Налоговая система в странах Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:04, реферат

Описание

Налоговая система РФ – основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система РФ и ее составные элементы.docx

— 33.59 Кб (Скачать документ)

Налоговая система  РФ и ее составные элементы 

Налоговая система  РФ – основанная на определенных принципах  система урегулированных нормами  права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Элементы налоговой  системы РФ:

  • - система налогов и сборов РФ (совокупность взимаемых в нашей стране налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, взимание предусмотрено российским налоговым законодательством.);
  • - система налоговых отношений (совокупность властных отношений по установлению, введению, взиманию налогов, отношений. Возникающих в процессе налогового контроля и др. отношений);
  • - система участников налоговых отношений (налогооблагающие субъекты (субъекты РФ-85, муниципальных образований – 29000, налоговые органы, действующие от налогооблагающих субъектов, налогоплательщики));
  • - нормативно-правовая база сферы налогообложения (конституция, НК, ГК, ФЗ, указы президента, постановления правительства);
  • - система информационного обеспечения налогообложения.

Разграничение налоговых полномочий в РФ

Автор: Министерство финансов РФ. 15 мая 2009 в 17:19

Структура полномочий в области  налогообложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Распределение налоговых полномочий между уровнями власти происходит по следующим основным элементам:

  • установление налога, в частности, определение объекта налогообложения, категории налогоплательщиков, налоговой базы, налоговой ставки, порядка исчисления налогов и налогового периода, налоговых льгот (освобождений);
  • распределение налоговых доходов между бюджетами различного уровня;
  • определение порядка и условий исполнения налогового обязательства и зачисления налоговых доходов в бюджет;
  • введение налога;
  • администрирование налога.

Разграничение полномочий по установлению и введению налогов. Основополагающим элементом налоговых полномочий органов власти различного уровня являются полномочия по установлению и введению налогов. Общие положения о распределении полномочий по установлению и введению налогов между органами государственной власти и управления установлены Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены все элементы налогового механизма, а именно: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, налоговые льготы, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, представления налоговой декларации.

В Российской Федерации установление новых видов  налогов отнесено к полномочиям  федеральных органов власти. Органы власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления обладают лишь правом вводить региональные и местные налоги. Устанавливать они могут только отдельные элементы налогового механизма (размеры ставок по этим налогам, порядок, сроки уплаты налога и предоставление налоговых льгот в пределах прав, определенных налоговым законодательством Российской Федерации, а также формы отчетности).

Важно отметить, что установленное в  Российской Федерации распределение  налогов по видам (федеральные, региональные, местные) содержит существенно отличную от мировой практики трактовку статуса налогов. Принадлежность налога к тому или иному виду не характеризует компетенцию соответствующих органов власти по управлению этим налогом. По каждому налогу установлен свой объем налоговых полномочий органов власти. Региональные и местные органы власти могут иметь или не иметь права на введение своего регионального или местного налога (если это право отнесено к ведению федеральных органов); по разным налогам предусмотрены различные возможности территориальных властей влиять на величину базы или ставки. По многим, в том числе федеральным, налогам законодательство устанавливает долевое распределение полученных доходов, существенно ограничивая право на распоряжение вводящих эти налоги органов власти.

Полномочия  по определению порядка, сроков уплаты налога и зачисления налоговых  доходов в бюджет. В соответствии с действующим в Российской Федерации порядком такие полномочия, как круг налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления налога по всем налогам, взимаемым на территории Российской Федерации, принадлежат исключительно федеральным властям и устанавливаются по каждому налогу в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Полномочия  по установлению налоговых  ставок и налоговых  льгот. Российское законодательство предусматривает распределение части полномочий по установлению налоговых ставок и налоговых льгот[1].

Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать  налоговые ставки и предоставлять  налоговые льготы по ряду федеральных  налогов в пределах, определенных федеральным законодательством. Право  предоставления льгот по налогам  и сборам органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления ограничено запретом на установление льгот, носящих индивидуальный характер (см. табл. 7.1).

При установлении региональных налогов органами законодательной (представительной) власти субъектов  Российской Федерации устанавливаются  в порядке и пределах, предусмотренных  Налоговым кодексом Российской Федерации, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки  уплаты налогов. Органами законодательной (представительной) власти субъектов  Российской Федерации в порядке  и пределах, предусмотренных Налоговым  кодексом Российской Федерации, могут  устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей в бюджеты  субъектов Российской Федерации  в соответствии с налоговым законодательством  Российской Федерации в пределах лимитов предоставления отсрочек и  рассрочек по уплате налогов и  иных обязательных платежей, определенных законами субъектов Российской Федерации  о бюджете.

В части  суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  предоставляют отсрочки или рассрочки  по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов  Российской Федерации только при  отсутствии задолженности по бюджетным  ссудам бюджета субъекта Российской Федерации перед федеральным  бюджетом и соблюдении предельного  размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера государственного долга субъекта Российской Федерации.

Представительные  органы местного самоуправления устанавливают  размеры ставок по местным налогам  и сборам, предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных  им налоговым законодательством  Российской Федерации. Внесение изменений  и дополнений в правовые акты представительных органов местного самоуправления о  местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение  текущего финансового года, допускается  только в случае внесения соответствующих  изменений и дополнений в правовой акт представительного органа местного самоуправления о местном бюджете  на текущий финансовый год.

Органы  местного самоуправления предоставляют  отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей в местные  бюджеты в соответствии с налоговым  законодательством Российской Федерации  в пределах лимитов предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о  бюджете. В части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, предоставление отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей производится только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга.

Полномочия  органов государственной  власти субъектов  Российской Федерации  в отношении собственных  доходов. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится распределение доходов от региональных (и закрепленных федеральных) налогов и сборов между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами, а также определение порядка направления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов от налогов и сборов субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы бюджетов субъектов  Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов  и сборов могут быть переданы местным  бюджетам полностью или частично — в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Аналогичные условия установлены также в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Полномочия  органов местного самоуправления в  отношении собственных  доходов. Определение местных налогов и общие положения о полномочиях представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) по установлению и введению в действие местных налогов предусмотрены пунктом 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации. К местным налогам на основании статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Земельный налог и налог  на имущество физических лиц устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются  Налоговым кодексом Российской Федерации  и законами указанных субъектов  Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях  этих субъектов Российской Федерации. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях  городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами указанных  субъектов Российской Федерации.

Представительные  органы муниципальных образований  и законодательные (представительные) органы государственной власти городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют свои полномочия по земельному налогу в соответствии с главой 31 «Земельный налог» Налогового кодекса  Российской Федерации, налогу на имущество  физических лиц — в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц».

При установлении местных налогов представительными  органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым  кодексом Российской Федерации, следующие  элементы налогообложения: налоговые  ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения  по местным налогам и налогоплательщики  определяются Налоговым кодексом Российской Федерации.

По земельному налогу установлены две предельные величины налоговых ставок — 0,3 и 1,5 % от налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка). Предельная величина налоговой ставки в размере 0,3 % установлена в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства, а также земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства. В отношении других земельных участков применяется предельная налоговая ставка в размере 1,5 %. При этом представительным органам муниципальных образований предоставляется право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Категории земель, на которые подразделяются земли в Российской Федерации, установлены в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Разрешенное использование земельного участка определяется в соответствии с зонированием территорий.

Информация о работе Налоговая система в странах Европы