Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:46, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что множественность установленных налогов и сборов, хотя и позволяет решать разнообразные государственные задачи и реализовывать различные функции, создает тенденцию увеличения расходов по их взиманию и условия уклонения от уплаты отдельных налогов. Актуальной проблемой в настоящий момент является создание эффективной системы планирования налоговых доходов. Пока такая система находится в стадии становления, и предстоит еще очень много сделать в теоретическом и прикладном аспектах, чтобы она была реализована на практике.
Введение. 3
1. Основы планирования налоговых поступлений в бюджетную систему страны 5
1.1. Налоговое прогнозирование, виды и методы налогового планирования на макроуровне 5
1.2. Методы оценки налогового потенциала регионов. 15
2. Практические аспекты по расчету поступлений налогов и сборов в 2012г. (прогноз)……………………………………………………………………………………...22
2.1. Группировка и анализ факторов, влияющих на организацию прогнозирования и планирования налоговых поступлений 22
2.2. Прогноз поступлений налогов в бюджет в 2012 г. 25
3. Совершенствование налогового прогнозирования и планирования в действующих условиях 30
3.1. Группировка и анализ факторов, влияющих на организацию планирования и прогнозирования налоговых поступлений 30
3.2. Проблема администрирования крупнейших налогоплательщиков и пути ее решения. 34
Список использованной литературы 40
Метод «налогового калькулятора» как один из методов детерминистического подхода построения прогнозов налоговых поступлений используется тогда, когда доступна база данных с индивидуальными налоговыми отчетами налогоплательщиков. Он особенно распространен при моделировании подоходного налога и налога на прибыль. При построении налоговых калькуляторов обычно используются модель типичного налогоплательщика и модель агрегирования. Применение модели типичного налогоплательщика предполагает, во-первых, поиск типичного представителя для каждой группировочной категории; во-вторых, на основе индивидуальной налоговой декларации расчет текущих налоговых обязательств. Эта модель позволяет рассматривать влияние изменений налогового законодательства на разные категории налогоплательщиков.
С помощью модели агрегирования можно при наличии базы индивидуальных налоговых отчетов за несколько лет, значений темпов экономического роста и дефлятора прогнозировать суммарные налоговые поступления. Применение этой модели предполагает, во-первых, разбивку налогоплательщиков на несколько групп, каждой из которых присваиваются определенные веса; во-вторых, расчет налоговых обязательств для каждого отдельного налогоплательщика; в-третьих, построение прогноза налоговых поступлений на следующий период на основании значений темпов экономического роста и расчета индивидуальных налоговых обязательств по группам налогоплательщиков. Модель агрегирования используется для прогнозирования налоговых поступлений казначейством США. На основании модели агрегирования казначейство США рассчитывает также средние значения предельных налоговых ставок для определения выравнивающего действия налоговой системы.
Прогнозы временных рядов
Суть прогнозирования
Наиболее часто используемой моделью с одной переменной, в частности, считается модель авторегрессии и скользящего среднего (ARMA)* .
Обычно для случая нормально распределенных данных оценки коэффициента модели ARMA осуществляются на основании метода максимального правдоподобия.
Следует отметить, что очень часто используют чисто авторегрессионые модели. Это правомерно постольку, поскольку модель ARMA может быть представлена в виде модели чистой авторегрессии (в общем случае с бесконечным числом переменных). Параметры для таких моделей предлагается оценивать методом наименьших квадратов, а максимальный порядок лагов с помощью критерия Шварца. В условиях макроэкономической стабильности, как правило, авторегрессионые процессы и процессы скользящего среднего помогают достаточно хорошо описать динамику многих макроэкономических рядов, в том числе и рядов налоговых поступлений. Конечной целью моделирования динамики налоговых поступлений является построение прогнозов, поэтому использование модели ARMA наряду с другими моделями экстраполяции позволяет также по отдельному виду налога оценить уровень точности прогнозирования поступлений.
Прогнозы налоговых
Структурные эконометрические модели представляют собой как крупные системы одновременных уравнений, так и небольшие эконометрические модели (типа соотношений для кривой Филипса для отражения зависимости изменения инфляции от изменения уровня занятости и др.). Определяющим в этих моделях является использование предположений экономической теории для задания априорных ограничений.
Типичным примером замкнутых линейных уравнений, используемых для прогнозирования, может служить векторная авторегрессия. Модель векторной авторегрессии имеет три часто встречающихся представления: векторная авторегрессия в приведенной форме, в рекурсивной и структурной формах.
Векторная авторегрессия в приведенной форме обобщает модель авторегрессии на случай многомерной случайной величины.
Основываясь на теории одновременных
уравнений, на компоненты каждой матрицы
при их оценке необходимо наложить
определенные связи. В ресурсном
представлении векторной
Прогнозирование на основе опережающих экономических индикаторов предполагает создание агрегатной величины, ход тренда которой опережает во времени ход исследуемого показателя. Как известно из экономической теории, изменения одних переменных объективно должны предшествовать изменениям других. Выбирается несколько переменных, опережающих исследуемую величину. Далее из выбранных переменных строится некоторый индекс, по значению которого строится прогноз исследуемого показателя.
Типичным примером прогнозных моделей с несколькими переменными являются макроэкономические модели налоговых поступлений.
При построении прогнозных значений налоговых поступлений, как правило, приходится предварительно прогнозировать объясняющие переменные с использованием различных методик, включая экономические методы, и только потом прогнозировать сами налоговые поступления. При этом можно использовать прогнозы объясняющих переменных, построенные определенными организациями, или же существующие экспертные оценки.
Эконометрические модели, основанные на авторегрессионных процессах, следует, на наш взгляд, рассматривать наряду с моделями для процессов со стохастическим трендом (TS-модели) и моделями для процессов с детерминистическим трендом (DS-модели).
Модель оценки поступлений (Revenue Estimating Model, REM) представляет собой модель-калькулятор, для прогнозирования налоговых поступлений исходя из информации о налоговых поступлениях за предыдущие месяцы. В REM-модели расчет прогнозных значений проводится в постоянных ценах и основывается на значениях поступлений за соответствующий период базового года с учетом возможных изменений ставок и базы налогов. Имевшие место изменения учитываются простой корректировкой на соответствующий множитель. Кроме того, в REM-модели осуществляется дополнительная корректировка прогнозных значений на относительное изменение поступлений текущего года по сравнению с предыдущим годом. Чем ближе прогноз поступлений к концу текущего года, тем в большей степени он опирается на информацию о поступлениях текущего года.
Замечено, что TS-модели по сравнению с DS-моделями дают более качественный одношаговый прогноз для поступлений по подоходному налогу. Прогнозы подоходного налога, полученные с помощью этих эконометрических моделей (TS- и DS-моделей), лучше прогнозов, построенных по модели оценки поступлений (REM). Для прогноза поступлений налога на прибыль эконометрические модели (в данном случае TS- и DS-модели считаются равнозначными) уступают REM-модели. Для прогноза поступления налога на добавленную стоимость, как и в случае прогноза подоходного налога, качество прогнозов с применением TS-моделей также считается несколько выше прогнозов с применением DS- и REM-моделей. Для расчета прогнозных значений суммарных налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации REM-модель дает существенно более качественный прогноз, чем эконометрические модели. Наконец, для суммарных налоговых поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации наилучшие характеристики дает прогноз на основе эконометрических моделей, а не REM-модели.
Качество одношаговых
Среди рассмотренных методов
Наиболее точными считаются результаты прогнозов налоговых обязательств для налога на прибыль и подоходного налога. Они не хуже прогнозов соответствующих налоговых поступлений, полученных на основании ARMA и REM-моделей.
Точный прогноз налоговых
Оценка и прогнозирование
Под налоговым потенциалом понимают максимально возможную сумму начисленных налогов и сборов в условиях действующего налогового законодательства. Согласно такой же трактовке налогового потенциала определяются его аддитивные свойства, т. е. «слагаемость»: общий налоговый потенциал складывается из потенциалов отдельных налогов.
В целях структурного анализа возможно выделить потенциал косвенных, прямых, имущественных и прочих групп налогов.
Налоговый потенциал региона
Налоговый потенциал региона (НПР) страны представляет собой сумму налогового потенциала федерального бюджета по каждому региону, налогового потенциала каждого регионального бюджета и налоговых потенциалов муниципальных образований, входящих регион.
Эти аспекты взаимосвязаны и в совокупности обеспечивают универсальный подход к налоговому потенциалу региона на федеральном, региональном и местном уровнях.
В практических целях под налоговым потенциалом региона понимают сумму потенциалов всех действующих в данном регионе отдельных налогов, а под потенциалом конкретного налога — максимально возможную за определенный период сумму поступлений по данному налогу, исходя из установленных федеральным законодательством налоговой базы и ставки (ставок).
Налоговый потенциал региона
При оценках налогового потенциала региона (НПР) и налогового потенциала консолидированного регионального бюджета (НПРа + НПМа) не рекомендуется учитывать региональные и местные льготы, в то время как учитываются льготы федерального бюджета. И соответственно при оценке налогового потенциала муниципального образования учитываются льготы по федеральному и региональному законодательству и исключаются местные льготы. Хотя методологически спорным является учет федеральных льгот при расчете НПР, а также учет федеральных и региональных льгот при оценке налогового потенциала муниципального образования (НПМа). Поэтому исключение учета федеральных льгот из расчета НПР и региональных льгот из расчета НПМа позволило бы вскрыть настоящую цену существующих и будущих льгот, а следовательно, полнее раскрыть картину межбюджетных отношений.
Информация о работе Налоговое планирование и прогнозирование