Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание

Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Работа состоит из  1 файл

курсовая нал адм.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

     Анализ результатов работы в соответствии с вышеприведенной системой позволяет более точно оценить эффективность деятельности налоговых органов. Вес каждого показателя оценивается в баллах и, суммируя их, можно получать ежеквартально составляемый ФНС России рейтинг Управлений по субъектам РФ и, в свою очередь, определяемый УФНС рейтинг налоговых инспекций. В соответствии с рейтингом применяется и система материального поощрения сотрудников налоговых органов. Исходя из вышеприведенной системы критериев и показателей, можно определить основные направления повышения эффективности налогового администрирования. Одно их актуальных направлений совершенствования налогового администрирования - повышение качества и расширение спектра услуг, оказываемых налоговыми органами плательщикам, в т. ч. организация приема плательщиков, оперативное проведение сверки по расчетам с бюджетом, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан. Здесь, прежде всего, нужно выделить проблему расширения приема налоговой отчетности от плательщиков в электронном виде, увеличения доли плательщиков, имеющих возможность бесконтактного доступа к информационной базе налоговых органов о состоянии своих расчетов с бюджетом. На коллегии ФНС России, по вопросам развития электронных услуг, решено в 2011 - 2014 гг. существенно расширить электронный документооборот с плательщиками, который предоставит им возможность не только получать информацию о состоянии расчетов с бюджетом, текущих начислениях и поступлениях по налогам, выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, но и оплачивать налоги через терминалы, банкоматы и платежные системы, пользуясь электронными деньгами. Намечено создать единый контакт - центр для круглосуточного информационного обслуживания налогоплательщиков. Для совершенствования передачи информации требуется создать систему удостоверяющих центров налоговых органов, как основы для создания единого пространства доверия между участниками информационного взаимодействия. Здесь имеются положительные сдвиги.   

       Пользователи интернет - сайтов ФНС России и Управления ФНС по субъектам РФ могут познакомиться с налоговым законодательством, образцами и формами налоговых документов, получить ответы на типовые вопросы, относящиеся к налогам, правам и обязанностям плательщиков и налоговых органов. Особой популярностью среди посетителей сайта пользуются сервисы «Узнай свой ИНН» и «Личный кабинет налогоплательщика». В перспективе, любое физическое лицо после авторизации сможет получить полную информацию об имущественной базе, начислениях налога, осуществленных платежах и льготах.

      Целесообразно ускорить работы по оптимизации форм налоговых деклараций (расчетов) в целях сокращения количества показателей в них и их унификации. В Бюджетном послании о бюджетной политике в 2010 – 2012 гг., Президент России поставил задачу ведения и представления действительно востребованной налоговой отчетности, устраняя дублирующие друг друга показатели, энергичнее избавляясь от излишних процедур, форм отчетности, которые, кроме неэффективных затрат государственных средств, потери рабочего времени сотрудников налоговых органов и граждан, не несут какой-либо значимой информации.     Принимаются меры по повышению эффективности процедур досудебного урегулирования налоговых споров. Главная задача сокращение числа споров, решаемых в судебном порядке с участием налоговых органов и смещение нагрузки с судебной системы на подразделения досудебного аудита, созданные в структуре налоговой службы с 2006 г. Основные функции этих подразделений – рассмотрение жалоб на решения налоговых органов, возражений и разногласий на акты налоговых проверок, что снимает многие проблемы во взаимоотношениях плательщиков с налоговыми органами. К тому же, с 2009 г. в судебном порядке обжаловать решение налогового органа по результатам проверки возможно только после аппеляционного обжалования его в вышестоящий налоговый орган. Здесь достигнуты определенные положительные результаты, в первую, очередь за счет повышения качественного уровня рассмотрения налоговых споров на всех этапах. Вместе с тем, высокий процент удовлетворения жалоб плательщиков требует всестороннего анализа причин признания действий или актов налоговых инспекций незаконными, принятия мер по повышению качества принимаемых решений. Но в целом, результаты досудебного урегулирования споров привели к сокращению судебных дел плательщиков с налоговыми органами. В целом по России количество таких дел, рассмотренных в судах в 2010 г., по сравнению с 2009 г. уменьшилось на 13%.Целесообразно также повышать качество работы налоговых органов по осуществлению процедуры государственной регистрации юридических лиц. Судебная практика показывает, что доля решений налоговых органов об отказе в государственной регистрации организаций, признанных судом недействительными, в числе решений налоговых органов о регистрации в 2010 г. составила меньше 4,2%. Минфин России считает, что значение этого показателя в 3,5 % является реально достижимым к 2013 г., при планомерной работе по повышению качества нормативной работы и работы налоговых органов по сопровождению судебных процедур. Собираемость налогов (отношение суммы поступлений налогов за налоговый период к сумме начислений) – комплексный показатель, характеризующий работу налоговых органов по основным направлениям деятельности. В 2010 г. собираемость налогов составила 95,15%, Минфин России считает, что собираемость доходов к 2013 г., составит – 95,2% и обосновывает этот вывод тем, что собираемость налогов в ведущих зарубежных стран даже ниже, чем в России: в США – 83%, в экономически развитых странах Евросоюза (Англия, Франция, Германия, Италия, Голландия, Дания и др.) – 81 - 88 %.

      Не снимается острота проблем, связанных со снижением налоговой задолженности плательщиков. Целесообразно продолжение процесса совершенствования организационных структур налоговых органов. Особого внимания заслуживает вопрос создания налоговых инспекций по централизованной обработке данных. В связи с постоянным увеличением количества плательщиков растет и их документооборот. Налоговые органы с трудом справляются с вводом отчетности плательщиков в АИС «Налог» и последующей ее камеральной проверки. 25 – 30 % времени работников налоговых органов тратится на ручной ввод данных налоговой отчетности. Эффективным методом централизованного сбора, ввода, обработки, хранения и использования больших объемов налоговой отчетности плательщиков, сокращения ручных операций в налоговых органах является создание центров обработки данных (ЦОД) территориальных налоговых управлений. Централизованная обработка отчетности позволила значительно улучшить качество обслуживания плательщиков в тех регионах, где она внедрена. Сократилось время обслуживания одного плательщика при сдаче отчетности, увеличилась производительность труда сотрудников налоговых органов при обработке бухгалтерской и налоговой отчетности, снизилось количество ошибок ввода. Создание центров обработки данных во всех 82 Управлениях по субъектам РФ – актуальный фактор повышения эффективности налогового администрирования.

       Важным показателем налогового администрирования является увеличение доли плательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов по данным социологических опросов.

      В 2008 г. впервые, по заказу ФНС России в 40 субъектах РФ, проведено социологическое исследование по теме «Оценка качества работы налоговых органов», затем они проводились и в последующие годы. Если в 2008 г. удовлетворенность деятельностью налоговых органов, по данным исследований, составляла 60,7%, в 2009 г. - 69,5%, и в 2010 - 73,5%. Удовлетворенность профессионализмом сотрудников возросла за два года с 69% до 74%. Если в 2008 г. информированность плательщиков была низкой, то в 2010 г. с учетом развития электронных сервисов, ситуация улучшилась на 17% и достигла 75%.Из социологических исследований следуют два основных вывода, что для повышения качества работы, сотрудникам налоговых органов нужно соблюдать требования стандартов обслуживания налогоплательщиков и, недавно принятого, Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих ФНС, а также повышать свой уровень профессионализма.

       Во многом, повышение эффективности налогового администрирования, зависит от уровня профессиональной компетентности и грамотности ее сотрудников. Требуется постоянное развитие материально-технической базы налоговых органов. Оснащенность налоговых органов компьютерной техникой, средствами телекоммуникационной связи, помещениями для работы с налогоплательщиками еще не полностью отвечает современным требованиям, особенно в небольших районных центрах сельской местности. Особого внимания требует обеспечение необходимых условий труда сотрудников налоговых органов, обеспечивающих как исполнение ими должностных обязанностей, так и условий для обслуживания плательщиков. Это относится в первую очередь к административным зданиям - оборудование операционных залов для работы с плательщиками, как того требуют принципиально новые подходы к приему налоговой, бухгалтерской отчетности, а также, в целях обеспечения единых условий хранения документов с учетом современных требований и нормативов, создание централизованных архивов.

       Одна из главных целей налогового администрирования – повышение экономико-правовой грамотности налогоплательщиков и, как следствие, снижение уровня налоговых правонарушений и преступлений. Практика, социологические опросы показывают, что многие плательщики недостаточно информированы о налоговом законодательстве, не представляют и не осознают в должной мере свои права и обязанности в качестве плательщиков по отношению к государству. Финансовая культура населения находится еще на низком уровне. Пока в этом направлении делаются первые шаги. Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2008 № 1429-р принято предложение Минфина России об участии страны совместно со Всемирным банком и Организацией экономического сотрудничества и развития в программе по оценке и повышению уровня финансовой грамотности населения. Для определения эффективности деятельности налоговых органов важное значение имеет принцип «дешевизны», предложенный еще Адамом Смитом. Налоговая деятельность неэффективна, если значительная часть налоговых платежей расходуется на содержание налоговых органов. С другой стороны, низкая зарплата сотрудников налоговых органов приводит к оттоку высококвалифицированных специалистов в коммерческие структуры, порождает коррупцию. Нужно найти золотую середину - не обременяя государство высоким уровнем расходов на содержание налоговых органов, иметь возможность достойного обеспечения их сотрудников.

     Таким образом, современная система налогового администрирования должна обеспечить высокий уровень собираемости налогов, при сокращении издержек плательщиков, создание для них максимально удобных условий при исполнении обязанностей по уплате налогов, уменьшение количества судебных исков со стороны плательщиков, за счет их урегулирования в досудебном порядке налоговыми органами.

Информация о работе Налоговая система