Налоговая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:01, контрольная работа

Описание

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

Содержание

Понятие налоговой тайны…………………………………………….стр. 3
Содержание налоговой тайны………………………………………...стр.3
Соотношение банковской и налоговой тайны……………………….стр. 6
Доступ к налоговой тайне …………………………………………….стр.7
Принцип налоговой публичности…………………………………….стр. 8
Ответственность за несоблюдение режима налоговой тайны………стр.9
Значение института налоговой тайны………………………………...стр.12
Налоговая тайна в системе мер защиты конфиденциальной
экономической информации………………………………………… стр. 13
Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники………………………………………………………………стр.16
Список используемой литературы…………………………………….стр.25

Работа состоит из  1 файл

налоговая тайна.docx

— 66.74 Кб (Скачать документ)

Сведения о наличии у должника денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах  или на хранении в банках и иных кредитных организациях могут быть предоставлены взыскателю по его  заявлению при наличии у него исполнительного листа с не истекшим сроком давности. Однако такая информация о счетах предоставляется не в  полном объеме. Так, не может быть предоставлена  информация об открытых счетах должника. На уровне федерального законодательства предусмотрены и другие случаи предоставления информации, составляющей налоговую  тайну, налоговыми органами (таможенной службе, Счетной палате, по запросам члена Совета Федерации, Государственной  Думы и др.) Во всех случаях такого предоставления на лиц, получивших данную информацию, возлагается обязанность  по соблюдению и сохранению налоговой  тайны.12

 

  1. Принцип налоговой публичности

 

Несмотря на то, что институт налоговой  тайны имеет важное значение для  защиты прав налогоплательщиков, во многих странах (Швеция, Норвегия, Франция, Италия) наряду с обязанностью налоговых  органов и их должностных лиц  по неразглашению сведений о налогоплательщиках, существует законодательно закрепленная возможность публикации определенных налоговых сведений, так называемая налоговая публичность.  Правовую основу налоговой публичности в данных странах составляет конституционное право каждого на ознакомление с документами и материалами органов государственной власти, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Исходя из того, что обязанность по уплате налогов носит публично правовой характер, неисполнение ее отдельным налогоплательщиком нарушает права и интересы всех граждан. Поэтому некоторые налоговые сведения, перечень которых строго регламентирован, признаются общедоступными, предоставляя, тем самым, всем налогоплательщикам право контролировать исполнение каждым его налоговой повинности. Обязанность по предоставлении таких сведений осуществляется путем их ежегодной публикации.13

 

 

 

  1. Ответственность за несоблюдение режима налоговой тайны

 

Одной из важнейших составляющих режима правовой защиты информации является ответственность за нарушение налоговой  тайны. Ч.4 ст.102 НК РФ определяет два  вида нарушений режима налоговой  тайны: - разглашение налоговой тайны  и утрата документов, в которых  есть сведения, являющиеся налоговой  тайной организации. За эти нарушения  виновные привлекаются к ответственности. Однако привлечение к такой ответственности возможно только в случае, когда лицо, допустившее нарушение режима налоговой тайны, было обязано в соответствии с законодательством его соблюдать.

Понятия разглашение дано в ст.102 НК РФ не совсем четко. Так, разглашение  определяется как использование  или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда, органа внутренних дел или таможенного органа, привлеченному  специалисту или эксперту при  исполнении ими своих обязанностей. Большинство авторов отмечают ущербность такого определения. Дело в том, что  круг сведений составляющих налоговую  тайну гораздо шире, и включает помимо сведений, составляющих коммерческую и производственную тайны, также  и другие сведения о налогоплательщике. Кроме того, разглашение может  выражаться не только в использовании  и передаче сведений, но также в  придании их огласке, например путем  публикации в средствах массовой информации. Поэтому под разглашением предлагается понимать  виновное противоправное нарушение режима налоговой тайны, выразившееся в действии (бездействии) должностного лица налогового органа, органа внутренних дел или таможенного органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам. 14

В п.3 ст. 102 НК РФ установлено, что сведения о налогоплательщике имеют специальный  режим хранения и доступа. Из этого  положения вытекает обязанность  налоговых органов принимать  меры по сохранности таких сведений, поэтому их утрата неизбежно влечет наступление ответственности. Под  утратой следует понимать любое  противоправное выбытие их из владения соответствующего органа или лица, в том числе их уничтожение, в результате которого произошло нарушение прав налогоплательщика и иного лица либо охраняемых законом прав и интересов общества или государства. 15

Действующим законодательством за разглашение и незаконное использование  сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная ответственность.

          Уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение сведений составляющих налоговую тайну предусмотрена в УК РФ.  Круг субъектов, а также действий предусмотренных данной статьей значительно отличается от тех, что предусмотрены ст.102 НК РФ. Так, ч.1 ст. 183 УК РФ предусматривает ответственность за неправомерное собирание сведений, составляющих налоговую тайну, путем похищения, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом.16 Субъектом такого преступления будет являться любое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, т.е. 16 лет. Собирание сведений предполагает их противоправное получение из собственности или законного владения юридических, должностных и физических лиц. Похищение может заключаться в завладении указанными сведениями путем кражи, грабежа, разбойного нападения, присвоения, обмана или злоупотребления доверием. Подкуп - это стремление завладеть указанными сведениями путем уплаты за них определенного вознаграждения (денежного, иного имущественного). Под угрозой в данном случае понимается угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества, разглашением позорящих лиц сведений. К числу иных незаконных способов может быть отнесено, например, использование в этих целях подслушивающих и других подобных технических устройств. Наказывается такое деяние штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Ч.2 ст.183 УК РФ предусмотрено наказание  за незаконное разглашение или использование  сведений, составляющих налоговую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала  известна по службе. Этот состав полностью  соответствует положениям ст.102 НК РФ. Использование здесь следует  понимать распоряжение субъектом этими  сведениями (продажа, обмен, применение их в других целях). Наказываются такие  деяния штрафом в размере до ста  двадцати тысяч рублей или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет  либо лишением свободы на срок до трех лет.17

Деяния, предусмотренные ст. 183 УК РФ, характеризуются наличием прямого  умысла у лица, их совершившего. Часть 3 ст. 183 предусматривает повышенную ответственность за деяния, указанные  в ч. 1 или ч. 2 этой же статьи, причинившие  крупный ущерб или совершенные  из корыстной заинтересованности. Крупный  ущерб - это наступление неблагоприятных  последствий имущественного плана (как в реальном исчислении, так  и в виде упущенной выгоды) для владельца охраняемой данной статьей УК информации ввиду ее утраты. Корыстная заинтересованность предполагает стремление виновного извлечь из своих действий материальную выгоду.  Наказываются такие деяния штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.18

Часть 4 рассматриваемой статьи конструирует состав данного преступления при  особо отягчающих обстоятельствах: если указанные деяния повлекли тяжкие последствия. Их определение (как и  размера крупного ущерба) - вопрос факта, и зависит от конкретных обстоятельств  дела. К таким последствиям (тяжким) может относиться, например, вынужденное  банкротство предпринимателя, заболевание  тяжким недугом владельца соответствующей  информации, разумеется, при установлении причинной связи между указанными действиями и последствиями. Наказываются такие деяния лишением свободы на срок до десяти лет.

С учетом конкретных обстоятельств  должностное лицо, виновное в утрате документов, составляющих налоговую  тайну, может быть привлечено к ответственности  по ст.293 УК РФ – «Халатность». Под  халатностью понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным  лицом своих обязанностей, повлекшее  причинение крупного ущерба. Такое  неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом налогового органа, органа внутренних дел или таможенного  органа, может повлечь за собой  выход документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, из владения соответствующего органа или лица, в том числе их уничтожение.19

Общие положения имущественной  ответственности налоговых органов  установлены ст.35, 103 НК РФ и ст.13 ФЗ «О налоговых органах». В соответствие с указанными статьями, убытки, причиненные  налогоплательщику или его имуществу  неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов или их должностных  лиц (в том числе предусмотренные  п.2,4 ст.102 НК РФ), подлежат возмещению в  полном объеме, включая упущенную  выгоду, за счет федерального бюджета (ст. 1069 ГК РФ). 20

Следует отметить, что в указанных  статьях речь идет лишь об имущественной  ответственности  обязанных лиц, однако многие авторы признают, что в случае нарушения режима налоговой тайны возмещению может подлежать и моральный вред, на основании ст.151, 1099-1101 ГК РФ. Такой вывод можно сделать из Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», согласно которому отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации морального вреда по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на его возмещение. Определяющим в вопросе компенсации морального вреда является согласно ст. 151 ГК РФ нарушение личных неимущественных прав и других нематериальных благ граждан, причинившее тяжкие нравственные и физические страдания. В случае разглашения информации о личной, семейной жизни гражданина, охраняемой в режиме налоговой тайной, подобное нарушение может возникнуть.

Ст.12 ФЗ «О налоговых органах» предусматривает  дисциплинарную ответственность должностных  лиц налоговых органов за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими  своих обязанностей. Это положение  сходно с составом преступления, предусмотренным  ст.293 УК РФ, о котором было сказано  выше, однако в отличие от халатности, такие действия не обязательно должны влечь за собой причинение крупного ущерба.

В литературе встречается мнение, что в отношении должностных  лиц, допустивших нарушение режима налоговой тайны, возможно применение мер административной ответственности. Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа. Однако подобная ответственность наступает только в тех случаях, когда за аналогичные действия не предусмотрена уголовная ответственность. Так как разглашение сведений является уголовно наказуемым деянием то о привлечении должностных лиц, виновных в разглашении сведений, составляющих налоговую тайну, к административной ответственности говорить нельзя. 21

 

  1. Значение института налоговой тайны

 

Правовое значение налоговой тайны  состоит в том, что она обеспечивает защиту прав и законных интересов  налогоплательщиков в отношении информации, отнесенной законодательством к налоговой тайне.

Данный правовой институт тесно  пересекается с институтом банковской тайны, что влечет за собой как  определенные плюсы для налогоплательщика  – так как финансовые учреждения не спешат расставаться с принадлежащей  им информацией, так и определенные минусы – законные основания у  налоговых органов для истребования определенной доли информации у банков все-таки есть.

В заключении также хотелось бы повторить  некоторые практические выводы:

  1. налогоплательщики имеют возможность затребовать информацию о добросовестности/недобросовестности контрагента у ИФНС;
  2. информация, составляющая налоговую тайну, может быть раскрыта достаточно широкому кругу  лиц, в том числе приставам-исполнителям и взыскателю, у которого есть исполнительный лист;
  3. требования налоговых органов о предоставлении информации, составляющей банковскую тайну, должны содержать все формальные реквизиты в соответствии с законодательством.22

 

  1. Налоговая тайна в системе мер защиты конфиденциальной экономической информации

 

Учитывая специфику интересующего  нас института налогового права, из всей совокупности охраняемой информации целесообразно выделить и проанализировать ту, которая по содержанию может быть отнесена к экономической. Ведь именно экономическая информация составляет основу информации, необходимой для налогообложения, т. е. налоговозначимой информации. Термин «экономическая информация» является достаточно широко употребимым, под ним подразумевается информация о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ. Важнейшими характеристиками и наименьшими смысловыми единицами экономической информации являются показатели и величины, представляющие собой количественные характеристики свойств отображаемых объектов2. Экономическая информация может быть общедоступной или конфиденциальной. Последняя защищается в режиме нескольких видов (разновидностей) тайн, включая государственную, служебную, коммерческую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, адвокатскую, налоговую тайны и тайну страхования. Эти тайны, принимая во внимание объединяющий их объект, можно рассматривать как смежные.23

В составе всей экономической  информации специалисты выделяют микроуровневую маркетинговую информационную систему, которая в свою очередь помимо прочего включает внутреннюю систему учета и отчетности, т.е. информацию о внутрифирменных информационных потоках, характеризующих объем, структуру и скорость товарного производства и обращения, издержках промышленных и торговых предприятий, потерях, валовых доходах, чистой прибыли и рентабельности. Полагаем, что именно эта информация составляет основу той, которая необходима для налогообложения, во всяком случае организаций.

Информация о работе Налоговая тайна