Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:18, курсовая работа

Описание

Налоговым законодательством выделяют особый вид юридической ответственности за правонарушения связанные с отношениями в области уплаты налогов и сборов.
Актуальность работы определяется значительными изменениями, которые в последнее время произошли в правовом регулировании налоговой ответственности в связи с совершением налогового законодательства. Современный уровень развития российского общества, существование рыночных отношений, интеграция нашей страны в международное сообщество потребовали коренного изменения отечественного законодательства, в том числе налогового. Это нашло отражение в вступившей в силу с 1 января 1999 года части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, положения которая ознаменовала очередной этап в развитии отечественного налогового законодательства, его выход на новый качественный уровень - уровень кодифицированного акта, обобщившего на тот момент многочисленные и разрозненные нормы данной подотрасли права.
В данной работе я ставил задачу обобщение и систематизация правовых норм касающиеся налоговых правонарушений предусмотренные различными отраслями правовой системы РФ. Цель работы - рассмотреть совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Налоговое правонарушение и его состав 5
1.1 Общее понятие, объект налогового правонарушения 5
1.2 Субъекты налоговых правонарушений 6
1.3 Объективная сторона налогового правонарушения 7
1.4 Субъективная сторона налогового правонарушения 8
Глава 2. Порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения 12
2.1 Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения 12
2.2 Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения 13
2.3 Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения 13
Глава 3. Ответственность за налоговые правонарушения 16
3.1 Налоговые санкции 16
3.2 Административная ответственность за налоговые правонарушения 24
3.3. Уголовная ответственность за налоговые правонарушения 26
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

налоги.doc

— 195.50 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

Введение            3

Глава 1 Налоговое правонарушение и его состав     5

1.1 Общее понятие, объект налогового правонарушения    5

1.2 Субъекты налоговых правонарушений      6

1.3 Объективная сторона налогового правонарушения    7

1.4 Субъективная сторона налогового правонарушения    8

Глава 2. Порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения            12

2.1 Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения           12

2.2 Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения       13

2.3 Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения         13

Глава 3. Ответственность за налоговые правонарушения    16

3.1 Налоговые санкции          16

3.2 Административная ответственность за налоговые правонарушения  24

3.3. Уголовная ответственность за налоговые правонарушения    26

Заключение           35

Список использованной литературы       36

 

Введение.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Налог не предполагает свободы выбора, поскольку неуплата налога в установленный срок влечет применение принудительных мер.

Налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Меняются  ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Но проблема правонарушений в области уплаты налогов и сборов всегда останется актуальной. С этой проблемой не справились даже развитые цивилизованные государства. Правосознание граждан нашего государства оставляет желать лучшего и уровень нарушения налогового законодательства довольно высок. Необходим государственный механизм принуждения к нарушителям налогового законодательства. Этим механизмом является привлечения нарушителей к юридической ответственности за нарушения законодательства в области уплаты налогов и сборов

Традиционно выделяют следующие виды юридической  ответственности:

  • Уголовная за наиболее общественно опасные деяния  (преступления).
  • Административная – предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях и иными нормативными актами.
  • Дисциплинарная – из трудовых правоотношений, связана с нарушением трудовой дисциплины
  • Гражданско-правовая. - выражается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных  законом или договором мер воздействия имущественного характера.

Налоговым законодательством выделяют особый вид юридической ответственности за правонарушения связанные с отношениями в области уплаты налогов и сборов.

Актуальность  работы определяется значительными изменениями, которые в последнее время произошли в правовом регулировании налоговой ответственности в связи с совершением налогового законодательства. Современный уровень развития российского общества, существование рыночных отношений, интеграция нашей страны в международное сообщество потребовали коренного изменения отечественного законодательства, в том числе налогового. Это нашло отражение в вступившей в силу  с 1 января 1999 года части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, положения которая ознаменовала очередной этап в развитии отечественного налогового законодательства, его выход на новый качественный уровень - уровень кодифицированного акта, обобщившего на тот момент многочисленные и разрозненные нормы данной подотрасли права.

В данной работе я ставил задачу обобщение  и систематизация правовых норм касающиеся налоговых правонарушений предусмотренные  различными отраслями правовой системы  РФ. Цель работы - рассмотреть совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся  ответственности  за  нарушение налогового законодательства.

 

Глава 1 Налоговое  правонарушение и его состав

1.1.Общее  понятие налогового правонарушения.

Налоговым правонарушением  признается виновно совершенное  противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность [2, c106].

Объектом налоговых  правонарушений являются сложившийся государстве общественные отношения в области порядка уплаты налогов и сборов.

Не всякое нарушение  налогового законодательства может  быть основанием для привлечения лица к юридической ответственности. Основанием юридической ответственности является такое поведение, которое имеет, во-первых, все предусмотренные законом признаки наказуемого деяния и, во-вторых, все предусмотренные законом элементы состава правонарушения.

Выделяют следующие  правовые признаки деяния, влекущего  применение мер ответственности:

  1. противоправность действия или бездействия, т.е. несоблюдение правовой  нормы;
  2. виновность лица, нарушившего закон. Признаком вины нарушителя является умышленный характер его действий либо проявленная липом неосторожность;
  3. причинная связь противоправного действия и вредных последствий. Вредные последствия должны быть следствием именно тех деяний, которые указаны в законе. Отсутствие такой связи исключает применение соответствующих мер ответственности;
  4. недопустимость действия или бездействия.  Законодательством должна быть установлена конкретная санкция за совершение правонарушения  если   за совершение противоправных деяний взыскание не установлено, то привлечение лица к правовой ответственности исключено.

 

 

1.2. Субъекты налоговых правонарушений.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса [2, c107].

Субъектами правонарушений признаются:

1) Налогоплательщики;

а) Физические лица;

  • Граждане;
  • Частные предприниматели;

б) Организации;

2) Налоговые агенты;

  • Частные предприниматели;
  • Организации;

Представители налогоплательщика  или налогового агента.

  • Физические лица;
  • Организации;
  • Частные предприниматели;

В качестве субъектов  налогового  правонарушения Кодексом предусматриваются только непосредственно налогоплательщик, под которым на практике понимают лицо, имеющее тот или иной объект налогообложения и обязанное в связи с этим уплачивать соответствующий налог, а также налоговый агент или их представители. На других лиц, в том числе и должностных (руководителя предприятия, главного бухгалтера), составы налоговых правонарушений, предусмотренные частью первой Кодекса, не распространяются.

Статьей 107 части первой Налогового Кодекса установлено, что физическое лицо может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение только по достижении им возраста 16 лет.

Должностные лица организаций не являются субъектами ответственности за налоговые правонарушения. Однако не стоит  забывать, что они по прежнему могут быть привлечены к административной ответственности. В п.4 ст.108 части первой Налогового Кодекса по этому поводу содержится норма, согласно которой привлечение организации к ответственности за совершение  налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности.

1.3 Объективная сторона налогового правонарушения.

Нарушение налогового законодательства проявляется в нарушении различных правовых норм и тем или иным образом связано с правильным исчислением, полным и своевременным внесением налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Таким образом, основной вид нарушений в налоговой сфере составляют нарушения, совершаемые налогоплательщиками по незаконному уклонению от уплаты налогов Главой 16 части 1 налогового кодекса РФ определены следующие виды нарушений:

  1. Правонарушения против обязанности по уплате налогов:
  • Уклонение от постановки на учет в налоговом органе.
  • Непредставление налоговой декларации.
  • Неуплата или неполная уплата сумм налога.
  1. Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщиков.
  • Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.
  • Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.
  • Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.
  1. Правонарушения против контрольных функций налоговых органов и порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности.
  • Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
  • Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
  • Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля.
  • Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

1.4. Субъективная сторона налоговых правонарушений.

"Наличие вины - общий  и общепризнанный принцип юридической  ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, то есть закреплено непосредственно" . Принцип вины означает, что лицо подлежит ответственности только за те противоправные деяния, в отношении которых установлена его вина. В общем виде этот принцип закреплен в статье 106 Части первой Налогового Кодекса РФ, согласно которой налоговым правонарушением признается лишь виновно совершенное деяние. Таким образом, виновность наряду с противоправностью, реальностью и наказуемостью является атрибутивным признаком налогового правонарушения, а та или иная форма вины - обязательным элементом его состава.

Налоговая ответственность наступает не просто за сам факт совершения противоправного деяния, повлекшего в качестве результата те или иные вредные последствия, но именно за виновное совершение такого деяния. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пункту 2 статьи 109 НК является обстоятельством, исключающим привлечение его к налоговой ответственности. Следовательно, необходимость установления вины налогоплательщика для привлечения его к ответственности прямо предписана НК РФ. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.01.2001 выражена правовая позиция, в соответствии с которой отсутствие вины при нарушении обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения. Иная трактовка состава правонарушения, в том числе налогового, как основания ответственности, по мнению Конституционного суда РФ, противоречила бы и природе правосудия. Суд в связи с привлечением налогоплательщиков к ответственности за нарушение налоговых обязательств, исходя из принципов состязательности и равноправия сторон, не может ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения этих обязательств, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.

НК нормативно закрепляет две формы вины - умысел и неосторожность. Умысел (dolus - по лат.) предполагает, что  лицо, совершившее налоговое правонарушение, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Неосторожность (culpa - по лат.) представляет собой такую форму вины, при которой лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Как видим, НК РФ не предусматривает такой разновидности неосторожной вины, как самонадеянность, сущность которой состоит в том, что нарушитель, предвидя возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение.

Отметим, что законодатель недостаточно активно использует различные  формы вины в качестве критерия для  дифференциации налоговой ответственности. Умысел является необходимым условием для квалификации деяния по пункту 3 статьи 122 НК РФ; это единственный состав, где форма вины определена законодателем в качестве квалифицирующего обстоятельства. Неосторожная форма вины может быть учтена в качестве обстоятельства, смягчающего налоговую ответственность.

Информация о работе Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение