Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание

Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Работа состоит из  1 файл

курсовая нал адм.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

       Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные (целевые). Прямые личные налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность субъекта налога. К их числу относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и др.

        Прямыми реальными налогами облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта обложения. К их числу относятся земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др.

        Существуют три основные системы прогрессивного налогообложения (отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода):

  1. пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
  2. регрессивный налог (налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
  3. прогрессивный налог (чем выше доход, тем выше налог).

       Косвенные налоги связаны с экономическим потенциалом налогоплательщика лишь косвенно, они взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций. Они связаны с процессом использования прибыли (дохода) или расходами налогоплательщика.

       Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. В развитых странах преобладают акцизы - косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия).

      Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные - устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров, и универсальные - взимаемые со стоимости всего валового оборота (НДС), который в отличие от налога с оборота взимается не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные расходы.

        Второй вид косвенных налогов - фискальная монополия - монопольное право государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог.

       Третий вид косвенных налогов - это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:

  1. по видам - на экспортные, импортные, транзитные;
  2. по построению ставок - на специфические (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание специфических и адвалорных ставок);
  3. по экономической роли - на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от импортных товаров), антидемпинговые (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт).

       При формировании налоговой системы большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами. 
 

1.2 Деятельность государственных органов по администрированию налоговой системы. 

       Обязанность уплаты законно установленных налогов является всеобщей и имеет публично-правовой характер. В процессе организации и осуществления государством налоговых изъятий возникают регулируемые нормами законодательства о налогах и сборах общественные отношения - налоговые правоотношения. Поскольку государство как участник этих правоотношений может в них принимать участие только опосредовано, то для защиты своих имущественных интересов оно создает специальные органы, которые осуществляют контроль за надлежащим исполнением публичной обязанности по уплате налогов и сборов и определяет их компетенцию. Далее государство в лице этих соответствующих органов устанавливает и вводит налоги, формирует на этой основе налоговую систему, определяет режим налогообложения по каждому виду налога, устанавливает ответственность за нарушение налогового законодательства и т.д.

       Для надлежащего исполнения своей деятельности налоговые органы должны быть наделены соответствующими властными полномочиями и для них необходимо определить и закрепить законодательно методы, формы, порядок и характер деятельности. Именно эти специализированные органы призваны осуществлять налоговое администрирование как часть организационно-управленческой системы реализации налоговых отношений.

      Понятие "налоговое администрирование" является относительно новым, поэтому его сущность ещё недостаточно исследована. Разные исследователи по-разному трактуют это понятие.

      По мнению Л.Я. Абрамчик, налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере, при этом она раскрывает содержание данного термина как "повседневную деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей".

       По мнению О.А. Ногиной, под налоговым администрированием понимается комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках.

       А.Г. Иванов считает, что налоговое администрирование представляет собой регламентированную законами и другими правовыми актами организационную и управленческую деятельность уполномоченных государственных органов и других уполномоченных законами субъектов по обеспечению возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности и обеспечению поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

        При этом указанный исследователь подразделяет администрирование налогов на две основные стадии: добровольного исполнения обязанным субъектом налоговой обязанности и принудительного исполнения и привлечения его к налоговой ответственности. Оптимальная реализация налогового администрирования, по его мнению, будет заключаться в ненаступлении стадии принудительного исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности и привлечения к налоговой ответственности.

       Большинство исследователей понимает налоговое администрирование в узком смысле, как деятельность уполномоченных органов исполнительной власти (налоговых органов) по контролю за соблюдением норм и правил, регулирующих налоговые отношения, и привлечению к ответственности виновных лиц за совершение налоговых правонарушений.

      Целями налогового администрирования являются:

  1. исполнение налогоплательщиком налоговой обязанности;
  2. выполнение налоговой политики, тех задач, которые стоят перед государством на настоящем этапе;
  3. укрепление налоговой дисциплины;
  4. упорядочение налоговых отношений.

      Для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий государство использует определенные организационно-правовые механизмы. Наибольшее значение имеет создаваемая государством система налогового контроля.

     Налоговый контроль как элемент управления налогообложением призван воспрепятствовать уходу от налогов, обеспечить своевременность налоговых поступлений в бюджетную систему. Именно в рамках налогового контроля происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере.

       При создании системы налогового контроля основные цели государства состоят в постоянном выявлении и изъятии в бюджетную систему недоимок по налогам и сборам, а также в предотвращении совершения нарушений законодательства о налогах и сборах. Своевременное формирование налоговых доходов бюджетов - вот одна из основных задача, которая стоит перед налоговыми органами. Смысл налогового контроля заключается в том, чтобы обеспечить реализацию налоговой обязанности в определённый срок и в причитающихся суммах.

       Государство, как субъект налоговых правоотношений, опосредует свое участие в налоговых правоотношениях через осуществление полномочий специальными государственными органами, которым в соответствии с законодательством предоставлены соответствующие полномочия. В налоговых отношениях субъектами контроля, наделенными от имени государства властными полномочиями по осуществлению мероприятий налогового контроля, выступают в России в настоящее время только налоговые и таможенные органы. Налоговые органы - основной субъект налогового контроля.

      Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и её территориальные подразделения. Полномочия и правовой статус налоговых органов установлены Налоговым кодексом РФ и федеральным законом о налоговых органах. Налоговый кодекс РФ не

предусматривает возможности существования каких-либо других налоговых органов, кроме  ФНС РФ. 

1.3. Эффективность налогового администрирования и пути ее повышения. 

      В настоящее время отсутствует законодательное определение понятия налогового администрирования. По данному вопросу ведутся дискуссии ученых и практиков. С точкой зрения профессора Гончаренко Л.И. о том, что налоговое администрирование – часть управления налоговыми отношениями, которое осуществляют государственные органы исполнительной власти (но, не законодательные органы), а именно налоговые органы. В частности, это свод нормативных актов, формирующих как систему налоговых органов, так и регламентирующих действия налоговых органов в отношениях с налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений, зафиксированный в Налоговом кодексе и других актах законодательства о налогах и сборах. Эффективность, в самом общем понятии, это соотношение между полученным результатом и затратами; а эффективность управления – достижение целей управления при минимальных издержках средств. Налоговое администрирование осуществляет многообразные функции управления:

  1. налоговый контроль,
  2. планирование,
  3. прогнозирование налоговых поступлений,
  4. учет и регулирование налоговых поступлений.

      Поэтому отсутствует единый критерий, по которому можно определить эффективность налогового администрирования в целом. Применительно к основному направлению налогового администрирования - контрольной работе, эффективность работы налоговых органов выражается в качественно принятых решениях по результатам камеральных и выездных проверок с одной стороны, и с другой стороны – оптимальных расходов на содержание налоговых органов. По данному направлению можно количественно определить эффективность – как отношение сумм взысканных налогов, пени и штрафов по результатам контрольной работы к расходам федерального бюджета на содержание налоговых органов. По другим направлениям налогового администрирования положение с количественными и качественными показателями сложнее. Было несколько попыток исправить ситуацию в данной сфере и разработать систему показателей по оценке ряда направлений налогового администрирования.

      В настоящее время оценка эффективности налогового администрирования осуществляется на основе системы следующих показателей.

  1. Правительство России оценивает эффективность работы ФНС России по следующим критериям:
    • собираемость налогов;
    • отношение сумм требований, рассмотренных судами в пользу налоговых органов к общим суммам по спорам с плательщиками;
    • доля жалоб по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке вышестоящими налоговыми органами к общему количеству исков, рассмотренных судами;
    • доля решений налоговых органов, признанных судом недействительными, в числе решений, вынесенных по результатам налогового контроля;
    • снижение задолженности по налогам;
    • увеличение доли плательщиков, удовлетворительно оценивающих работу налоговых органов по данным социологических исследований;
    • доля плательщиков, получающих информацию из ЕГРЮЛ и ЕГРИП с использованием интернет - технологий;
    • доля плательщиков, имеющих возможность доступа по каналам связи и через интернет к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом.
  2. Внутренним приказом ФНС России в июне 2007 г. утверждена специальная методика оценки эффективности деятельности территориальных налоговых органов по осуществлению налогового контроля по 15 количественным показателям, которые имеются в статистической налоговой отчетности.
  3. Дополняют систему количественных показателей ряд аналитических показателей, которые берутся из материалов проведенного анализа направлений деятельности налоговых органов, полученных выводов, заключений, наличия (отсутствия) рекламаций и замечаний и других факторов.

Информация о работе Налоговая система