Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – комплексное рассмотрение прав и обязанностей налоговых органов России.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
– ознакомится с понятием, признаками и функциями налоговых органов России;
– рассмотреть принципы построения системы налоговых органов;
– изучить права и обязанности налоговых органов России;
– ознакомиться с мероприятиями, применяемыми налоговыми органами к налогоплательщикам
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, ПРИЗНАКИ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ
1.1. Понятие и функции налоговых органов России
1.2. Принципы построения системы налоговых органов Российской Федерации
ГЛАВА II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ
2.1. Права налоговых органов
2.2. Обязанности налоговых органов России
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ К НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков (подпункт 3 п.1 ст.32 НК РФ);
4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, по бесплатному информированию налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлению форм установленной отчетности и разъяснению порядка их заполнения, разъяснению порядка исчисления и уплаты налогов и сборов (подпункт 4 п.1 ст.32 НК РФ);
5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 5 п.1 ст. 32 НК РФ);
6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации (подпункт 6 п.1 ст.32 НК РФ);
7) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ (подпункт 7 п.1 ст.32 НК РФ);
8) соблюдать налоговую тайну (подпункт 8 п.1 ст.32 НК РФ);
9) поскольку налоговый орган – это не правоохранительный орган, а именно контрольный, то в обязанность налоговых органов включается обязанность направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта.
Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым Кодексом РФ и иными федеральными законами.
Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.Обязанности должностных лиц налоговых органов указаны в статье 33 НК РФ.
Должностные лица налоговых органов обязаны:
1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.[16]
При рассмотрении обязанностей налоговых органов нельзя не принимать во внимание, что фактически реализация возложенных на налоговые органы обязанностей осуществляется через действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.[17]
Должностными лицами налоговых органов являются работники налоговых органов, которые на основании положений действующего законодательства постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти в рамках налоговых правоотношений.
Среди многих новшеств, введенных в жизнь Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), есть положение, существенно преображающее взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками. Налогоплательщикам предоставлено право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков.[18] Наряду с этим они имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (п.1 ст.21). Чтобы подкрепить это право налогоплательщиков, на налоговые органы возложена обязанность проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.
Дополнительно возлагаемые на Службу функции обусловливают необходимость совершенствования системы налогового администрирования, повышения эффективности функционирования системы налоговых органов, обеспечения роста налоговой грамотности и информированности населения.
Налоговые органы и их должностные лица обязаны проводить разъяснительную работу для граждан, применяя различные формы, например: дача консультаций, проведение семинаров, лекций, бесед, организация краткосрочных учебных курсов с применением наглядных материалов, схем, диаграмм, слайдов, аудио - и видеороликов.
Законодатель определил бесплатность информирования налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей о действующих налогах и сборах, а также бесплатное предоставление организациям и физическим лицам форм установленной отчетности (налоговой декларации, налоговых расчетов, отчетов), разъяснение порядка их заполнения и разъяснение порядка исчисления и уплаты налогов и сборов (например, о сроках уплаты, о порядке перечисления сумм налогов и сборов, о применении правил о рассрочке или отсрочке по уплате налогов и сборов).
Налоговый кодекс отдельно обязывает налоговые органы давать письменные ответы на вопросы налогоплательщиков, устные ответы по телефону, в ходе приема и т.д. Однако сфера консультаций и просветительской работы с гражданами ограничена темой применения законодательства о налогах и сборах, а также принятыми в соответствии с данным законодательством правовых нормативных актов.
Требование к просветительской работе налоговых органов – сформировать у налогоплательщиков понимание неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов. К сожалению, многие формы налоговых злоупотреблений не могут быть устранены только этими методами. Поэтому основной задачей остается эффективный выбор просветительской работа по повышению налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков.[19]
Информацию по вопросам налогов и сборов предоставляет любой налоговый орган, в который обратился налогоплательщик, за исключением случаев, когда у данного налогового органа отсутствует запрашиваемая информация, а именно информация, содержащаяся в актах с грифами «Особой важности», «Совершенно секретно», «Для служебного пользования», «Не для печати». Информация по вопросам налогов и сборов может предоставляться налоговыми органами для общедоступного ознакомления в местах нахождения налоговых органов с использованием устных объявлений, информационных стендов, табло и иных технических средств, применяемых для распространения информации[20].
Отказ в предоставлении налогоплательщику запрошенной информации правомерен, когда в налоговом органе отсутствует запрошенная информация, например, в случае, когда в налоговой инспекции запрашиваются нормативные акты государственных внебюджетных фондов или практика их применения. В подобной ситуации налоговый орган должен сообщить, куда, по его мнению, налогоплательщику следует обратиться за интересующими его сведениями.[21]
Информация, которой располагают налоговые органы, делится на массовую информацию и информацию с ограниченным доступом. Массовую информацию вправе без ограничений получать любой. Получение массовой информации возможно по средствам использования Интернет сайта Федеральной налоговой службы, Средств массовой информации (СМИ), посещения бесплатных семинаров, которые организуют инспекции, обращать внимание на объявления, информационные стендов, табло и иные технических средств, применяемых для распространения информации. Также модно обратиться за интересующей информацией в отдел работы с налогоплательщиками и СМИ.
Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ является структурным подразделением Федеральной налоговой службы, образованным в целях организации и координации взаимодействия Госналогинспекции с налогоплательщиками, общественными организациями и средствами массовой информации по вопросам повышения налоговой культуры населения России, активизации пропаганды налогового законодательства и доведения до общественности достоверной информации о деятельности ФНС Российской Федерации.
На отдел возложены следующие полномочия:
1) обеспечить доступ граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, путем создания информационных ресурсов.
2) организация деятельности нижестоящих налоговых органов по приему отчетности (на бумажном носителе и в электронном виде) и работе с налогоплательщиками;
3) организация информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками;
4) сотрудничество со сторонними организациями в целях проведения совместных мероприятий по повышению эффективности информирования налогоплательщиков;
5) организация и подготовка ответов на письма и информирование налогоплательщиков по сдаче деклараций и других документов, уплате налогов и сборов, а также другим вопросам общего характера в области налогообложения. Привлечение при необходимости для подготовки ответов на запросы налогоплательщиков других отделов службы;
6) организация взаимодействия со СМИ и общественными организациями, органами власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в рамках проводимых информационно-разъяснительных мероприятий;
7) организация работы по ведению и информационному наполнению интернет-сайта ФНС.
8) организация публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, а также сведений об ИНН налогоплательщиков, сериях и номерах свидетельств, признанных недействительными в средствах массовой информации;
9) выявление проблем по сдаче отчетности в электронном виде и подготовка предложений по их устранению;
10) проведение разъяснительной работы по представлению налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиками в электронном виде;
11) своевременно и регулярно размещать указанные информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет;
12) систематически информировать граждан и организации о деятельности федеральных органов исполнительной власти иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Интернет-сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации разработан с целью создания:
1) единой организационной основы ведения и информационного обеспечение реализации прав налогоплательщиков на доступ к информации о деятельности налоговых органов Российской Федерации;
2) информирование налогоплательщиков о налоговом законодательстве Российской Федерации;
3) оперативное доведение до налогоплательщиков актуальной справочной и разъяснительной информации;
4) всестороннее освещение работы налоговых органов и популяризация деятельности налоговых органов;
5) формирование позитивного общественного мнения и повышение интереса к деятельности налоговых органов;
6) снижение уровня бумажного документооборота с внешними источниками и получателями информации.
Интернет-сайт предназначен для представления информации юридическим и физическим лицам, а также региональным органам государственной власти.
На интернет-сайте ФНС России размещается информация двух типов: федеральная и региональная.
К федеральным материалам относится следующая информация:
1) документы (массовые письма, приказы, распоряжения, методические рекомендации, разъяснения и т.п.), содержащие нормы и разъяснения законодательства о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
2) информационные базы данных;
3) формы налоговых деклараций;
4) программные средства для юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
К региональным материалам относится: