Налоговая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:01, контрольная работа

Описание

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

Содержание

Понятие налоговой тайны…………………………………………….стр. 3
Содержание налоговой тайны………………………………………...стр.3
Соотношение банковской и налоговой тайны……………………….стр. 6
Доступ к налоговой тайне …………………………………………….стр.7
Принцип налоговой публичности…………………………………….стр. 8
Ответственность за несоблюдение режима налоговой тайны………стр.9
Значение института налоговой тайны………………………………...стр.12
Налоговая тайна в системе мер защиты конфиденциальной
экономической информации………………………………………… стр. 13
Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники………………………………………………………………стр.16
Список используемой литературы…………………………………….стр.25

Работа состоит из  1 файл

налоговая тайна.docx

— 66.74 Кб (Скачать документ)

Основным источником налоговозначимой информации является сам налогоплательщик (плательщик сборов), которого законодательство о налогах сборах обязывает к ее предоставлению. Согласно подп. 4, 5, 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:

- представлять в налоговый  орган по месту учета в установленном  порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

- представлять налоговым  органам и их должностным лицам  в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

- предоставлять налоговому  органу необходимую информацию  и документы в предусмотренных случаях и в порядке, установленном Кодексом.

Помимо этого, в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели  обязаны письменно сообщать в  налоговый орган по месту учета:

- об открытии или закрытии  счетов - в 10-дневный срок;

- обо всех случаях участия  в российских и иностранных  организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;30

- обо всех обособленных  подразделениях, созданных на территории  Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

- об объявлении несостоятельности  (банкротстве), о ликвидации или  реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

- об изменении своего  места нахождения или места  жительства - в срок не позднее  10 дней с момента такого изменения.

Первую информацию о налогоплательщике  налоговые органы получают, как правило, при его постановке на учет. Ведь при подаче заявления о постановке на налоговый учет организация одновременно с ним представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством ее создание. Индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства. При постановке же на учет физических лицах в состав сведений о налогоплательщике включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство.31

Налоговый орган обязан осуществить  постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и  в тот же срок выдать соответствующее свидетельство. Согласно п. 9 ст. 84 НК РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено НК РФ.32

Основной объем налоговозначимой информации поступает в налоговые  органы посредством представления налогоплательщиками налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.

Налоговые агенты обязаны  сообщать письменно в налоговый  орган по месту своего учета о  невозможности удержать налог у  налогоплательщика и о сумме  задолженности налогоплательщика в течение одного месяца. Кроме того, они должны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Информацию, необходимую  для постановки налогоплательщиков на учет, налоговые органы получают от органов регистрации. Согласно ст. 85 НК РФ к ним относятся органы, которые осуществляют регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей; органы, лицензирующие частнопрактикующих нотариусов, детективов и охранников; органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства; органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества; органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения; органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и частнопрактикующие нотариусы; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами.

Эти органы обязаны сообщать в налоговый орган по месту  своего нахождения:33

- о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях - в течение 10 дней  после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации;

- о физических лицах,  которые зарегистрировались или  прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, - в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия;

- о физических лицах,  которым выданы лицензии, свидетельства  или иные подобные документы частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы, - в течение 10 дней;

- о фактах регистрации  либо о фактах рождения и  смерти физических лиц - в течение  10 дней после регистрации указанных  лиц или фактов;

- о расположенном на  подведомственной им территории  недвижимом имуществе или о  транспортных средствах, зарегистрированных  в этих органах, и их владельцах - в течение 10 дней после регистрации имущества;

- о предоставлении прав  на пользование природными ресурсами  - в течение 10 дней после регистрации  (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя;

- об установлении опеки  над физическими лицами, признанными  судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом и дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, - не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения;

- о нотариальном удостоверении  права на наследство и договоров  дарения - не позднее пяти дней  со дня соответствующего нотариального  удостоверения.

Банки также располагают различной информацией о своих клиентах. Эта информация используется для целей учета налогоплательщиков и для налогового контроля. Согласно ст. 86 НК РФ банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Счета (счет) в данном случае - это расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 11 НК РФ).34

Значительный объем налоговозначимой информации налоговые органы, таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов собирают в процессе проведения действий по осуществлению налогового контроля. В этой связи отмечается, что в целях получения дополнительной информации и сбора доказательств должностные лица налоговых органов могут провести в ходе проверки такие процессуальные действия (действия по осуществлению налогового контроля), как осмотр (обследование) территорий, помещений, предметов и документов, инвентаризация, истребование документов, выемка документов и предметов, допрос свидетелей и экспертиза. Полученная в результате проведения указанных действий информация включает в себя самые различные сведения о налогоплательщиках, в том числе и те, которые не имеют отношения к налогообложению, например о личной жизни физических лиц. Информация же, необходимая для налогового контроля, находит свое отражение в протоколах налогово-процессуальных действий и актах проверок.35

Налоговозначимая информация, как уже отмечалось, может быть получена и в процессе проведения таможенными органами и органами федеральной службы по экономическим  и налоговым преступлениям оперативно-розыскных  мероприятий, дознания и следствия. Эти органы выполняют функции  по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. В связи с этим им приходится осуществлять сбор соответствующей информации, которая составляет их служебную тайну. Так, например, сотрудники ФСЭНП обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну сведений о вкладах физических лиц и другую информацию, полученную ими при исполнении служебных обязанностей.

Наконец, налоговозначимая информация может быть передана налоговым  органам и органам ФСЭНП другими  контролирующими и правоохранительными  органами в порядке информационного обмена, в том числе международного. В настоящее время Российская Федерация имеет договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с целым рядом государств мира. Эти международные акты предусматривают взаимодействие правоохранительных органов, прежде всего в деле борьбы с так называемыми общеуголовными преступлениями. Кроме того, с участием Российской Федерации заключен ряд двухсторонних международных соглашений, которые непосредственно направлены на достижение сотрудничества в деле выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений. В данном случае имеются в виду соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы (по вопросам) за соблюдение налогового законодательства, которые позволяют добиться взаимодействия между российскими налоговыми органами, органами ФСЭНП и соответствующими органами иностранных государств в деле предотвращения уклонения от уплаты налогов. Все эти соглашения предусматривают различные формы информационного обмена между правоохранительными и контролирующими органами стран-участников. Соответствующие вопросы будут рассмотрены нами отдельно в гл. 2.

Принимая во внимание указанные  источники, можно сделать вывод  о том, что в режиме налоговой  тайны защищается информация о налогоплательщиках и плательщиках сборов, предоставляемая ими самими, налоговыми агентами, органами регистрации и банками налоговым органам, таможенным органам, органам государственных внебюджетных фондов и органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Кроме того, к ней относится информация, получаемая этими органами в процессе осуществления налогового контроля, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности и составляющая их профессиональную тайну, а также передаваемая им в рамках информационного обмена, в том числе международного, контролирующими и правоохранительными органами других стран.36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Налоговый кодекс РФ
  2. АПК РФ
  3. ГПК РФ
  4. УК РФ
  5. Лекции по дисциплине «Налоговое право». Составитель: ст. преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин А.В.Семенова. Москва 2008г.
  6. «Налоговое право России» Учебник для вузов. Ответственный редактор- доктор юридических наук, профессор Ю. А. Крохина. 2-е издание, переработанное Издательство НОРМА Москва, 2004.
  7. Петрова Г.В. «Налоговое право», М.,1999 г.
  8. Петрова Г.В. «Ответственность за нарушение налогового законодательства», М., 1995 г.
  9. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая (постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2005.

 

 

 

 

 

1 «Налоговое право России» Учебник для вузов. Ответственный редактор- доктор юридических наук, профессор Ю. А. Крохина. 2-е издание, переработанное Издательство НОРМА Москва, 2004.

2 «Налоговое право России» Учебник для вузов. Ответственный редактор- доктор юридических наук, профессор Ю. А. Крохина. 2-е издание, переработанное Издательство НОРМА Москва, 2004.

3  Налоговый кодекс РФ

4 «Налоговое право России» Учебник для вузов. Ответственный редактор- доктор юридических наук, профессор Ю. А. Крохина. 2-е издание, переработанное Издательство НОРМА Москва, 2004.

5 Лекции по дисциплине «Налоговое право». Составитель: ст. преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин А.В.Семенова. Москва 2008г.

6  Налоговый кодекс РФ

7 «Налоговое право России» Учебник для вузов. Ответственный редактор- доктор юридических наук, профессор Ю. А. Крохина. 2-е издание, переработанное Издательство НОРМА Москва, 2004.

8 Налоговый кодекс РФ

9 «Налоговое право России» Учебник для вузов. Ответственный редактор- доктор юридических наук, профессор Ю. А. Крохина. 2-е издание, переработанное Издательство НОРМА Москва, 2004.

10  АПК РФ

11  ГПК РФ

12 «Налоговое право России» Учебник для вузов. Ответственный редактор- доктор юридических наук, профессор Ю. А. Крохина. 2-е издание, переработанное Издательство НОРМА Москва, 2004.

13 Лекции по дисциплине «Налоговое право». Составитель: ст. преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин А.В.Семенова. Москва 2008г.

14 Петрова Г.В. «Ответственность за нарушение налогового законодательства», М., 1995 г.

Информация о работе Налоговая тайна