Налоговые органы России, их функции, права и обязанности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 08:57, реферат

Описание

Во всех современных государствах контроль за уплатой налогов находится в компетенции специальных государственных органов - налоговых служб, организационные структуры которых существенно различны. В большинстве стран налоговые ведомства включены в состав министерств финансов и имеют иерархическое строение по территориально-административному признаку. Например, в Великобритании существует 600 налоговых районов в 15 налоговых округах.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…3
1 Структура налоговых органов………………………………………………..4
2. Права и обязанности налоговых органов…………………………………...6
3. Функции и задачи налоговых органов……………………………………..10
Заключение……………………………………………………………….13
Список литературы……………

Работа состоит из  1 файл

реферат по налогам.docx

— 29.69 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

     Введение………………………………………………………………..…3

1 Структура налоговых органов………………………………………………..4

2. Права и  обязанности налоговых органов…………………………………...6

3. Функции и  задачи налоговых органов……………………………………..10

     Заключение……………………………………………………………….13

     Список  литературы………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Во  всех современных государствах контроль за уплатой налогов находится  в компетенции специальных государственных  органов - налоговых служб, организационные  структуры которых существенно  различны. В большинстве стран  налоговые ведомства включены в  состав министерств финансов и имеют  иерархическое строение по территориально-административному  признаку. Например, в Великобритании существует 600 налоговых районов  в 15 налоговых округах.

     В некоторых странах приняты иные методы организации работы налоговых  органов. В Дании, например, существует принцип закрепления за каждым предприятием группы работников налоговой службы. Такая группа курирует предприятие  от возникновения до ликвидации. Группа решает все, что связано с налогообложением предприятия,- от проверки до взыскания  платежей. Существуют группы поддержки, в которых работают самые опытные  специалисты налоговой службы. Эти  подразделения используются для  решения сложных вопросов налогообложения  и могут быть приданы любой  группе, непосредственно работающей с налогоплательщиком.

     Налоговая система, действующая в России в  настоящее время, сформировалась к  началу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в последующие годы в нее  были внесены существенные изменения. Появились новые  виды налогов, в существующие – внесены изменения. В настоящее время происходит процесс кодификации налогового законодательства, его значительного обновления. 
 
 
 
 

1 Структура налоговых органов

       Налоговыми органами в РФ являются  Министерство Российской Федерации  по налогом и сборам и его  подразделения в РФ, также полномочиями  налоговых органов обладают таможенные  органы и органы государственных  внебюджетных фондов, действующие  в  пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

     Система органов ИФНС выступает в качестве:

     а) единой системы контроля;

     б) независимой системы контроля;

     в) централизованной системы контроля.

     Основной  источник финансирования – средства федерального бюджета Российской Федерации. Структура единой централизованной системы налоговых органов показана на рис. 1. 

     

     Рис. 1. Структура системы налоговых органов

     В налоговом кодексе РФ, как и  в законе «об основах налоговой  системе РФ», выделены 3 уровня налоговой  системы:

     1) федеральный уровень – ИФНС;

     2) региональный уровень – управления ИФНС по субъектам Федерации и межрегиональные инспекции ИФНС России;

     3) местный уровень – инспекции ИФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также межрайонные инспекции ИФНС России.

     Следует отметить, что уровни налоговой системы  не совпадают с уровнями бюджетной  системы: если доходы федерального бюджета  в части налоговых поступлений  формируется только за счет федеральных  налогов, то в региональные бюджеты  поступают как налоги субъектов  РФ, так и федеральные налоги. Аналогичная картина наблюдается  и при формировании местных бюджетов: кроме местных налогов они  включают в себя часть федеральных  налогов и налогов субъектов  РФ.

     определения прибыли, дохода, иных объектов обложения  и исчисления налога;

     • передачу правоохранительным органам  материалов по фактам нарушений, за которые  предусмотрена уголовная ответственность;

     • предъявление в суд и арбитражный  суд исков. [6,119]

     Центральный аппарат ИФНС и его управления по субъектам Федерации выполняют  наряду с общими для всех звеньев (учет налогоплательщиков, контроль за соблюдением налогового законодательства, применение мер налоговой ответственности) следующие функции:

     Персонал  налоговых органов состоит из должностных лиц (начальники органов и инспекторы), оперативного состава (юристы, бухгалтеры и др.) и вспомогательного состава (секретари, водители и др.). Основное должностное лицо – налоговый инспектор, на которого возложено выполнение контрольной работы.

     Законодательством введена новая норма, призванная повысить уровень правовой культуры должностных лиц налоговых органов. Согласно ст. 33 Кодекса, эти лица обязаны:

     • действовать в строгом соответствии с действующим законодательством;

     • реализовывать в пределах своей  компетенции права и обязанности  налоговых органов;

     • корректно и внимательно относиться к участникам налоговых правоотношении, не унижать их честь и достоинство.

     2. Права и обязанности налоговых органов

     Для выполнения своих функций налоговые  органы наделены соответствующими правами, которые реализуются через права  различных должностных лиц этих органов. Для правильного понимания  прав налоговых органов необходимо учитывать следующее.

     Во-первых, к налоговым органам и их должностным  лицам неприменим принцип диспозитивности  — основной принцип, в частности, гражданско-правовых отношений: «разрешено все, что не запрещено законом». Наоборот, они должны руководствоваться императивным принципом, присущим административным отношениям: каждое должностное лицо выполняет только то, что прямо  разрешено ему законом, т.е. действует  в рамках установленной ему компетенции.

     Во-вторых, права налоговых органов являются одновременно обязанностью их должностных  лиц1. Например, закрепленное в НК РФ право налоговых органов предъявлять иски о взыскании сумм финансовых санкций подразумевает и обязанность налоговых органов предъявлять такие иски для контроля соблюдения налогового законодательства.

     Налоговым органам предоставляется право:

     1. Производить в органах государственной  власти и органах местного  самоуправления, организациях, у граждан  Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства  (далее - органы, организации и  граждане) проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и  уплатой налогов и других обязательных  платежей в бюджет; получать необходимые  объяснения, справки и сведения  по вопросам, возникающим при  проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну,  определяемую в установленном  законодательством порядке. 

     Осуществлять  контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка  и условий ее регистрации и  применения, которые определяются законодательством  Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при  осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных  карт, за полнотой учета выручки  в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при  осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных  карт.

     2. Контролировать соблюдение законодательства  гражданами, занимающимися предпринимательской  деятельностью.

     3. Получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и  иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их  согласия справки, документы и  копии с них, касающиеся хозяйственной  деятельности налогоплательщика  и необходимые для правильного  налогообложения.

     Должностные лица налогового органа обязаны сохранять  в тайне сведения о вкладах  граждан и организаций.

     4. Обследовать с соблюдением соответствующих  правил при осуществлении своих  полномочий любые используемые  для извлечения доходов либо  связанные с содержанием объектов  налогообложения независимо от  места их нахождения производственные, складские, торговые и иные  помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан. В случаях  отказа граждан допустить должностных  лиц налоговых органов к обследованию  указанных помещений налоговые  органы вправе определять облагаемый  доход таких лиц на основании  документов, свидетельствующих о  получении ими доходов, и с  учетом обложения налогами лиц,  занимающихся аналогичной деятельностью.

     5. Требовать от руководителей и  других должностных лиц проверяемых  предприятий, учреждений, организаций,  а также от граждан устранения  выявленных нарушений законодательства  о налогах и других обязательных  платежах в бюджет и законодательства  о предпринимательской деятельности  и контролировать их выполнение.

     6. Приостанавливать операции предприятий,  учреждений, организаций и граждан  по расчетным и другим счетам  в банках и иных финансово-кредитных  учреждениях в случаях непредставления  (или отказа представить) налоговым  органам и их должностным лицам  бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других  документов, связанных с исчислением  и уплатой налогов и иных  обязательных платежей в бюджет.

     7. Изымать у предприятий, учреждений  и организаций документы, свидетельствующие  о сокрытии или занижении прибыли  (дохода) или о сокрытии иных  объектов от налогообложения,  с одновременным производством  осмотра документов, фиксации их  содержания. Объем и состав изымаемых  документов определяются инструкцией  Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам.

     Основанием  для изъятия соответствующих  документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налогового органа.

     Выносить  решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности  за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном Федеральным  Законом о налоговых органах  в РФ.

     Взыскивать  недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, установленном Налоговым  кодексом Российской Федерации.

     10. Возбуждать ходатайства о запрещении  в установленном порядке заниматься  индивидуальной трудовой деятельностью.

     11. Предъявлять в суде и арбитражном  суде иски:

     - о ликвидации предприятия любой  организационно-правовой формы по  основаниям, установленным законодательством  Российской Федерации, о признании  регистрации предприятия недействительной  в случае нарушения установленного  порядка создания предприятия  или несоответствия учредительных  документов требованиям законодательства  и взыскании доходов, полученных  в этих случаях;

     - о признании сделок недействительными  и взыскании в доход государства  всего полученного по таким  сделкам;

     - о взыскании неосновательно приобретенного  не по сделке, а в результате  других незаконных действий.

Информация о работе Налоговые органы России, их функции, права и обязанности