Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение темы «Налогового бремени»
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность, принципы и показатель налогового бремени;
- изучить современные методики оптимизации налогообложения – снижения налогового бремени;
- выявить проблемы анализа и оценки налогового бремени в современных условиях;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Характеристика налогового бремени………………………………....6
1.1 Понятие налогового бремени……………………………………………….6
1.2 Уровни классификации налогового бремени……………………………...7
1.3 Основные принципы минимизации налогового бремени………………8
Глава II. Современное состояние налогового бремени и оптимизация налоговых платежей ……………………………………………………..…….13
2.1 Современные методики оптимизации налогового бремени……………..13
2.2 Проблемы анализа и оценки налогового бремени в современных
условиях………………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………………28
Таким образом, методы оптимизации налогов подразделяются на законные и незаконные. В процессе оптимизации налогообложения предприятия должны использовать только законные методы, которые отвечают принципам естественности, индивидуальности, соотнесения эффекта и затрат, динамичности, юридической чистоты, конфиденциальности, контроля, сочетания формы и содержания, нейтралитета, диверсификации и комплексного подхода.
Также,
в целях минимизации
Основным
методом оптимизации
Следует
также понимать, что схема оптимизации
налогообложения не может быть универсальной.
Она является всего лишь шаблоном,
идеей, а разработка готового плана
оптимизации может
Результатом
оптимизации налогообложения
Любая
оптимизация налогообложения
Оптимизация
– это использование законных
способов, а уклонение – преступление.
Чтобы не преступить тонкую грань, необходимо
учитывать следующие
Таблица 1.Ррекомендации по оптимизации налогообложения
1 | Нельзя применять
схемы оптимизации |
2 | Нельзя подходить к налоговым схемам по принципу «все так делают» или «всегда так делали». Законодательство развивается, появляются новые нормы, разъяснения, постановления, и то, что раньше было допустимо, сегодня может серьезно испортить жизнь. |
3 | Нельзя доверять принятие основополагающих решений при налоговом планировании неспециалистам. |
4 | Нельзя считать, что ваш главный бухгалтер является налоговым юристом. |
5 | Нельзя думать,
что налоговый юрист вам |
6 | Нельзя откладывать продумывание налоговых последствий на потом и решать проблемы по мере их поступления. |
7 | Нельзя терять контроль за действиями, производимыми на предприятии в направлении оптимизации налогообложения. Встречаются ошибки, когда, поставив экономические задачи, руководитель «отключается» от того, как эти задачи реализуются на практике, и контролирует только финансовый результат. |
8 | Нельзя санкционировать
меры, направленные на существенное уменьшение
размера налоговых |
9 | Нельзя настаивать на том, чтобы бухгалтерия выполняла указания по «оптимизации налогов», не объясняя того, какими способами предполагается эти указания выполнять. |
10 | Нельзя откладывать оформление документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций, «в долгий ящик». |
11 | Нельзя при снижении налогового бремени игнорировать принцип обратной зависимости: чем меньше налоговая нагрузка на компанию, тем выше риски и трудоемкость по ее обоснованию. А ведь спросить могут в любой момент. |
12 | И наконец, самое главное: ни в коем случае нельзя нарушать законодательство Российской Федерации! |
2.2
Состояние проблемы анализа и оценки налогового
бремени в современных условиях
В
условиях современной экономической
действительности, когда конкуренция
за привлечение свободных
Капитал
в первую очередь направляется в
зоны высокой прибыльности, потому
привлекательные «зоны» вынуждены
конкурировать за привлечение инвестиций.
В этой борьбе немаловажная роль принадлежит
действующей в регионе
Закономерен вопрос: как рассчитать налоговое бремя.14 В настоящее время отсутствует единый подход к методике оценки налогового бремени. Основные рекомендации ученых относительно его расчета можно классифицировать по следующим признакам15:
1) определение перечня налогов для использования в расчетах;
2)
определение интегрального
3)
создание универсальной
Исходя из состояния проблемы оценки налогового бремени, предложим следующее виденье вопроса в отношении некоторых дискуссионных вопросов. Это позволит сформулировать обобщенный подход к разработке универсальной методики.
При определении перечня налоговых платежей целесообразно учитывать только те налоги и сборы, которые предприятие уплачивает в связи с выполнением обязанностей налогоплательщика. Что же касается налогов, уплачиваемых в связи с выполнением обязанностей налогового агента, то они учитываться не будут. Например, сумма налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), перечисляемая предприятием за своих работников, не повлияет на тяжесть налогового бремени. Увеличение или уменьшение налоговой ставки НДФЛ, налоговых льгот и т.д. отразится на доходах самих работников, но не на финансовых результатах предприятия.
В
определенной степени данное обстоятельство
касается и использования в расчетах
НДС. Бремя косвенных налогов
реально ложится на конечного
потребителя, который приобретает
готовый к производительному
или индивидуальному
Универсальность
методики расчета налогового бремени
предполагает наличие интегрального
показателя, который бы не зависел
от специфики деятельности предприятия,
а его использование позволяло
бы иметь достоверную картину. Считается,
что выручка является основным показателем
объемов деятельности хозяйствующего
субъекта, но выступать в качестве
интегрального показателя она не
может. Это обусловлено структурой
показателя выручка, которая в развернутом
виде имеет вид16:
В
= З + ФОТ + А + Н + П (3),
где: В – выручка; З – материальные затраты на производство товаров (работ, услуг); ФОТ – фонд оплаты труда; А – амортизационные отчисления; Н – налоги; П – чистая прибыль.
Неприемлемость
выручки быть интегральным показателем
для оценки налогового бремени обусловлена
тем обстоятельством, что при
сопоставлении налоговой
При исключении из расчета суммы амортизационных отчислений получим результат, который обозначим как «вновь созданная стоимость». Величина такого показателя остается зависимой в первую очередь от трудоемкости производства. Для того, чтобы вновь созданная стоимость могла стать полноценным источником уплаты налогов, из нее необходимо исключить фонд оплаты труда работников.
Исключив
из выручки затраты, оказывающие
субъективное влияние на величину налогового
бремени (материальные затраты, амортизацию
и фонд оплаты труда), получим результат
в виде дополнительно полученных
денежных средств. Они подлежат распределению
в определенной пропорции между
бюджетом и хозяйственным субъектом
(на налоги и чистую прибыль), сумма
которых равна17:
Н
+ П (4).
Сумма
этих величин во многом зависит от
показателя рентабельности производства.
Но следует заметить, что в отличие
от остальных структурных
Многие
экономисты предлагают использовать чистую
прибыль в качестве базы для расчетов
налогового бремени. Это обусловлено
тем, что прибыль – единственный
показатель, реально отражающий эффективность
деятельности экономического субъекта.
Наиболее распространенной формулой для
расчета налогового бремени в
этом случае будет формула:
НБ
= Н/П*100 (5),
где: НБ – величина налогового бремени; Н –налоги; П – чистая прибыль.
Основные доводы ученых, выступающих против использования показателя прибыли, сводятся к следующему:
– прибыль предприятия не является единственным источником уплаты налогов;
– не каждое предприятия заинтересовано в максимизации прибыли и зачастую такой показатель умышленно занижается;
– полученный результат не отражает объективной ситуации, так как уплаченная сумма налогов может превысить сумму прибыли.
Прибыль не является единственным источником уплаты налогов и с этим положением следует согласиться. Однако сравнивать каждый налог с источником его уплаты нецелесообразно, так как это не позволит определить уровень налогового бремени в целом по всем налогам.
По поводу второго аргумента противников данного показателя необходимо заметить, что он был весьма актуален в недавнем прошлом, но вряд ли в дальнейшем будет выступать в этой роли. Можно с уверенность сказать, что российский бизнес вышел на новый этап своего развития. В связи с постепенными и весьма масштабными изменениями в российской экономике предпринимательство медленно, но верно выходит из тени. Крупный бизнес уже сейчас рассматривает показатель прибыли не как приманку для государства (в лице налоговых органов и др.), а как объективный показатель успешной деятельности.
2009 г. в России был признан годом IPO18. Эксперты утверждают, что такая тенденция продолжится и в 2009г. Российские предприятия размещают свои акции, как на отечественных, так и на зарубежных фондовых биржах. В результате бизнес будет стремиться к прозрачности и законности. Такая тенденция постепенно перейдет и на менее крупный бизнес, а результаты не заставят себя ждать.
Относительно третьего аргумента следует признать, что он весьма справедлив. Полученный результат трудно трактовать иначе, так как только он отражает пропорцию: во сколько раз сумма уплаченных налогов превышает величину полученной прибыли.
Если предположить, что будут отменены налоги, то предприятие получит прибыль, которая увеличится на сумму подлежащих уплате налогов, при этом знаменатель формулы (5) будет соответствовать формуле (4).
Формула
интегрального показателя налогового
бремени выражает долю потенциально
возможной прибыли, которую предприятие
отдает в бюджет. По существу представлена
мера, создаваемых налоговой системой
ограничений, по отвлечению собственных
средств на инвестирование. В идеале
на основании среднестатистических
данных по отрасли или по региону
инвестор должен иметь возможность
сравнить альтернативные возможности
направления свободных