Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:33, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение теоретических аспектов бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики в мировой экономической литературе.
2)Выяснить вопрос экономической эффективности бюджетно-налоговой политики и её измерение.
3)Рассмотреть кейнсианскую и монетаристскую концепции бюджетно-налоговой политики. 4)Рассмотреть и проанализировать формирование и реализацию бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
Введение
1.Цели и формы реализации бюджетно-налоговой политики
1.1 Сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики
1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики. Её измерение
2.Монетаризм и кейнсианство о механизме реализации и эффективности бюджетно-налоговой политики
2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция
2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция
3.Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.1Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.2Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси
Заключение
Список использованных источников
Белорусский национальный технический университет
Факультет технологий управления и гуманитаризации
Кафедра
«Экономика и право»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине: «Макроэкономика»
на
тему: «Налогово-бюджетная политика государства»
Исполнитель:
Руководитель:
Мотько Наталья Александровна.
Минск 2010
Содержание
Введение
1.Цели
и формы реализации бюджетно-
1.1 Сущность,
виды и формы бюджетно-
1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики. Её измерение
2.Монетаризм
и кейнсианство о механизме
реализации и эффективности
2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция
2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция
3.Особенности
формирования и реализации
3.1Основные
направления бюджетно-
3.2Особенности
фискальной политики в
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Стандартное определение фискальной политики обычно указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации государственных расходов и налогообложения для решения стратегических государственных задач. Более широкое определение лишь уточняет инструменты и цели, стоящие перед экономикой: меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве не инфляционного валового продукта. В отечественной экономической литературе часто используется несколько категорий для одного и того же понятия: фискальная политика, бюджетно-налоговая политика, налогово-бюджетная политика и др. Очевидно, что многообразие терминов происходит из-за отсутствия прямого синонима в русском языке при переводе с латыни или английского языка (fiscal - фискальный, финансовый). Понятие бюджетно-налоговой политики в экономической литературе тесно связано с бюджетно-налоговой системой, которая посредством неё создаётся, и рассматривается как составная часть экономической политики, проводимой государством в области государственных расходов и налогов. Используя ту или иную форму воздействия на экономику, государство и его институты выбирает методы, с помощью которых осуществляет регулирование.
Бюджетно-налоговая
(фискальная) политика может преследовать
тактические и стратегические цели,
в зависимости от того, какой период
она охватывает и какой эффект
(краткосрочный или
Используя
ту или иную форму воздействия
на экономику, государство его институтов
выбирает методы, с помощью которых
осуществляет регулирование. В данной
главе будет рассмотрена
Национальная фискальная политика должна базироваться на определённой государственной концепции налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и макроэкономические тенденции, и характеризоваться системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий экономической политики.
В настоящее время существует множество публикаций, имеющих отношение к фискальной политике государства. Так, проблемы бюджетной политики в системе госрегулирования рассматривали в разное время Дж. М. Кейнс, В.Леонтьев, А. Маршалл, П. Самуэльсон, Х. Хаузер, С. Фишер, Э. Прескотт. Вопросы эффективности бюджетной политики были приоритетными в работах В.Г. Панскова, С.Ю. Глазьева, В. Л. Перламутрова. Отдельные аспекты налоговой политики и бюджетно-налогового регулирования изложены в работах таких белорусских ученых, как Г.А. Шмарловская, И.В. Новикова, Е.Ф. Киреева, Е.Г. Каштанова.
Целью нашей работы является
изучение теоретических
Задачи:
1)Рассмотреть
сущность, виды и формы бюджетно-
2)Выяснить
вопрос экономической
3)Рассмотреть кейнсианскую и монетаристскую концепции бюджетно-налоговой политики. 4)Рассмотреть и проанализировать формирование и реализацию бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
1. Цели и формы реализации бюджетно-налоговой политики
1.1
Сущность и виды
бюджетно-налоговой
политики
Фискальная,
или бюджетно-налоговая, политика –
это совокупность средств и мероприятий
государства, направленных на изменение
порядка государственных
Основными
инструментами налогово-
Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое, манипулируя налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного предложения, реальный объём национального продукта, уровня занятости, инфляции и цен.
Независимо
от решений правительства
В период спада растет безработица и автоматически увеличиваются расходы бюджета на выплату социальных пособий, следовательно, растут доходы населения и совокупный спрос. В период подъема экономики складывается противоположная ситуация. Правительства проводят дискреционную, так называемую стабилизационную, фискальную политику, которая в зависимости от фазы экономического цикла может быть сдерживающей или стимулирующей (дефицитной). Сдерживающая фискальная политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика осуществляется в период спада производства при значительном уровне безработицы посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание снижения чистых налогов с увеличением государственных расходов. Воздействие налогов и госрасходов на экономический рост. Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.
Мультипликатор государственных расходов (МРг), равный отношению
(где
МРС - предельная склонность к
потреблению), показывает приращение
ВНП в результате роста
Мультипликатор чистых налогов
(МРн) – это отношение величины смещения
совокупного спроса к величине заданного
изменения реальных чистых налогов. Его
абсолютная величина определяется по
формуле:
Налоги
по сравнению с государственными
расходами в меньшей степени
воздействуют на изменение национального
продукта. Налоговый мультипликатор
меньше мультипликатора
MPH=MMP* ММР=
(3)
Модели стабилизационной
Выбор
правительства форм и методов
осуществления стабилизационной фискальной
политики зависит и от используемой
концептуальной модели государственного
регулирования. В теории и практике
государств с рыночной системой выделяют
две такие модели - неокейнсианская
и неоклассическая. Дж. Кейнс особое значение
придавал недискреционной бюджетно-налоговой
политике, которая, по его мнению, способна
амортизировать кризис. Встроенная стабильность
возникает вследствие наличия функциональной
зависимости между налогами и национальным
доходом. Так, величина собираемого чистого
налога варьируется пропорционально величине
чистого национального продукта (ЧНП),
следовательно по мере изменений уровня
ЧНП возможны автоматические колебания
(увеличение или уменьшение) размеров
налоговых поступлений и возникающих
бюджетных дефицитов и излишков. (рис.1)
Рисунок 1. Встроенная стабильность: T – налоговые поступления; G- государственные расходы.
Как показано на рисунке 1, размер
автоматически возникающих