Налоговое бремя населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:19, реферат

Описание

Одна из самых острых проблем экономики России - нехватка финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом.

Работа состоит из  1 файл

Налоговое бремя населения.doc

— 510.50 Кб (Скачать документ)

Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

Для каждого налога существует свой порядок уплаты.

Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.

2. Основные виды налогов, взимаемых с населения

2.1 Подоходный налог

      Подоходный налог с граждан – наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении  всего  исторического   развития   отечественной   и   зарубежной экономики. В 60-е годы в нашей  стране  была  предпринята  попытка  отменить этот налог, однако она не была реализована на практике.

      В налоговой системе РФ подоходный налог с  граждан  занимает  одно  из первых мест, его  удельный  вес  в  общей  сумме  налоговых  поступлений  РФ составлял в 1994 г. 13%, что на 1,4% больше, чем в 1993 г.  В  1994  г.  вся сумма подоходного налога с граждан зачислялась в бюджеты территорий, с  1995 года 10% поступлений этого налога централизуется в  республиканском  бюджете РФ. В 1977 г. суммы данного налога поступают в  распоряжение  субъектов  РФ.

Эти  средства   предназначены   для   финансирования   содержания   объектов социальной сферы, жилищного фонда, переданных в 1994 г.  в  ведение  органов самоуправления.

     Переход к рыночной экономике  создает  предпосылки  для  роста  личных доходов  граждан.  В  этих   условиях   должно   применяться   прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков  граждан  изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые  для  проведения социальных программ. Делает это  государство,  главным  образом,  с  помощью подоходного налога с физических лиц.

Основным нормативным актом, регулирующим взимание подоходного налога с физических лиц  является  Закон  РФ  от  7  декабря  1991  г.  N  1998-1  "О подоходном  налоге  с  физических  лиц".  В  соответствии  с  этим   законом плательщиками подоходного налога являются физические лица как  имеющие,  так и не  имеющие  постоянного  местожительства в  Российской   Федерации.   К указанным  физическим  лицам  относятся   граждане   Российской   Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.  К  физическим  лицам,  имеющим постоянное  местожительство  в   Российской  Федерации,   относятся   лица, проживающие в Российской Федерации в общей сложности не  менее  183  дней  в календарном году.

Объектом налогообложения у физических лиц является  совокупный  доход, полученный  в  календарном  году:  у  физических  лиц,  имеющих   постоянное местожительство в Российской Федерации,  -  от  источников  в  РФ  и  за  ее пределами; у  физических  лиц,  не  имеющих  постоянного  местожительства  в Российской Федерации, - от источников в РФ.

При налогообложении учитывается совокупный  доход,  полученный  как  в денежной (национальной или иностранной валюте),  так  и  натуральной  форме.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются  в  составе  совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при  их  отсутствии

- по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.

Доходы,  полученные  за  пределами  Российской  Федерации  физическими лицами,  имеющими  постоянное  местожительство   в   Российской   Федерации, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации.

Физические лица, подлежащие налогообложению, обязаны:

- вести учет полученных ими в  течение календарного  года  доходов  и произведенных расходов, связанных с извлечением доходов;

- представлять в предусмотренных настоящим Законом  случаях  налоговым органам декларации о доходах и расходах  по  форме,  устанавливаемой

Государственной  налоговой  службой  Российской  Федерации, другие         необходимые  документы  и  сведения,  подтверждающие   достоверность         указанных в декларации данных;

- предъявлять  предприятиям,  учреждениям,  организациям  и  налоговым органам документы, подтверждающие право на вычеты из дохода;

- своевременно и в полном размере вносить  в  бюджет  причитающиеся  к уплате суммы налога;

- выполнять  другие  обязанности,  предусмотренные   законодательными актами.

Ставки подоходного налога постоянно меняются. Это связано с изменением экономической ситуации в стране. Своевременно не удержанные,  удержанные  не полностью или не  перечисленные  в  соответствующий  бюджет  суммы  налогов, подлежащие взысканию у источника выплаты, взыскиваются налоговым  органом  с предприятий,  учреждений  и  организаций,  выплачивающих  доходы  физическим лицам, в бесспорном порядке с наложением штрафа в размере  10  процентов  от сумм,  подлежащих  взысканию.  За   другие   нарушения   настоящего   Закона юридические  и  физические  лица  несут  ответственность  в  порядке  и   на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

2.2 Налоги на имущество

В налоговой системе страны  после  длительного  перерыва  восстановлен налог с наследств, которым  с  1  января  1992  года  облагается  имущество, переходящее гражданам в порядке наследования или  дарения.  Взимание  этого налога  отражает  изменение  экономических  условий  жизни   граждан   и   в определенной мере - линию его поведения. Забота  о  последующих  поколениях, наследующих  не  только  накопленное  имущество,  но   и   среду   обитания, становится одним из  важнейших  жизненных  принципов  трудовой  деятельности человека. Этот налог является федеральным и регулируется Законом  РФ  от  12 декабря 1991 г. N 2020-1 "О  налоге  с  имущества,  переходящего  в  порядке наследования или дарения".

Плательщиками  данного  налога  в  соответствии  с  настоящим  Законом являются физические лица, которые  принимают имущество,  переходящее  в  их собственность в порядке наследования или дарения.

Объектами налогообложения в соответствии с настоящим Законом  являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики  в  садоводческих  товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки,  катера,  яхты,  другие  транспортные средства, предметы антиквариата  и  искусства,  ювелирные  изделия,  бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и  лом  таких  изделий, пае накопления  в   жилищно-строительных,   гаражно-строительных   и   дачно-строительных кооперативах,  суммы,  находящиеся  во  вкладах  в  учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных  приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных  и  земельных  долей  (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Наследственное имущество и имущество, перешедшее  в  порядке  дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты  им налога, что подтверждается справкой налогового органа.

Подоходное обложение физических лиц дополняется  взиманием  налога  на имущество,  который  в  условиях  перехода  к  рынку  выполняет  не   только фискальную  роль,  но  и  служит  своеобразным   психологическим   фактором, влияющим на поведение плательщика, сознающего себя собственником.  Налог  на имущество  позволяет  мобилизовать  в  распоряжение   государства   денежные средства наиболее состоятельных граждан. Благоприятные тенденции в  развитии страны, ее экономический и  социальный  расцвет  впрямую  зависят  от  того, насколько быстро  состоятельные  владельцы  имущества  станут  преобладающей частью российского общества. Но налог на имущество уже относится  к  местным налогам. Его правовая база - Закон РФ от 9  декабря  1991  г.  N  2003-1  "О налогах на имущество физических лиц."

Плательщиками налогов на имущество являются физические лица, имеющие в собственности объекты, определяемые настоящим Законом.

Объектами  обложения  налогами  в  соответствии  с  настоящим  Законом являются находящиеся в собственности физических лиц  жилые  дома,  квартиры, дачи, гаражи и иные строения,  помещения  и  сооружения,  а  также  моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные  средства,  за  исключением автомобилей,  мотоциклов  и  других  самоходных  машин   и   механизмов   на пневмоходу.

Налог на строения, помещения и  сооружения  уплачивается  ежегодно  по ставке, устанавливаемой органами законодательной  (представительной)  власти субъектов Российской Федерации в размере, не превышающем 0,1 процента от  их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая  не  определялась,  - от  стоимости  этих  строений,  помещений  и  сооружений,  определяемой   по обязательному страхованию.

2.3 Регистрационный сбор

Существует множество местных налогов и сборов,  отметим  некоторые  из них. Сейчас, при переходе к рынку,  все  больше  людей  начинают  заниматься предпринимательской деятельностью. В связи с этим  приобретает  все  большее значение   регистрационный   сбор   с   физических    лиц,    осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Регистрационный сбор уплачивают физические  лица,  изъявившие  желание заниматься     предпринимательской     деятельностью,     не     запрещенной законодательными   актами,   без   образования   юридического    лица,    за государственную регистрацию их в качестве  предпринимателей.  Ставки  налога устанавливаются  местными  органами   государственной   власти.   При   этом предельный размер ставки сбора не должен  превышать  установленного  законом размера  минимальной  месячной  оплаты  труда.  Сумма  сбора  зачисляется  в соответствующий    бюджет    по    месту    регистрации     предпринимателя.

Государственная регистрация физических лиц,  изъявивших  желание  заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей администрацией по месту постоянного жительства.

Отказ в  регистрации  может  быть  вынесен  только  в  случаях,  когда физическое   лицо   изъявило   желание   заниматься   запрещенной    законом деятельностью, а также в других  случаях,  предусмотренных  законодательными актами России.

3. Новое в налогах с граждан России

3.1.Оптимизация налогового бремени

Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

Основные направления применения налогового бремени состоят в следующем:

данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики.

исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решений хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределении инвестиций.

показатель налогового бремени необходим для анализа влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства.

показатель налогового бремени используется в качестве индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов.

Исчисление налогового бремени осуществляется на двух уровнях: макроуровне и микроуровне [3, 4, 6, 7].

Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или налоговой нагрузки на экономику. Здесь же оценивается распределение налогового бремени между группами однородных предприятий, т.е. отраслями производства, и налоговая нагрузка всей страны. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия, а так же исчесления налоговой нагрузки на работника.

Налоговое бремя на экономику, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному валовому внутреннему продукту. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределённой с помощью налогов.

Налоговое бремя на население мировая практика оценивает также на микроуровне и на макроуровне: с одной стороны, как уровень налогообложения отдельного работника, а с другой – как уровень налогообложения населения в целом. Налоговое бремя на население в целом представляет собой отношение всех уплаченных налогов на душу населения к среднедушевому доходу населения страны, включая денежную оценку полученных им материальных благ.

Информация о работе Налоговое бремя населения