Налогово-бюджетная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:33, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является изучение теоретических аспектов бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь.
Задачи:
1)Рассмотреть сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики в мировой экономической литературе.
2)Выяснить вопрос экономической эффективности бюджетно-налоговой политики и её измерение.
3)Рассмотреть кейнсианскую и монетаристскую концепции бюджетно-налоговой политики. 4)Рассмотреть и проанализировать формирование и реализацию бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение
1.Цели и формы реализации бюджетно-налоговой политики
1.1 Сущность, виды и формы бюджетно-налоговой политики
1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики. Её измерение
2.Монетаризм и кейнсианство о механизме реализации и эффективности бюджетно-налоговой политики
2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция
2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция
3.Особенности формирования и реализации бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.1Основные направления бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь
3.2Особенности фискальной политики в условиях современной Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 62.21 Кб (Скачать документ)

     В спорах и дискуссиях экономистов  возникали самые различные трактовки  причин инфляции и стагфляции. Многие по-прежнему считали, что надо регулировать спрос, но расходились относительно того, как это делать. Меры, направляемые на текущий ремонт хозяйственного механизма, игнорировали задачи долгосрочной политики.

     Среди экономистов стал популярен лозунг «Назад к Смиту», что означало отказ  от методов активного государственного вмешательства и регулирования, поспешную разработку новой доктрины. Следует заметить, что с моненатаристскими концепциями сторонники этого направления и их признанный глава Милтон Фридмен выступали еще в 50-х гг., но тогда из предложения и выводы особой популярностью не пользовались. Они были востребованы позже, когда на повестку дня выдвинулись новые проблемы. Чтобы представить концепцию Фридмена, выделим исходные положения, в той или иной мере разделяемые его сторонниками.

     1.Признание  устойчивости денежного хозяйства.  Рыночная экономика, по мнению  монетаристов, сама в силу внутренних тенденций и условий стремится к стабильности, к саморегулированию. Система рыночной конкуренции обеспечивает высокую стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия.

     Постулат  об устойчивости частного, рыночного  хозяйства направлен против утверждения  Кейнса о необходимости государственного вмешательства, которое, дескать, нарушает естественный процесс.

     2. Приоритетность денежных факторов. Среди различных инструментов, воздействующих  на экономику, предпочтение предлагается  отдать денежным инструментам. Именно  они (а не административные, не  ценовые инструменты, не налоговая  система) способны наилучшим образом  обеспечить экономическую стабильность  как главную цель регулирования. Кейнс оценивал бюджетную политику как инструмент, достаточно точный, быстрый и предсказуемый по результатам. В отличие от него Фридмен характеризует подобным образом денежно-кредитную политику.Он исходит из того, что между движением денег (темпами роста денежной массы) и динамикой валового национального продукта существует достаточно тесная корреляционная связь. Ускорение или замедление темпов роста денежной

     массы сказывается на совокупном денежном обороте, а значит, на развитии деловой  активности, циклических колебаниях производства.

     3.Регулирование  должно ориентироваться не на  текущие, а на долгосрочные  задачи. Последствия колебаний денежной  массы сказываются на основных  экономических параметрах не  сразу, а с некоторым разрывом  во времени. Временной разрыв  составляет обычно несколько  месяцев. Он неодинаков по странам,  зависит от состояния конъюнктуры,  других факторов.

     Монетаристская  концепция опирается на количественную теорию денег, хотя ее интерпретация  несколько отличается от традиционной.

     Исходные  положения монетаристской теории –  устойчивость рыночного механизма, его способность к саморегулированию; при этом имеется в виду наличие  в обществе определенных условий. Оптимизация  структуры богатства предполагает, что средний класс обладает основными  факторами богатства и может  выбирать, что полезнее для максимизации доходов. Необходимы предпосылки для  свободного вложения ресурсов и перемещения  активов; совокупный спрос на деньги должен стабилизироваться.

     Денежная  политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Рост денежного  предложения (процент прироста денег) должен быть таким, чтобы обеспечивалась стабильность цен. Фридмен исходит из того, что маневрировать с различными показателями прироста денег весьма сложно.

          Монетаристская концепция и монетаристские  рецепты отличаются от кейнсианских, а иногда и противоречат им. Вместе с тем было бы неправильно проводить резкую грань между этими двумя подходами к проблеме экономического регулирования. Обе теории построены применительно к условиям, прежде всего, рыночной экономики. В известной мере они взаимодополняют друг друга, составляя теорию определения общего дохода, Фридмен – зависимость доходов от денег. Вместе с тем между подходами

Кейнса и Фридмена имеются немалые различия. В самом общем, схематическом виде они представлены в таблице 2

Кейнс Фридмен
Необходимо вмешательство

государства

Рынок способен к саморегулированию
Занятость зависит от совокупного спроса Экономика сама установит уровень производства и занятости
Денежная  масса нейтральна к производству Денежная масса  – причина роста цен и изменения  конъюнктуры
Главная проблема - безработица Главная проблема - инфляция
Нужна гибкая денежная политика Необходима  стабильная денежная политика
Бюджетный дефицит – способ стимулирования спроса Дефицит бюджета  – причина инфляции
Кейнсианство  – теория экономического роста Монетаризм  – теория экономического равновесия

Таблица 2. Основные постулаты концепций  монетаристской и кейнсианской школ 

     Следует иметь ввиду, что концепция Фридмена представляет собой не только теорию монетарного режима и монетарной политики для стабильной экономики с невысоким темпом инфляции. По сути, она содержит и другую часть (или раздел), включающую систему мер для экономики переходного периода. Для решения задач переходного характера предусматриваются иные эффекты, стимулы и меры, другой монетарный режим. Предусматривается отказ от регулирующей роли государства и его участия в создании денег. Предлагается система мероприятий для перехода к свободным ценам. Делается упор на проведение приватизации и всемерное расширение частного сектора.

     В теории монетаризма, как и в других портфельных теориях, большое значение придается тому влиянию, которое  оказывают на экономику решения  экономических субъектов по оптимизации  портфелей своих активов. Отличие  монетаристского подхода от кейнсианского заключатся не в количественном увеличении элементов портфеля активов с двух до пяти, а том, что в монетаристском портфеле представлен весь сектор имущества: не только финансовые активы, но и реальный капитал, реальные блага, факторы производства (человеческий капитал).

3.Особенности  формирования и  реализации и бюджетно-налоговой  политики в Республике  Беларусь 

     3.1 Основные направления  бюджетно-налоговой  политики в Республике  Беларусь  

     Основные  положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы

     Бюджетно-налоговая  политика в предстоящем пятилетии  будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки  экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

     В области налоговой политики в 2006—2010 гг. продолжена налоговая реформа, которая  обеспечивала закрепление сложившихся  положительных тенденций в области  налогообложения и повышение  эффективности налоговой системы  в целом, ориентацию ее на экономическое  развитие и дальнейшее наращивание  конкурентоспособности национальной экономики. Одним из важнейших направлений  налоговой реформы стал упрощение  налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. В целях совершенствования налоговой системы реализованы следующие мероприятия:

     — улучшение налоговой структуры  за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых  налоговых льгот, расширения налоговой  базы каждого из установленных налогов  и сборов;

     — снижение нагрузки на фонд заработной платы;

     — оптимизация ставок и совершенствования  механизма уплаты страховых взносов  в фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный  фонд содействия занятости;

     — повышение стимулирующей роли таможенной политики;

     — выравнивание условий налогообложения  для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых  ставок;

     — совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и  для плательщиков;

     — оптимизация соотношения республиканских  и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности  местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов  и экологических платежей. При  сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006— 2010 гг. будет направлена на:

     — создание условий для полного  и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;

     — обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых  систем финансовой поддержки регионов;

     — принятие мер по совершенствованию  процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.

     Важным  рычагом фискальной политики становится налоговая система. С ее помощью  Республика Беларусь ставит цель обеспечения  выравнивания доходов, социальной защиты малоимущего населения, стимулирования частного бизнеса и достижения высоких  темпов экономического роста. Радикальному изменению налоговая система  Республики Беларусь подвергалась в 1992 и 1998—1999 гг. Однако этого оказалось  недостаточно для достижения высоких  и устойчивых темпов экономического роста. Понадобились срочное реформирование налоговой системы Республики Беларусь и разработка Налогового кодекса. Его  разработка велась в двух вариантах  в 1995—1996 гг. Тем не менее пока действующая белорусская система налогообложения построена на лидирующей роли фискальной функции. Об этом свидетельствует высокий удельный вес косвенных налогов в доходах бюджета, которые не оказывают стабилизационного влияния на динамику БВП. Прямые налоги являются автоматическими стабилизаторами экономики, гибче реагируют на проведение того или иного типа фискальной политики. Такая теоретическая посылка является одной из причин стратегии в Республике Беларусь, направленной на постепенное перемещение налогового бремени на доходы физических лиц, что является одним из путей обеспечения преобладания прямых налогов (они частично пропорциональны). Основные направления дальнейшей реформы налогово-бюджетной политики в Республике Беларусь учитывают стратегические цели национальной экономики: ускорение темпов экономической динамики, развитие социальной инфраструктуры и системы социальной защиты населения, торможение инфляционных процессов, развитие наукоемких производств, повышение инвестиционной активности, развитие экспорта. 

3.2 Особенности фискальной  политики в условиях  современной Беларуси

         Общие задачи становления. В трансформационный период в бюджетно-налоговой сфере необходимо: 1) выработать принципы новой фискальной политики, соответствующей задачам развития переходной экономики; 2) сформировать новую бюджетно-налоговую систему, которая бы соответствовала становлению экономической системе рыночного типа;             3) освоить технологию современной бюджетно-налоговой политики. О том, как в условиях современной Беларуси выглядят бюджетная и налоговая системы, какие существуют неотложные задачи по ее дальнейшему совершенствованию, речь шла выше.

     Фискальная  политика призвана оказывать позитивное воз действие на темпы экономического роста, способствовать преодолению  официальной и скрытой безработицы, сокращению «теневого сектора» национальной экономики, не допускать чрезмерного  возрастания государственного долга  и дефицита бюджета, повышать эффективность  государственных расходов и на приемлемом уровне сдерживать инфляцию.

     Оценка  структуры доходов бюджета.

     В последние годы удельный вес доходов  консолидированного бюджета в ВВП  сложился на уровне 42—45%. В переходный период реструктуризация доходной части  бюджета обнаруживается в том, что  изменяется соотношение налоговых  и неналоговых поступлений в  пользу налогов, т.е. основная масса  доходов бюджета формируется  за счет налоговых поступлений (90-94%). В итоге налоговая нагрузка на общенациональном уровне колеблется в  пределах 38—40% от ВВП.

       Налоговая политика в 2006 - 2015 годах  будет формироваться, исходя из  необходимости существенного упрощения  налоговой системы, поэтапного  снижения налоговой нагрузки, качественного  улучшения налогового администрирования,  повышения рациональности, прозрачности, справедливости и стабильности  налоговой системы. Реализация  бюджетной политики в 2006 - 2015 годах  будет осуществляться путем оптимизации  государственных обязательств, повышения  эффективности и результативности  бюджетных расходов на основе  совершенствования форм и процедур  их финансирования, снижения рисков, связанных с условными обязательствами  бюджетов. Предусматривается обеспечить  устойчивость бюджетной системы,  а также прозрачность процедур  планирования, исполнения и оценки  результатов бюджетных расходов. Повышение эффективности использования  бюджетных средств будет осуществляться  за счет перехода к программно-целевому  методу бюджетного планирования, обеспечивающему прямую взаимосвязь  выделяемых бюджетных ресурсов  с достижением конкретных результатов  деятельности государственных органов  и бюджетных организаций. Предусматривается  обеспечить переход к среднесрочному  бюджетному планированию с ежегодным  формированием по скользящему  принципу среднесрочной финансовой  программы Республики Беларусь, что станет основой для разработки  бюджетов республиканскими и  местными органами государственного  управления, достижения прозрачности  и ясности при планировании  бюджетных расходов в пределах  имеющихся ресурсов. Будет завершена работа по приведению бюджетной классификации Республики Беларусь в соответствие с международными стандартами статистики государственных финансов, что позволит получать необходимые для анализа бюджетно-налогового сектора данные, сопоставимые со статистикой других секторов экономики, и осуществлять сопоставление итогов социально-экономического развития республики с показателями других стран.

Информация о работе Налогово-бюджетная политика государства