Налоговые органы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:36, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – комплексное рассмотрение прав и обязанностей налоговых органов России.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
– ознакомится с понятием, признаками и функциями налоговых органов России;
– рассмотреть принципы построения системы налоговых органов;
– изучить права и обязанности налоговых органов России;
– ознакомиться с мероприятиями, применяемыми налоговыми органами к налогоплательщикам

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ПРИЗНАКИ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ
1.1. Понятие и функции налоговых органов России
1.2. Принципы построения системы налоговых органов Российской Федерации
ГЛАВА II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ
2.1. Права налоговых органов
2.2. Обязанности налоговых органов России
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ К НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Налоговые органы РФ, их права и обязанности,Трубиной О..doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ПРИЗНАКИ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

1.1. Понятие и функции налоговых органов России

1.2.  Принципы построения системы налоговых органов Российской Федерации             

ГЛАВА II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

2.1. Права налоговых органов

2.2. Обязанности налоговых органов России

ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ К НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация как демократическое федеративное правовое и социальное государство (ст.1, ч.1; ст.7, ч.1 Конституции Российской Федерации), действуя в интересах всего общества в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности (ст. 2 Конституции Российской Федерации), осуществляет социальную, экономическую, правоохранительную и другие функции, которые материально обеспечиваются взимаемыми с граждан и юридических лиц налогами. Налоги, имеющие, таким образом, публичное предназначение, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства, условием реализации им указанных публичных функций, а обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования Конституции Российской Федерации (ст. 57).

Налоговая система в полной мере зависит от проводимой в государстве налоговой политики, ее законного оформления, т.е. отражения в актах высшей юридической силы соответствующих норм, устанавливающих, изменяющих и прекращающих налоговую обязанность. При этом важным моментом является учет интересов всех сторон налогового правоотношения – это и интересов государства, и интересов налогоплательщиков.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Для обеспечения поступления налогов в бюджет государство образует особый организационно-правовой механизм – налоговые органы. От эффективности их деятельности зависит не только исполнение доходной части бюджетов, но и общее состояние законности в сфере налогообложения, а также степень сознательного отношения налогоплательщика к его обязанностям перед государством.[1]

В российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, которые и формируют бюджеты всех уровней государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и система налоговых органов зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства страны.

Цель данной курсовой работы – комплексное рассмотрение прав и обязанностей налоговых органов России.

В связи с этим необходимо решить следующие задачи:

– ознакомится с понятием, признаками и функциями налоговых органов России;

– рассмотреть принципы построения системы налоговых органов;

– изучить права и обязанности налоговых органов России;

– ознакомиться с мероприятиями, применяемыми налоговыми органами к налогоплательщикам

Актуальность темы курсовой работы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов. Налоговые органы играют в этом первостепенную роль. Правильное и точное соблюдение прав и обязанностей налоговых органов гарантирует в нашей стране построение нормальной и правовой системы уплаты налоговых и иных обязательных платежей.


ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ПРИЗНАКИ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

1.1. Понятие и функции налоговых органов России

Формирование в России правового и социального государства предполагает создание условий не только для осуществления прав и личных свобод граждан, но и накладывает на них определенные обязанности, в частности по уплате законно установленных налогов и сборов. Для контроля за исполнением гражданами и юридическими лицами указанной конституционной обязанности государство создало специальную систему уполномоченных государственных органов, основной задачей которых является контроль за соблюдением налогового законодательства.[2]

Налоговые органы РФ – государственные органы, осуществляющие в соответствии с действующим законодательством взимание налогов и сборов.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля[3] за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы[4].

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы – управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня – действуют как единая централизованная система налоговых органов.[5]

К территориальным налоговым органам относятся:

а) межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы России:

– по федеральным округам;

– по крупнейшим налогоплательщикам;

– по контролю за алкогольной и табачной продукцией;

– по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков;

– по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг;

– по централизованной обработке данных;

б) управления Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации;

в) инспекции Федеральной налоговой службы России по районам, районам в городах, городам без районного деления и межрайонного уровня.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Налоговые органы занимают особое положение в области контроля за соблюдением налогового законодательства. Можно с уверенностью говорить о достаточности полномочий налоговых органов по реализации их основной функции – осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет.[6]

Правовое положение Федеральной налоговой службы как органа контроля за соблюдением налогового законодательства определяют конституционные нормы и положения, нормы федеральных законов, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты Министерства финансов РФ.

Конституция РФ закрепляет важнейшие принципы налогообложения, устанавливает основы разграничения компетенции между РФ и ее субъектами, устанавливает основы местного самоуправления.[7]

К ведению РФ относится определение порядка организации налоговых органов РФ, т.к. в соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению РФ относится установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций.

Главными задачами налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.[8]

Кроме того, одна из приоритетных задач налоговых органов – совершенствование работы с налогоплательщиками, создание для них необходимых условий для исполнения обязанностей по уплате налогов.

1.2. Принципы построения системы налоговых органов Российской Федерации

Жизнедеятельность любого государства находится в прямой зависимости от налоговых и иных поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Согласно ст. 8 части первой НК РФ под налогом, сбором понимается обязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц. Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации. Но налогоплательщики, в силу разных причин, допускают нарушения налогового законодательства – от несвоевременной уплаты налогов до уклонения от их уплаты.

Государственная налоговая служба – единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в ее состав.

Современное построение налоговых органов РФ осуществляется на основе двух основных принципов:

1.           территориальный принцип;

2.           отраслевой принцип.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.

Налоговая служба Российской Федерации основана на следующих принципах:

1. Принцип единства.

Этот принцип построения системы проистекает из принципа единства налоговой политики: для обеспечения единообразного применения налогового законодательства в Российской Федерации требуется наличие единого контрольного органа. Налоговая служба России осуществляет свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов. В соответствии с п.п. «н» п.1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти, а к ведению Российской Федерации, в частности, относится установление федеральных экономических служб. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.

Принцип единства Федеральной налоговой службы вытекает из Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», из которого следует, что «Служба и ее территориальные органы – управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня – составляют единую централизованную систему налоговых органов» (п.4 Положения).[9]

Единство системы налоговых органов обеспечивается тем, что функции контроля за взимание налогов всех уровней выполняют исключительно органы ФНС России.

2. Принцип независимости.

Налоговые органы являются независимой системой контроля за исполнением законодательства о налогах и сборах.

Данный принцип свидетельствует о том, что налоговые органы, осуществляя свою деятельность, независимы от любых органов власти и управления, организаций любых форм собственности. Однако эту независимость нельзя считать абсолютной.

Информация о работе Налоговые органы Российской Федерации