и местные органы власти могут иметь или не иметь права на введение своего регионального или местного налога (если это право отнесено к ведению федеральных органов); по разным налогам предусмотрены различные возможности территориальных властей влиять на величину базы или ставки. По многим, в том числе федеральным, налогам законодательство устанавливает долевое распределение полученных доходов, существенно ограничивая право на распоряжение вводящих эти налоги органов власти.
Полномочия по определению порядка, сроков уплаты налога и зачисления налоговых доходов в бюджет. В соответствии с действующим в Российской Федерации порядком такие полномочия, как круг налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления налога по всем налогам, взимаемым на территории Российской Федерации, принадлежат исключительно федеральным властям и устанавливаются по каждому налогу в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Полномочия по установлению налоговых ставок и налоговых льгот. Российское законодательство предусматривает распределение части полномочий по установлению налоговых ставок и налоговых льгот[1].
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые ставки и предоставлять налоговые льготы по ряду федеральных налогов в пределах, определенных федеральным законодательством. Право предоставления льгот по налогам и сборам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления ограничено запретом на установление льгот, носящих индивидуальный характер (см. табл. 7.1).
При установлении
региональных налогов органами законодательной
(представительной) власти субъектов
Российской Федерации устанавливаются
в порядке и пределах, предусмотренных
Налоговым кодексом Российской Федерации,
следующие элементы налогообложения:
налоговые ставки, порядок и сроки
уплаты налогов. Органами законодательной
(представительной) власти субъектов
Российской Федерации в порядке
и пределах, предусмотренных Налоговым
кодексом Российской Федерации, могут
устанавливаться налоговые
Органы
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации предоставляют
В части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера государственного долга субъекта Российской Федерации.
Представительные органы местного самоуправления устанавливают размеры ставок по местным налогам и сборам, предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации. Внесение изменений и дополнений в правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в правовой акт представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.
Органы местного самоуправления предоставляют отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете. В части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей производится только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении собственных доходов. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится распределение доходов от региональных (и закрепленных федеральных) налогов и сборов между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами, а также определение порядка направления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов от налогов и сборов субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам полностью или частично — в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Аналогичные условия установлены также в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Полномочия органов местного самоуправления в отношении собственных доходов. Определение местных налогов и общие положения о полномочиях представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) по установлению и введению в действие местных налогов предусмотрены пунктом 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации. К местным налогам на основании статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами указанных субъектов Российской Федерации.
Представительные органы муниципальных образований и законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют свои полномочия по земельному налогу в соответствии с главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации, налогу на имущество физических лиц — в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц».
При установлении
местных налогов
По земельному налогу установлены две предельные величины налоговых ставок — 0,3 и 1,5 % от налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка). Предельная величина налоговой ставки в размере 0,3 % установлена в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства, а также земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства. В отношении других земельных участков применяется предельная налоговая ставка в размере 1,5 %. При этом представительным органам муниципальных образований предоставляется право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Категории земель, на которые подразделяются земли в Российской Федерации, установлены в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Разрешенное использование земельного участка определяется в соответствии с зонированием территорий.