Налоговое планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что множественность установленных налогов и сборов, хотя и позволяет решать разнообразные государственные задачи и реализовывать различные функции, создает тенденцию увеличения расходов по их взиманию и условия уклонения от уплаты отдельных налогов. Актуальной проблемой в настоящий момент является создание эффективной системы планирования налоговых доходов. Пока такая система находится в стадии становления, и предстоит еще очень много сделать в теоретическом и прикладном аспектах, чтобы она была реализована на практике.

Содержание

Введение. 3
1. Основы планирования налоговых поступлений в бюджетную систему страны 5
1.1. Налоговое прогнозирование, виды и методы налогового планирования на макроуровне 5
1.2. Методы оценки налогового потенциала регионов. 15
2. Практические аспекты по расчету поступлений налогов и сборов в 2012г. (прогноз)……………………………………………………………………………………...22
2.1. Группировка и анализ факторов, влияющих на организацию прогнозирования и планирования налоговых поступлений 22
2.2. Прогноз поступлений налогов в бюджет в 2012 г. 25
3. Совершенствование налогового прогнозирования и планирования в действующих условиях 30
3.1. Группировка и анализ факторов, влияющих на организацию планирования и прогнозирования налоговых поступлений 30
3.2. Проблема администрирования крупнейших налогоплательщиков и пути ее решения. 34
Список использованной литературы 40

Работа состоит из  1 файл

налоговое планирование и прогнозирование.doc

— 332.00 Кб (Скачать документ)

Для построения достоверного прогноза изучаются и учитываются макроэкономические показатели:

индекс потребительских цен  учитывается на уровне 107,5% - 108%, средняя  цена на нефть марки «Юралс» (101,34 долл. за баррель в 2012г. против 82,74 долл. за баррель в 2011 г., курс доллара - 30,9 рублей за 1 доллар США.

При расчете доходов федерального бюджета на 2012 год необходимо  учесть следующие изменения налогового законодательства:

1) индексация специфических ставок акцизов на подакцизную продукцию, в том числе установление ставок акцизов:

на табачную продукцию с 1 июля 2012 г. в размере 390 руб. за 1 тыс. штук, (увеличение против 2011 г. на 110 руб.). с 1 января 2013 г. - 550 руб.. с 1 января 2014 г. - 800 руб.:

на алкогольную продукцию с  объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов с 1 июля 2012 г. в размере 300 руб.   за 1  литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизной продукции (увеличение против 2011 г. на 69 руб.). с 1 января 2013 г. – 400 руб., с 1 января 2014 г. - 500 руб.:

на спирт этиловый из всех видов  сырья с 1   июля 2012 г.  в размере 44 руб. за 1  литр безводного этилового спирта (увеличение против 2011 г. на 10 руб.), с 1 января 2013 г – 59 руб.. с 1 января 2014 г. - 74 руб.:

на автомобили легковые: с мощностью  двигателя свыше 67,5 КВт (90 л.с.) и до 112.5 КВт (150 л.с.) с 1 января 2014 г. в размере 34 руб. за 1 л.с, с мощностью двигателя свыше 112.5  КВт (150 л.с.) - 332  руб.  с увеличением против 2013  г.  на  3  руб.  и 30 руб.соответственно; : 

на автомобильный бензин: не соответствующий  классу 3. или классу 4 или классу 5 с 1 января 2014 г. в размере 10 462 руб. за 1 тонну, класса 3-10 066 руб., класса 4 и класса 5 - 9 416 руб. с увеличением против 2013 г. на 951 руб., 915 руб. и 856 руб. соответственно:

на дизельное топливо: не соответствующее  классу 3, или классу 4 или классу 5 с 1 января 2014 г. в размере 6 050 руб за 1 тонну, класса 3-5 719 руб., класса 4 и класса 5-5 427 руб. с увеличением против 2013 г. на 550 руб., 520 руб. и 493 руб. соответственно:

на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей с 1 января 2014 г.в размере 8 260 руб. за 1 тонну с увеличением против 2013 г. на 751 руб.;

на прямогонный бензин с 1 января 2014 г. в размере 10 579 руб. за 1 тонну с увеличением против 2013 г. на 962 руб.;

2)  установление ставок налога  на добычу полезных ископаемых  на газ горючий природный для

налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, с 1 января 2012 г в размере 509 руб за 1 тыс. куб. м (увеличение против 2011 г на 272 руб.), с 1 января 2013 г. -582 руб., с 1 января 2014 г.-622 руб.:

3)  установление норматива зачисления  в доходы федерального бюджета  акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета);

4)  зачисление в доходы федерального  бюджета государственной  пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета);

5)  снижение предельного коэффициента  при расчете ставок вывозных  таможенных пошлин на нефть с 65 до 60 процентов;

6)  установление  ставок  вывозных  таможенных пошлин  на товары,   выработанные  из нефти,  в размере 66% от ставок пошлин на нефть;

7)  отмена  льгот  по  вывозной  таможенной  пошлине для  Талаканского  нефтегазоконденсатного месторождения Восточной Сибири:

8) введение нового порядка получения  доходов от реализации соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», причитающихся Российской Федерации в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти).

В совокупности вышеназванные изменения  приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2012 году относительно действующего законодательства на 188,9 млрд.

 

2.2. Прогноз поступлений  налогов в бюджет в 2012 г.

 В последних программных выступлениях политического руководства Российской Федерации, в провозглашенных ориентирах стратегии развития России до 2020 года определены главные направления развития: построение общества, которое задает высокие жизненные стандарты, создание экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности. Достижение этих целей требует построения мощной финансовой системы, способной обеспечить формирование необходимых финансовых ресурсов, сбалансированность бюджетных доходов и обязательств.

Большое значение для увеличения объемов  государственных финансовых ресурсов имеют меры по совершенствованию законодательства о налогах и сборах, повышению эффективности налогового планирования и прогнозирования.

Планирование  на  макроуровне  охватывает  сферу  налогового  планирования  в  масштабе федерального,  регионального  и  местного  бюджетов.  Территориальные  бюджеты  (бюджет субъектов РФ) формируются также за счет налоговых поступлений, доля которых составляет более 50 %, а неналоговые доходы формируют его на 8 – 12 %. 

На практике налоговые поступления  составляют высокую долю в доходах  практически во всех  консолидированных  бюджетах  субъектов  РФ  этого  уровня.  Поэтому  любые  сбои  в мобилизации плановых объектов налогов, прежде всего федеральных в данных условиях, могут крайне отрицательно сказаться на исполнении расходной части бюджета любого уровня.

Основными  налогами,  определяющими особенности структуры доходов бюджета субъекта  РФ,  являются:  налог на  прибыль (доход)  предприятий,  налог на  доходы  с физических лиц, НДС и акцизы. То есть успешное функционирование и развитие экономики и инфраструктуры  субъекта  РФ,  его  социальной  сферы  в  определяющей  степени  зависит  от налоговой  политики,  разрабатываемой  на  федеральном  уровне  и  уровне  самого  субъекта федерации, а также практических мер, форм и методов ее реализации руководством субъекта РФ.

Ниже представлено планируемое  поступление налогов в Федеральный бюджет и бюджет ХМАО в 2012 году.

Налог

Сумма, млн. руб.

% от доходов бюджета  в 2012г.

1

Налог на прибыль организаций

371 906,9

3,2

2

Налог на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1 870 088,3

15,8

3

Акцизы по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

348 309,2

3

4

Налог на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

818 704,5

7

5

Акцизы по подакцизным  товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации

55 554,5

0,4

6

Налог на добычу полезных ископаемых

2 087 386,0

17,7

7

Регулярные платежи  за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья)

22 148,1

0,2

8

Водный налог

3 186,3

0,02

9

Сборы за пользование  объектами водных биологических  ресурсов

400,0

0,003

10

Поступления государственной  пошлины

98 248,5

0,8

11

Поступления ввозных таможенных пошлин

803 822,3

6,8

12

Поступления вывозных таможенных пошлин

3 569 422,5

30,3

13

Поступления таможенных сборов

35 344,1

0,3

14

Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа

453,4

0,004

 

ВСЕГО:

10 084 947

85,6




Таблица 1. Планируемое поступление  налогов в  Федеральный бюджет РФ на 2012 г.

Доходы федерального бюджета запланированы  в 2012г. на уровне 11,78 трлн. руб., расходы - на уровне 12,65 трлн. руб. Доля налоговых поступлений занимает 85,6 %. При этом предполагается постепенное снижение доли нефтегазовых доходов федерального бюджета в ВВП и увеличение доли не нефтегазовых доходов, которые должны расти в связи с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

Рисунок 1. Структура прогнозируемых налоговых поступлений в 2012г. (РФ)

 

В структуре налоговых доходов  на 2012 год поступления вывозных таможенных пошлин занимают наибольший удельный вес 35,3 %. Налог на добычу полезных ископаемых  занимает второе место в составе и структуре налоговых доходов федерального бюджета. Его доля на 2012 год составила 20,7 %. Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в составе и структуре налоговых доходов третий. Его удельный вес составляет порядка 18,5 %. Наименьший удельный вес занимают сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов – 0,004%.

 

Налог

Сумма, млн.руб

% от доходов бюджета в 2012г.

1

налог на прибыль организаций

70 988,5

49,4

2

налог на имущество организаций 

33 813,3

23,5

3

налог на доходы физических лиц 

29 176,8

20,3

4

остальные налоговые доходы

51 73,4

3,6

 

ВСЕГО:

139170

96,8




Таблица 2.Планируемое поступление налогов в  бюджет Ханты-Мансийского автономного округа на 2012 г.

Доходы бюджета Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры на 2012 год спрогнозированы с ростом к плану на 2011 год на 9 305,6 млн. рублей или на 6,9%. В сумме они составили 143 706,2 млн. рублей. В структуре доходов наибольший удельный вес, порядка 97%, занимают налоговые доходы. В бюджете автономного округа налоговые доходы спрогнозированы на 2012 год в объеме 139 015,1 млн. рублей.

 

Рисунок 2. Структура прогнозируемых налоговых поступлений в 2012г. (ХМАО)

В структуре налоговых доходов  на 2012 год налог на прибыль организаций занимает наибольший удельный вес - 51,1%. Налог на имущество организаций занимает второе место в составе и структуре налоговых доходов бюджета автономного округа. Его доля на 2012 год составила 24,3%. Налог на доходы физических лиц в составе и структуре налоговых доходов третий. Его удельный вес составляет порядка 21,0%. Доля остальных налоговых доходов занимает в доходах бюджета автономного округа на 2012 год 3,6%.

 

3. Совершенствование налогового  прогнозирования и планирования  в действующих условиях

3.1. Группировка и анализ  факторов, влияющих на организацию  планирования и прогнозирования  налоговых поступлений

Прогнозирование развития налоговой  системы в России, а как следствие, и изменение динамики налоговых поступлений можно сгруппировать по отдельным показателям (блокам). В своей работе я освещаю преимущество таких блоков, выделенных ведущими авторами. В этих блоках включены по группам макроэкономические показатели, налоговый потенциал и уровень собираемости налогов по основным группам налогоплательщиков. Изучение всех этих показателей вместе увеличит качество прогноза налоговых поступлений.

Последовательность перечисления блоков вовсе не означает, что именно в таком порядке они подлежат разработке и изучению. Неизменными представляются лишь места первого и последнего блоков. Кроме того, следует иметь в виду, что при разработке одного из срединных блоков может возникнуть потребность корректировки уже разработанных в других блоках прогнозов (в том числе и сценарного характера) в силу значимости выявившихся факторов и условий. Важно только, чтобы при этом обеспечивался действительно системный подход и согласованность всех частей прогноза.

Первый блок — общие принципы построения и функционирования хозяйственного механизма:

отношения собственности;

роль и место государства  в управлении экономикой;

роль и место негосударственных  корпоративных структур, малого и среднего предпринимательства, домашних хозяйств.

Применительно к современному развитию экономики особое значение приобретают сценарные условия, определяющие основные целевые параметры, приоритеты и направления экономической политики, ограничения и факторы социально-экономического развития.

Этот блок является определяющим для всех остальных. Необходимость его прогнозирования вытекает из существующих в обществе разных позиций относительно будущего развития национальной экономики.

Естественно, налоговые органы не могут и не должны брать на себя функцию разработки таких сценариев. Их задача — анализ и оценка наработок других структур, выбор наиболее вероятных вариантов с учетом стратегии, достаточно четко сформулированной властными органами, и определение сценариев, которые должны быть разработаны в последующих блоках прогноза.

Второй блок — макропоказатели и параметры социально-экономического развития экономики на перспективу: динамика и структура производимого и используемого ВВП с учетом инфляции, производство продукции (товаров, работ и услуг), промежуточное потребление в ценах производителей и основных ценах, объемы, структура и источники инвестиций, оборот розничной торговли и другие.

Информация о работе Налоговое планирование и прогнозирование