Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 02:02, контрольная работа
Значительное место в теории налогов занимает проблема их классификации, т. е. системной группировки по различным признакам. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности.
Вопрос №1. Классификация налога по экономическим и юридическим признакам……………………………………………………………………………
Вопрос №2. Какой научной школе принадлежит идея единого налога…………
Вопрос №3. Местные налоги и сборы в РБ………………………………….….....
Приложение А «Упрощенная классификация налогов»………………………….
Приложение Б «Подробный состав и структура налогов и сборов, уплачиваемых организациями в РБ»………………………………………...…….
Список использованных источников информации……………………………….
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Белорусский
государственный
Кафедра
менеджмента и экономики природопользования
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Налоговые системы налогообложения»
Минск 2010
Содержание
Вопрос
№1. Классификация налога по экономическим
и юридическим признакам……………………………………………………… |
3 |
Вопрос №2. Какой научной школе принадлежит идея единого налога………… | 7 |
Вопрос №3. Местные налоги и сборы в РБ………………………………….…..... | 8 |
Приложение А «Упрощенная классификация налогов»…………………………. | 11 |
Приложение Б «Подробный состав и структура налогов и сборов, уплачиваемых организациями в РБ»………………………………………...……. | 12 |
Список использованных источников информации………………………………. | 13 |
Вопрос №1. Классификация налога по экономическим и юридическим признакам.
Значительное место в теории налогов занимает проблема их классификации, т. е. системной группировки по различным признакам. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности.
В приложении А представлена упрошенная классификация налогов. Дадим некоторые пояснения к ней.
По способу изъятия и признаку переложимости различают:
1. Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов, окончательным плательщиком которых является их владелец, т. е. юридический и фактический плательщики совпадают.
Эти налоги подразделяются на:
а) реальные уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, т. е. они построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги;
б) личные уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность плательщика. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, имущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала.
2. Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в бюджет в процессе потребления (реализации) товаров и услуг.
В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:
а) индивидуальные –
б) универсальные –
в) таможенные пошлины – обложение всех товаров при совершении экспортно-импортных операций, имеют сложную структуру и классифицируются по основным признакам:
– по происхождению – внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные):
– по целям – фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;
– по характеру взимания (по ставка) – специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;
– по характеру отношений – конвенционные и автономные. Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающему принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин. Автономная пошлина – вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке. Для него в отличие от договорного тарифа характерны более высокие ставки.
Выделяют также возвратные и дифференциальные таможенные пошлины. Таможенная пошлина возвратная – сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; она применяется как способ повышения конкурентоспособности. Таможенная пошлина дифференциальная – вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года.
По принадлежности органа, который взимает налоги:
1. Республиканские и местные налоги. В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев – республиканского и местных бюджетов, и соответственно, устанавливаемые налоги делятся на: республиканские (государственные) налоги, которые взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет, и местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты. Такая бюджетная система функционирует в Республике Беларусь, Франции, Италии, Японии;
2. Федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев, и соответственно, устанавливаемые налоги делятся на: федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги. Например, в США имеются федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система функционирует в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие свои бюджеты. Для России также характерно трехзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные (территориальные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты.
По целевой направленности введения налогов различают:
1. Общие (абстрактные) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
2. Целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют:
1. Налоги, взимаемые с физических лиц;
2. Налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий и организаций);
3. Смежные налоги, которые уплачивают и физические, и юридические лица.
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
1. Закрепленные налоги, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета;
2. Регулирующие налоги, которые используются для сбалансирования бюджетов в текущем году. Размеры распределения устанавливаются ежегодно.
По порядку введения налоги могут быть:
1. Общеобязательными, взимаемыми на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
2. Факультативными, предусмотренными основами налоговой системы, но их введение и взимание являются компетенцией органов местного самоуправления.
В зависимости от способа взаимоувязки ставок и налогооблагаемой базы налоговые платежи можно подразделить на:
1. Пропорциональные, если их ставки неизменны и не зависят от изменения величины базы налогообложения (например, налоги на доходы, прибыль, имущество);
2. Прогрессивные, ставки увеличиваются с ростом объекта облагаемого дохода по действующей шкале. Прогрессия бывает двух видов – простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемой базы; при сложной – объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т. е. повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему низкое обложение, при простой же прогрессии весь доход подлежит обложению высокой ставкой.
3. Регрессивные, ставки понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах.
По степени оценки влияния каждого налога на мотивы экономического поведения налогоплательщика можно выделить две группы налогов:
1. Фиксированные, т. е. непосредственно не зависящие от уровня производства, продаж и других экономических показателей, связанных с деловой активностью. Такие налоги можно назвать ус лов непостоянными (например, налоги на имущество, земельный налог). Их экономическая сущность аналогична условно-постоянным затратам в себестоимости продукции;
2. Условно-переменные
(перераспределительные) –
Исходя из стимулирующей функции налогов, их можно подразделить на:
1. Налоги, регулирующие ценообразование, к которым относятся косвенные налоги. По их сути налоги, регулирующие ценообразование, должны быть только государственными, т. е. вводиться законами. Местные органы власти, вводя свои налоги и сборы, не должны нарушать установленный в государстве порядок ценообразования. Такое ограничение вполне оправданно, так как НДС и акцизы обеспечивают регулирование экономики на макроуровне;
2. Воздействующие на издержки производства – налоги, включаемые в себестоимость продукции. Например, экологический налог, плата за землю, отчисления в фонд социальной защиты населения и другие. Поскольку себестоимость является основной составляющей при формировании цены продукции, эти налоги являются фактором ее ценовой конкурентоспособности;
3. Регулирующие занятость населения – подоходный налог, отчисления в государственный фонд социальной защиты населения.
По источникам средств для уплаты различают налоги, относимые на:
1. Себестоимость продукции – земельный налог, экологический налог;
2. Финансовые результаты – налог на имущество, в том числе балансовую прибыль – налог на прибыль, чистую прибыль – некоторые местные налоги, платежи за превышение лимитов выброса в атмосферу загрязняющих веществ.
По срокам уплаты налоги делятся на:
1. Срочные;
2. Периодично-
Вопрос №2. Какой научной школе принадлежит идея единого налога.
Теорию
единого налога неоднократно брали
на вооружение социально-политические
реформаторы. Необходимо отметить, что
эта теория в большей степени
рассматривает социально-